Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (839) | 4 мая 2022г.
 

Пустили по рукам

АВТОВАЗ меняет собственника

Илья Ширтанов

28 апреля была разрушена очередная сенсационная информация об остановке на полгода ижевской площадки АО «АВТОВАЗ». Днем ранее от имени министра промышленности и торговли РФ Дениса МАНТУРОВА была внесена ясность относительно доли автоконцерна Renault в капитале АВТОВАЗА, которую сватали Китаю, Индии и другим ближне- и юго-восточным странам. Переполох в СМИ был организован на фоне прохождения выборов президента Французской Республики, которая является крупным акционером Renault. Похоже, что информационный фон был необходим для сокрытия реальных планов второго собственника АВТОВАЗа в лице госкорпорации «Ростех» и его генерального директора Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото).

Renault сдает долю

23 марта 2022 г. центральный офис Группы Renault объявил о приостановке деятельности автоконцерна в России. «Что касается своей доли в АВТОВАЗе, Группа Renault оценивает доступные варианты с учетом текущих условий, действуя при этом ответственно по отношению к своим 45 тыс. сотрудникам в России», -отмечалось в документе, опубликованном на официальном сайте Renault Group. Представили Renault пояснили, что «она (Группа Renault) уже осуществляет необходимые меры для соблюдения международных санкций».

Ранее АВТОВАЗ отправил в простой сотрудников тольяттинской площадки и работников завода ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод» (бывшее ОАО «Ижавто», с 2011 г. входит в Группу «АВТОВАЗ»). Позже было объявлено о вынужденном переносе ежегодного корпоративного отпуска с августа на апрель 2022 г. Было объявлено о введении 4-дневной рабочей недели. Все эти события находили отражение в СМИ. Однако пик ажиотажного спроса на тему АВТОВАЗа пришелся на конец апреля, когда СМИ приступили к публикованию всевозможных версий дальнейшей судьбы доли Группы Renault в акционерном обществе.

Различного рода эксперты, комментаторы и представители прессы упражнялись в анализе предстоящих событий, связанных с продажей активов Renault в России. Отдельный упор делался на китайских инвесторов, которые якобы крайне заинтересованы в создании своего плацдарма на площадке АВТОВАЗа. В качестве потенциальных партнеров Ростеха в АВТОВАЗе назывались бизнес-сообщества Индии, Южной Кореи, ОАЭ и даже Турции. Все эти прогнозы выглядели, мягко говоря, комично.

До 26 апреля центральные СМИ публиковали новости о возможных «китайских покупателях» со ссылками на информацию, полученную от источников в государственных структурах.

Начиная с 26 апреля эти же издания уже оповещали, что никаких зарубежных инвесторов не будет. Доли Renault перейдут, по сути, в госсобственность России.

Дождались выборов

Подобный прогноз был сформулирован Областным аналитическим еженедельником «Хронограф» полтора месяца назад (см. «Хронограф» №8 (832) от 14.03.22). Разница только в том, что в публикации «Хронографа» роль полноценного собственника АВТОВАЗа непосредственно отводилась Ростеху. Сейчас анонсируется передача доли Renault в пользу ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», что сути не меняет. Если такое произойдет, то можно ожидать применения схемы взаимодействия Ростеха с НАМИ, обкатанной в начале 2000-х гг. специалистами Сергея Чемезова (см. «Хронограф» №13 (749) от 13.04.20).

Некоторые издания уже прочат на должность генерального директора АВТОВАЗа Сергея Гайсина, возглавляющего НАМИ. Также в очередь на пост гендиректора предприятия поставлены вице-президент АВТОВАЗа Максим Нагайцев и ветеран завода, бывший гендиректор «Lada Ижевск» Михаил Рябов.

Отдельного внимания заслуживает то, что информационные вбросы о вариантах распоряжения долей Renault в АВТОВАЗе и ЗАО «Рено Россия» (завод «Автофрамос», Москва), стали отмечаться за несколько дней до начала голосования на выборах президента Франции. Правительство Франции имеет непосредственное влияние на решения, принимаемые в Группе Renault (доля государства в Renault Group -15,01%). Надо полагать, что от итогов выборов могла зависеть повестка переговоров относительно дальнейших перспектив активов Renault в России.

Возможно, если бы новым президентом Франции стала Марин Ле Пен, то события разворачивались бы по иному сценарию. Однако 25 апреля 2022 г. были оглашены окончательные итоги голосования, в соответствии с которыми президентом Франции на второй срок остался антагонист Ле Пен Эммануэль Макрон. 26 апреля появилось сообщение, со ссылкой на слова Дениса Мантурова, о передаче «Автофрамоса» правительству Москвы. Относительно доли АВТОВАЗа Renault был предоставлен опцион на несколько лет в случае принятия решения о возврате инвестора.

АВТОВАЗ «за рубль»

Примечательно, что во многих источниках в описании деталей сделки с Renault приводят прямую цитату Мантурова, что это «будет, условно, сделка «за рубль». Эту информацию министр сообщил журналистам. Причем не удалось найти расшифровок, что модераторы сделки подразумевали под формулировкой «условно, сделка «за рубль», безусловную сумму, которую планируется передать французской стороне.

Также нет пояснений, где и при каких условиях Мантуров якобы сообщал журналистам планы по АВТОВАЗу. При этом, согласно официальным заявлениям Минпромторга, 25-26 апреля Денис Мантуров находился с визитом в Узбекистане. В то время когда во Франции Макрон отмечал победу на выборах, представитель правительства России принимал участие в Международной промышленной выставке и договаривался о будущих поставках на АВТОВАЗ. Были на той выставке и представители Ростеха.

Визит российской делегации в Узбекистан вполне мог преследовать несколько целей. Узбекистан вне санкций. На территории бывшей советской республики организовано серийное производство автомобилей, в т.ч. марки Chevrolet. Одним из создателей узбекского автопрома является компания General Motors. Скорее всего, поставки комплектующих, которые сегодня в дефиците в России, на UzAuto Motors происходят бесперебойно. Узбекской и Российской сторонам было о чем поговорить на неофициальном уровне.

Вместе с тем даже после опубликования цитат Мантурова относительно прекращения присутствия Renault в России информационный шум в СМИ не утих. 27 апреля официальный информационный источник правительства РФ «Российская газета» (РГ) опубликовал заметку под заголовком «АВТОВАЗ сокращает объемы выпуска авто и может не выйти из майских каникул». В этой же статье сообщается об остановке завода в Ижевске до осени 2022 г. На следующий день, 28 апреля, РГ сообщила о том, что «АВТОВАЗ не будет останавливать производство Lada Vesta на полгода».

Прекращения медийной истерии стоит ожидать к тому времени, когда эмиссары Ростеха завершат свою миссию в решении вопроса по АВТОВАЗу. Надо полагать, информационная ширма была организована со знанием дела.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.