Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (873) | 13 марта 2023г.
 

На привязи Ростеха

Самарская скорая помощь готовится нанять перевозчика за 1,44 миллиарда

Татьяна Федорова

До 20 марта будут приниматься заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, где заказчиком выступает ГБУЗ «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» (Самарская СМП). За 1,44 млрд р. ищут оператора, готового на своих автомобилях оказывать услуги скорой помощи. Идентичный контракт был заключен в 2020 г. с дочерней компанией госкорпорации (ГК) «Ростех» — ООО «РТ-Скорая помощь». Несмотря на конкурентную процедуру, вряд ли заказчику удастся сменить поставщика услуг.

По стандартной процедуре

22 февраля в Единой информационной системе в сфере закупок были опубликованы условия закупки, где в роли заказчика выступает ГБУЗ «Самарская СМП». Объект закупки — «оказание услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной медицинской помощи, в т. ч. медицинской эвакуации, на территории г. о. Самара и Самарской обл. для ГБУЗ Самарской обл. «Самарская городская станция скорой медицинской помощи». Начальная цена контракта составила 1,444 млрд р. Заявки принимаются до 20 марта т. г.

Согласно техническому заданию, услуги должны оказываться до 2026 г. Победитель должен начать работать с 1 мая 2023 г. В техзадании обозначено, что у поставщика услуги скорой медицинской помощи должен быть 61 специализированный автомобиль. В документации к конкурсу также прописаны адреса, по которым подрядчик должен подавать автомобили. Это ул. Больничная, 2; ул. Елизарова, 62а; ул. Гагарина, 73; ул. Калинина, 33; ул. Димитрова, 105 (ул. Тополей, 17); ул. Фрунзе, 112; ул. Грозненская, 4: п. Управленческий, ул. Крайняя, 17. По этим адресам в Самаре располагаются принадлежащие ГБУЗ «Самарская СМП» пункты, оборудованные для базирования и обслуживания машин скорой помощи. Все они находятся рядом с медучреждениями г. о. Самара. Кроме того, приведен расчет количества машино-часов с разбивкой на период действия контракта. Так, на 2023 г. расчет составляет 358 680 машино-часов. Источник финансирования — средства обязательного медицинского страхования.

Раньше было дешевле

Подобные манипуляции можно было наблюдать три года назад. С 1 мая 2020 г. транспортное обслуживание бригад ГБУЗ «Самарская СМП» было выведено на аутсорсинг. Трехлетний контракт был заключен с ООО «РТ-Скорая помощь», которое на 33,4% принадлежит ГК «Ростех» Сергея Чемезова. В тот раз ООО «РТ-Скорая помощь» за 938 млн р. с рассрочкой на три года обязалось предоставить ГБУЗ «Самарская СМП» 61 оборудованный автомобиль класса «В» вместе с водителями.

В начале 2020 г. руководство Самарской обл. поясняло, что это была вынужденная антикризисная мера, продиктованная нехваткой собственного подвижного состава. Также предполагалось, что после окончания контракта автомобили останутся в собственности ГБУЗ «Самарская СМП» (см. «Хронограф» №6 (742) от 25.02.20).

Тем не менее, судя по объявленной закупке, ГБУЗ «Самарская СМП» вновь готово заплатить за такое же количество автомобилей с водителями, но только уже значительно большую сумму. Более того, 6 марта т. г. в своем ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» главный врач ГБУЗ «Самарская СМП» Вячеслав Малахов заверил: «В соответствии с п. 12.8 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта, по истечении срока контракта весь автотранспорт, используемый по контракту, передается «ГБУЗ Самарская СМП» в исправном техническом состоянии с медицинским оборудованием, находящемся в исправном состоянии. Указанное условие включено в описание объекта закупки заказчиком ГБУЗ «Самарская СМП». В занимаемой должности Вячеслав Малахов с 2016 г. Следовательно, предыдущий контракт между ГБУЗ «Самарская СМП» и ООО «РТ-Скорая помощь» заключался при его участии.

Наиболее вероятным победителем текущего открытого конкурса эксперты называют ООО «РТ-Скорая помощь», сменившее 9 июля 2020 г. название на ООО «РТ-Социальная сфера». Юридическое лицо было создано 7 февраля 2019 г. в г. Москве. Учредителями при его создании были записаны АО «Научно-производственный концерн «Технологии машиностроения» с долей 33,4% («дочка» АО «Технодинамика» из ГК «Ростех») и физлица: Светлана Старшинова (40%), Александр Засорин (16,6%) и Дмитрий Шейман (10%). С 7 февраля 2019 г. по 10 ноября 2020 г. Старшинова была генеральным директором ООО «РТ-Скорая помощь».

Начиная с 2020 г. в ООО «РТ-Скорая помощь» произошли серьезные корпоративные изменения, и смена названия — лишь малая их часть. На данный момент в ООО «РТ-Социальная сфера» 40% принадлежит Дмитрию Слепневу, Александр Засорин увеличил свою долю до 26,6%, остальные 33,4% оказались у АО «РТ-Проектные технологии».

В интересах «наших граждан»

С 10 ноября 2020 г. гендиректором ООО «РТ-Социальная сфера» записан Владислав Лихачев. По данным ЕГРЮЛ, Владислав Лихачев также выступает директором и учредителем АО «Цифровая ракета» и ООО «Цифровая ракета»; он же возглавляет ООО «Современные цифровые решения», где ему принадлежит 50%, остальные 50% — у Алины Илюмжиновой, дочери президента Респ. Калмыкия (1993-2010 гг.), президента Международной шахматной федерации (FIDE, 1995-2018 гг.) Кирсана Илюмжинова. Компания ООО «Современные цифровые решения» занимается разработкой компьютерного программного обеспечения. Дмитрий Слепнев записан генеральным директором ООО «Единая Северо-Западная группа».

АО «РТ-Проектные технологии» занимается разработкой компьютерного программного обеспечения (ПО). С 1 декабря 2022 г. генеральным директором АО «РТ-Проектные технологии» записан Олег Менжинский. Компания попала в санкционные списки США и ЕС. На официальном сайте ГК «Ростех» написано: «Олег Менжинский ранее работал заместителем руководителя холдинга. Задачи, над которыми сегодня работает холдинг «РТ-Проектные технологии», нацелены на реализацию национальных проектов в интересах и наших граждан, и страны в целом. Спектр направлений широк — от государственных закупок малого объема до внедрения на критически важных объектах отечественного ПО, например российской системы бронирования авиабилетов и обеспечения «иммунитета» к киберугрозам». Из официальной биографической справки известно, что Олег Менжинский более 20 лет прослужил в органах ФСБ России. Судя по затертой в сети Интернет информации, Олег Менжинский уволился с должности заместителя руководителя Управления «М» ФСБ РФ в звании генерал-майора якобы не при самых благоприятных для себя обстоятельствах.

Анализ финансовой отчетности ООО «РТ-Социальная сфера» дает понять, что контракт 2020 г. с ГБУЗ «Самарская СМП» не принес ему особых успехов. В 2021 г. организация получила выручку 1,5 млрд р., показав убыток 31,5 млн р. По итогам 2022 г. при выручке в 1,3 млрд р. была получена прибыль 26,2 млн р.

По информации главного врача ГБУЗ «Самарская СМП» Вячеслава Малахова, в его учреждении довольны сотрудничеством с ООО «РТ-Социальная сфера» и, судя по всему, не против заключить очередной контракт. «В процессе исполнения обязанности по контракту исполняются своевременно и в полном объеме», — написал в своем ответе главврач Малахов. Следует напомнить, что заключение контракта в 2020 г. сопровождалось акциями протеста со стороны водителей скорой помощи, которые не хотели переходить в ростеховскую «дочку» (см. «Хронограф» №10 (746) от 23.03.20). Не исключено, что в этом году ситуация повторится. Вячеслав Малахов в своем ответе пояснил: «Форма трудовых отношений между потенциальным исполнителем услуг и его сотрудниками конкурсной документацией не оговариваются».

Комментарии

Вячеслав МАЛАХОВ, главный врач ГБУЗ «Самарская СМП»

- Сравнительный финансово-экономический анализ предполагаемой сделки, проведенной в целях определения ее эффективности, показал, что привлечение подрядчика для исполнения указанных работ является более выгодным, в связи с тем что при таком варианте ГБУЗ «Самарская СМП» не несет затрат на приобретение автотранспорта, зарплату водителей, закупку топлива и смазочных материалов, техническое обслуживание и ремонт, страхование и прочие расходы, связанные с эксплуатацией автомобильного транспорта. Медицинский персонал обслуживает вызовы на новых автомобилях, используя новое медицинское оборудование, что в конечном итоге приводит к повышению качества оказания медицинских услуг населению Самары и Самарской обл.