Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (396) | 5 декабря 2011г.
 

Заведут в комитет

В Самаре готовят передел на рынке наружной рекламы

Сергей Ромашов

24 ноября на заседании Думы г. о. Самара (ДГОС) депутаты должны были рассмотреть вопрос о принятии изменений в правила по установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории города. В настоящее время полномочия по выдаче разрешения и демонтажу объектов наружной рекламы закреплены за департаментом строительства и архитектуры (ДСиА). Мэрия выступила с инициативой о создании отдельного комитета по наружной рекламе. Однако данный вопрос по неизвестным причинам был снят с повестки дня. Подобная инициатива говорит о том, что рекламный рынок Самары на пороге большого передела.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что основные правила установки и эксплуатации рекламных конструкций закреплены в ст. 19 ФЗ «О рекламе». В данной статье прописано, что полномочия по регулированию вопросов в сфере наружной рекламы лежат на органах местного самоуправления. В настоящее время регулированием вопросов в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций занимается ДСиА. Чиновники департамента Сергея Рубакова выдают разрешения на установку щитов и предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных объектов. Данные полномочия сотрудники ДСиА исполняют с 1999 г. Тогда при этом органе был создан отдел по рекламной деятельности. Отдел являлся уполномоченным органом по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы и оформлению договоров на размещение рекламоносителей на объектах муниципальной собственности. Теперь мэрия хочет закрепить данные полномочия за комитетом наружной рекламы, который должен быть сформирован после принятия депутатами ДГОС соответствующего проекта.

Создание отдельного наделенного функциями главного распорядителя бюджетных средств комитета по регулированию вопросов в сфере наружной рекламы может означать несколько вещей.

С одной стороны, это может быть началом передела существующего рынка рекламы. В зависимости от состава комитета станет ясно, какие группы влияния заинтересованы в данной структуре. С новыми полномочиями эти люди получат возможность административного влияния на рекламные компании. С другой стороны, создание комитета может быть лишь закрепляющим этапом уже проведенного передела рынка наружной рекламы.

Первые предпосылки к переделу начались еще летом, когда мэрия Самары инициировала массовый демонтаж рекламных конструкций. В ноябре 2010 г. были внесены поправки к ст. 19 ФЗ «О рекламе». Согласно им, орган местного самоуправления имеет право выдавать предписания на демонтаж незаконно установленной конструкции без судебного решения.

В Тольятти, например, рынок поделен уже давно и имеет строго ограниченное количество игроков. На рекламном рынке Самары ситуация до последнего времени была иная. Администрация Самары пыталась упорядочить рынок наружной рекламы несколько последних месяцев. Но раньше действия властей носили точечный характер. По решению судов в разных районах города сносились отдельные незаконные конструкции, а их владельцев штрафовали. Теперь работы приобрели масштабный характер.

ДСиА провело аукцион, в ходе которого был определен подрядчик, который за счет средств бюджета занимается демонтажом незаконных рекламных конструкций. Победу в торгах одержало МП «Транссервис». До 15 ноября предприятие ликвидировало 156 баннеров формата 3x6 м, 300 афишных досок и 9 рекламных конструкций, совмещенных с остановочными павильонами.

Это был первый сигнал участникам рынка, и те, кто его услышал, успели выгодно продать свой бизнес компаниям, которые, наверное, знают, как выстраивать отношения с администрацией сегодняшней мэрии Самары.

Впрочем, пока депутаты ДГОС не определились с целесообразностью создания данного комитета. «Данный вопрос должен был быть вынесен на обсуждение депутатов городской думы, но его отменили по неизвестным причинам. В документах, которые я увидел, говорится о создании нового комитета по наружной рекламе, меняется структура администрации. При этом цели и задачи нового органа непонятны. Создание комитета в администрации — это увеличение бюджетных расходов. Деятельность этой структуры оценивается примерно в 25 млн р. На первый взгляд это нецелесообразно», — пояснил депутат ДГОС Сергей Богданов.

Комментарии

Александр БУРНАЕВ, экс-руководитель ДСиА мэрии Самары

- Разрешение на рекламу выдает муниципалитет. У нас это делает департамент строительства и архитектуры. В свое время я пытался создать отдельный комитет. Дело в том, что этой организации будут переданы полномочия по выделению земельных участков на основании торгов. А сейчас получается, что муниципальную землю выделяет департамент имущества, а разрешение выдает департамент строительства. Прежде чем сносить рекламную конструкцию, нам приходилось спрашивать, кто является собственником земельного участка — департамент имущества или министерство имущества. Поэтому создание комитета — правильное решение. Но мне непонятно, как комитет будет решать вопросы с неразграниченными земельными участками.