После 2 марта 2008 г., очевидно, серьезно изменится состав исполнительной власти. Есть вероятность, что у руководителя департамента культуры Владимира КОЛОСОВА и Владимира ПЕРЕЛЬШТЕЙНА, отвечающего за экономику и привлечение инвестиций, осталось всего два месяца, чтобы завершить начатое в «эпоху Уткина». Первый заканчивает эксперименты с муниципальными объектами культуры, а второй дорасходывает инвестиционный фонд мэрии.
ФактыВладимир Колосов за последние два года весьма серьезно упрочил свою роль хозяина культурной среды города. Если ранее он часто оказывался в центре мелких склок, забавных ситуаций и довольно крупных скандалов, то начиная с начала 2006 г. он сумел-таки прервать поток хулы в свой адрес. Однако один крупный прокол все-таки состоялся. В СМИ просочилась документация по проекту объединения пяти городских учреждений в некое «Агентство социокультурной деятельности». Неприятное удивление культурной общественности вызвала не столько очередная попытка Колосова разыграть свою любимую комбинацию: «реорганизация через оптимизацию путем объединения», сколько сам список муниципальных «очагов культуры». Инициативная группа в лице Колосова и заммэра по социальным вопросам Надежды Хитун предложила мэру Николаю Уткину исключить из реестра муниципальной собственности следующие муниципальные учреждения и предприятия: МУКиИ «Тольяттинская филармония», МУК ДК «Истоки», МУК ДЦ «Русич», МУИ «Тольяттинский театр кукол «Пилигрим», МУИ «Театр юного зрителя г. Тольятти», МУП «Парк культуры и отдыха Комсомольского района». Когда пресса и представители данных учреждений подняли шум вокруг данной «культурной глобализации», Колосов вынужден был принять удар критики на себя. В свое оправдание он говорил лишь о некой оптимизации расходов бюджетных денег на данные объекты. Замяв свою неудавшуюся инициативу, Колосов и Хитун более не доставали из потаенных ящичков данный «прожект». Тем не менее именно с этого момента наблюдатели предпочитают начинать отсчет периода, когда стало ясно, что чиновник присматривает себе мягкое кресло на случай преждевременного ухода с должности. Реформаторские изыски чиновника никогда не находили отклика в сердцах деятелей культуры. Людям, которые искренне уверены в своей миссии сеятелей доброго и вечного, не понять рационализатора, который действует по принципу «культура должна быть окупаемой, а экономика различных МУКиИ — экономной». Чтобы лучше понять истинный посыл действий Колосова, следует вернуться в далекие 90-е, когда Владимир Аркадьевич «делал дела» или, если говорить официально, руководил ДК «Мир». Маленький очаг культуры в то время развивался по всем канонам дикого капитализма, т. е. предоставлял львиную долю площадей под торговлю. Кроме того, вместо детских кружков и секций, которые директор счел атавизмом развитого социализма, в ДК появились казино и дискотека, которые часто затмевали своими страстями одиозный «Примбуль, 37». В итоге закончилось все бандитской перестрелкой с летальным исходом, а Колосов был повышен в звании и назначен директором департамента культуры на место Тамары Киршиной. Пришедшая же к власти команда Уткина не выносила «всей этой культурной шелухи» и сконцентрировала свои силы на акционировании и приватизации различных «непрофильных активов», т. е. МУ, связанных с досугом и отдыхом горожан. К тому времени Владимир Аркадьевич немало поднаторел в этом искусстве. За шесть лет он сместил почти всех руководителей ДК, музеев, галерей и театров. Колосов добился нужной цели: сейчас едва ли кто пойдет с ним на открытый конфликт. Освободившись от склок и необходимости объяснять деятелям искусства все премудрости «оптимизации непрофильных активов», «прораб от культуры» стал поспешно столбить себе место в советах директоров бывших и нынешних МП и МУ. | | Так, он председательствует в совете директоров ОАО «Сити-парк» (бывший МП «Парк Центрального района»), в совете также два рядовых специалиста его департамента (см. «Хронограф» №48 (213) от 17.12.07). Кроме того, совместно с директором департамента финансов Валерием Кушнаревым он управляет 50-процентным «муниципальным» пакетом акций в ДК «Тольятти» и планирует выкупить остальную часть у ОАО «Химпром». Эксперты «Хронографа» полагают, что после приобретения всего пакета акций Колосов может санкционировать ремонт ДК за счет бюджета, а в дальнейшем выставить его на продажу как «непрофильный актив». Владимир Перельштейн, в отличие от своего тезки, не был отмечен неравнодушным отношением к культурной отрасли. Однако он, как и Колосов, проявил себя опытным аппаратчиком, стремительно поднимающимся по лестнице успеха. Первые шаги были сделаны на ВАЗе, куда он устроился водителем-испытателем параллельно с учебой в ТолПИ. А уже на рубеже 80-90 гг. благодаря поддержке директора СКП Николая Ляченкова твердой поступью направился по экономической стезе (см. «Хронограф» №16 (135) от 15.05.07). В начале 90-х первый заместитель главы администрации города Николай Брусникин пригласил Перельштейна на работу в мэрию. Это было время перехода от плановой к рыночной экономике. При непосредственном участии Перельштейна создавалась экономическая служба мэрии Тольятти. Однако выборы мэра, которые выиграл Сергей Жилкин, заставили его освободить занимаемую должность. Ко времени было и предложение губернатора Самарской обл. Константина Титова переехать в Самару и вступить в должность руководителя комиссии по ценным бумагам. Позже по разным причинам Перельштейну пришлось вернуться, однако он не выпал из элиты. Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Владимир Жуков предложил ему пост вице-президента. Уже занимая эту должность, Перельштейн продолжал быть советником Сергея Жилкина по инвестиционным вопросам и даже представлял Тольятти на различных международных конференциях. Этот опыт и позволил Перельштейну стать тем, кем он сейчас и является, — руководителем департамента экономики, членом попечительского совета инвестиционного фонда мэрии. Еще недавно дела у Владимира Эрленовича шли вполне гладко, но в последнее время ситуация начинает стремительно меняться. Строительная сфера города последние два года переживает системный кризис, а инвестиционная комиссия, по мнению экспертов «Хронографа», также страдает от этого. В связи с изменениями в законодательстве и отсутствием муниципальных земель под строительство работа инвестиционного фонда, который был создан при одноименной комиссии, и вовсе может перестать быть актуальной. Наблюдатели отмечают, что объем аккумулированных в фонде средств сознательно скрывается. Все это способствует появлению мнения, что в деятельности фонда отсутствует прозрачность. Перельштейн, кстати, остался единственным руководителем мэрии из тех, кто стоял у основания фонда. Сегодня ни мэр Николай Уткин, ни его бывший первый зам Николай Ренц, ни руководитель департамента по строительству и архитектуре Алексей Корякин, ни начальник управления земельными ресурсами Наталья Немых по разным причинам не могут исполнять свои обязанности как в органах местного самоуправления, так и в инвестфонде (см. «Хронограф» №47 (212) от 10.12.07). | | Впрочем, если инвестиционный фонд в том виде, в каком он пребывает сейчас, действительно изживет себя, Перельштейн не окажется у разбитого корыта. Однако, предусмотрев вероятность оказаться вне обоймы, он перестраховался и вошел в координационный совет общественного движения «Тольятти, вперед!», по сути, заказанное для вполне определенных целей на самом высоком уровне городской и областной власти. МифыМифотворцы часто именуют Владимира Колосова контркультурщиком. Возможно, это объясняется его безжалостностью, с которой он внедряет принципы самоокупаемости в учреждения культуры, невзирая на лица и специфику самих учреждений. Чиновник не видит разницы между парками, театрами, филармониями и богом забытыми ДК на окраине города. Главное, что они «муниципальные предприятия», а значит, должны приносить прибыль. Колосов, по заверениям знающих его людей, не выносит речей о том, что культура — «хрупкий цветок», который требует постоянного внимания (в данном случае внимания бюджета города). В то же время нельзя сказать, что Владимир Аркадьевич совершенно лишен чувства прекрасного. В свое время (70-80-е гг.) он искал эстетическое удовлетворение в игре на баяне и балалайке, а также активно дружил с ВИА «Константа», из которого вышло немало влиятельных персон, например, глава городского спорткомитета Василий Одиноков. А еще завистники успешного чиновника Колосова любят поведать байку о том, как он оказался в фаворе у мэра Николая Уткина. Как-то, пребывая в прекрасном настроении и подвергая себя любимым наслаждениям тела и духа, Владимир Аркадьевич вдруг решил спеть. Вокальные данные последнего настолько впечатлили Уткина, что тот не медля пообещал своему приятелю место в департаменте культуры. Занимаясь пресловутым привлечением инвестиций в 2003 г., именно Перельштейн познакомил мэра Уткина с известным тольяттинским бизнесменом Сергеем Кемаевым, он же предложил назначить последнего на должность общественного советника по инвестиционной политике и развитию инфраструктуры. Как известно, деятельность Кемаева закончилась трагически: в 2005 г. он был убит. В числе наиболее распространенных версий была та, что Кемаев лоббировал интересы определенных компаний в получении земли в Тольятти либо оформлении ее на одну из своих фирм, впоследствии фактически продаваемой в аренду. ПрогнозыЛюди, знакомые с ситуацией в культурной сфере, делают предположение, что в 2008 г. Колосов может возглавить одно из крупнейших учреждений или даже целый холдинг из ДК, театров и т. д., если сумеет договориться с будущей элитой о своем удачном уходе на почетную пенсию. Перельштейну еще рано готовить себе теплое местечко, он полон сил для инвестиционных игр и роста. Впрочем, новые силы, которые заявят о себе 2 марта 2008 г., могут признать его профнепригодным (такой вывод делают некоторые депутаты, чьи интересы находят как коса на камень). Однако Владимир Эрленович сможет найти себя в бизнесе, тем более что, согласно мифам, он входит в состав акционеров двух организаций, чей бизнес закреплен на его брате, живущем в Челябинске. Цитата: «В составе общественного движения «Тольятти, вперед!» указаны такие персонажи, как бывший либерал Сергей Жилкин, бывший «яблочник» Владимир Перельштейн... просто банкир и меценат Анатолий Волошин... Что же объединяет этих разных по своей сути и должности людей? Первое, что бросается в глаза, так это близость практически всех перечисленных к распределению бюджетных денег». (www.press-volga.ru от 08.11.07) «Явившись в здание филармонии, Прасолов и Колосов якобы отдали распоряжение спилить замок, погрузить рояль Stenway на пикап и перевезти в вышеозвученное место. У операции «Рояль» были очевидцы, однако на карьере Колосова это никак не отразилось». («Хронограф» № 3 (122) от 06.02.06) |