Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (308) | 21 декабря 2009г.
 

Риск остаться без денег

Общественная палата встревожена ходом капремонта жилфонда в Самаре

Иван Григорьев

17 декабря в Самаре прошло заседание комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской обл. Председатель комиссии Виктор ЧАСОВСКИХ (на фото) высказал опасение, что освоение средств, выделенных Самаре Фондом содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт жилого фонда и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в 2009 г., чрезмерно затянулось. Это может стать причиной отказа в предоставлении средств Самарской обл. в 2010 г. Управляющие компании будут проверены в части расходования бюджетных денег Государственной жилищной инспекцией. Их подозревают в необоснованном завышении расходов в сметах выполненных работ.

Речь идет о деньгах, выделенных на мероприятия по капремонту многоквартирных домов (МКД) и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. На переселение жильцов из ветхих домов в г. Самаре в текущем году было выделено 689 млн. р.

Однако согласно отчету администрации Самары освоение средств составило всего 10%. Остаток неиспользованных средств по капитальному ремонту МКД равен 7 млн. р. Интересно, что платежные поручения о возврате указанной экономии в местный бюджет отсутствуют.

По указанным причинам фонд не может принять решение о перераспределении средств на ремонт 92 домов, присутствующих в его адресном списке. Кроме того, сложившаяся ситуация создает несоответствие параметров областных адресных программ норме, утвержденной на федеральном уровне. Неисполнение мероприятий грозит отрицательным заключением правления фонда на финансирование системы ЖКХ в 2010 г. на территории всей Самарской обл. Регион рискует недополучить более 2 млрд. р., предусмотренных планом реформирования.

Участники комиссии пришли к выводу, что заказчик в лице департамента управления имуществом (ДУИ) городской администрации и подрядчики в лице УК, ТСЖ и ЖСК оказались не готовы взять на себя ответственность за освоение перечисленных из вышестоящего бюджета и распределенных по муниципальным контрактам средств фонда. Руководитель ДУИ Дмитрий Феоктистов заявил, что в 2009 г. деньги на проведение капремонта МКД, вошедших в программу, мэрии из фонда якобы не выделялись вообще.

Представитель департамента городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ) Галина Ротата рассказала, что все необходимые документы представители заказчика подписывают в срок, а исполнение работ тормозится подрядчиками.

Среди подрядчиков на эксплуатацию жилфонда Самары преобладают управляющие организации. 23 УК обслуживают 7301 МКД. Конкуренция в этой среде велика настолько, что некоторые УК не желают выводить из-под своего обслуживания те жилые дома, собственники квартир которых выбрали иной способ управления. Получается, что, не расторгая договора с ресурсоснабжающими компаниями и не передавая техническую документацию новой управляющей структуре, УК нарушают правила Жилищного кодекса. Взаимодействие таких компаний с органами местного самоуправления происходит только в момент выделения им субсидий. Законодательная база для осуществления контроля за работой подрядчиков в муниципалитете отсутствует. Без нее все происходящие внутри УК процессы декларируются как коммерческая тайна. Правом проведения проверок содержания и ремонта жилого фонда УК обладает только Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). В ближайшее время ей будет предложено дать оценку деятельности УК по нескольким критериям. Члены комиссии с помощью ГЖИ намерены составить рейтинг организаций по эффективности использования ими средств. В настоящее время, по мнению некоторых членов комиссии, УК якобы необоснованно завышают расходы в сметах выполненных работ. В качестве показательного примера, имеющего документальное подтверждение, Виктором Часовских была названа замена лампочки и патрона стоимостью 10 и 13 р. соответственно на сметную сумму 125 р. При этом плановая прибыль УК от мероприятия указана в размере 65%, а накладные расходы составили 150%. Начислениями подобных «бонусов», по утверждению собственников жилья, в настоящий момент занимается большее число обслуживающих организаций.

С другой стороны, ресурсоснабжающие организации, являясь фактически монополистами в предоставлении коммунальных услуг, вынуждают УК, ЖСК и ТСЖ заключать договоры на изначально невыгодных условиях. Расчеты по договору между УК и энергетиками в рамках постановления правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в отсутствие приборов учета должны вестись по нормативным объемам. На деле поставщики коммунальных ресурсов предъявляют к оплате счета на сверхнормативное потребление, которое не обеспечивается ни сбором платежей с населения, ни начислением компенсации выпадающих доходов УК из местного бюджета.

Выходом из данной ситуации может стать областная целевая программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителю по приборам учета на 2009-2015 гг.». В перечень МКД, где такие приборы будут установлены за счет бюджетных средств, в первую очередь вошли дома, управляемые ТСЖ и ЖСК. Остальные собственники жилья пока руководствуются ФЗ №261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно этому закону собственники жилых домов и квартир в МКД в срок до 1 января 2012 г. обязаны установить приборы учета потребляемых ресурсов как для дома в целом, так и для каждой квартиры в отдельности. Единственное исключение сделано для дорогостоящего счетчика тепловой энергии. С просьбой об отсрочке его установки допускается обратиться в ресурсоснабжающую организацию, которая обязана предоставить рассрочку оплаты оказанной услуги на 5 лет.