Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (308) | 21 декабря 2009г.
 

Работы прибавится

Благодаря высвобождениям АВТОВАЗ может теперь планировать работу в две смены

Сейдамет Абреков

В середине декабря ОАО «АВТОВАЗ» объявило о графиках работы в январе 2010 г. В планах — работа в две полные восьмичасовые смены. Такой график стал возможен в т.ч. и благодаря массовому высвобождению персонала. Для того чтобы в дальнейшем удержать заявленный график, АВТОВАЗ, скорее всего, пойдет на новые высвобождения.

В декабре производство автомобилей LADA в основном ведется в одну смену. В новом году АВТОВАЗ переходит на двухсменную работу. «В связи с тем, что с января 2010 г. АВТОВАЗ закрывает для глубокой модернизации первую сборочную нитку главного конвейера и переносит производство LADA Samara на вторую линию, где уже собираются LADA 2105/2107, на январь устанавливается новый график производства. В январе LADA 2105/2107 и LADA Samara будут производиться на второй сборочной нитке 5 дней в неделю по две 8-часовые смены в день, опытно- промышленное производство (ОПП) будет работать по этой же схеме. LADA PRIORA будут собираться 4 дня в неделю по две рабочие смены в день. Производства LADA KALINA и LADA 4X4 будут работать 5 дней в неделю, в одну стандартную смену в день», — сообщила пресс-служба предприятия.

Такой график работы стал не столько следствием увеличения продаж и производства автомобилей, сколько итогом продолжающихся массовых высвобождений на АВТОВАЗе. Для меньшего количества работников нашлось больше работы. Озвученный же производственный план АВТОВАЗа на декабрь 2009 г. -всего 32,3 тыс. автомобилей. «План на январь 2010 г. официально будет объявлен позже. Улучшений продаж в I кв. 2010 г. практически никто не прогнозирует», — отметил руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов.

На предприятии, видимо, пытаются сократить то количество работников, которое ранее обеспечивало работу первой нитки конвейера. «На 10 декабря 2009 г. общая численность работников ОАО «АВТОВАЗ» — 90141 человек, не считая тех, кто находится в отпуске по уходу за ребенком», — сообщил Александр Шмыгов. Согласно отчетности предприятия за I кв. 2009 г. на АВТОВАЗе работало 104115 человек. Т.е. за текущий год с АВТО ВАЗа уже ушло около 9 тыс. работников.

Президент АВТОВАЗа Игорь Комаров в интервью газете «Ведомости» отметил: «Надеемся, что в I кв. 2010 г. достигнем численности персонала в количестве 71 тыс. человек». Также Комаров рассказал, что без учета непрофильных активов АВТОВАЗа численность сотрудников предприятия составляет около 55 тыс. человек. При этом в недавно созданные стопроцентные дочерние предприятия АВТОВАЗа — «Реформинг-центр» и «АВТОВАЗ-перспектива» на работу перешли всего 503 человека. Хотя согласно постановлению правительства РФ №902 «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской обл.» в дочерних акционерных обществах ОАО «АВТОВАЗ» должно трудиться до 14651 человека. Таким образом, помимо перевода персонала в «дочки» на АВТОВАЗе должны будут избавиться от еще около 10 тыс. человек. Стоит отметить, что не так давно на пост вице- президента по персоналу и социальной политике ОАО «АВТОВАЗ» был назначен тольяттинец Дмитрий Михаленко (на фото). Именно ему придется решать непростые вопросы увольнений.

В постановлении правительства РФ также описывается механизм финансирования «дочек» АВТОВАЗа. «Предоставить дополнительную поддержку Самарской обл. в виде субсидии бюджету Самарской обл. в 2009  г. в размере 712,6 млн. р., в 2010 г. — в размере 4190,3 млн. р. на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников ОАО «АВТОВАЗ» (дочерних акционерных обществ ОАО «АВТОВАЗ») в количестве не более 14651 человека за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых Федеральной службой по труду и занятости», — сказано в постановлении правительства РФ №902.

Из чего можно понять, что за счет налогоплательщиков (пока в объеме почти 5 млрд. р.) будет финансироваться работа неких акционерных обществ — «дочек» АВТОВАЗа. Формально в такие акционерные общества государство может направлять любые средства и объяснять это социальной важностью. С другой стороны, уже руководство этих акционерных обществ может через некоторое время в связи с сокращениями уволить всех работников. Важно отметить, что стопроцентные дочерние компании АВТОВАЗа — «Реформинг-центр» и «АВТОВАЗ-перспектива», согласно публикациям в корпоративной газете АВТОВАЗа «Волжский автостроитель», имеют организационно-правовую форму ООО. Тогда как в постановлении правительства РФ речь идет о дочерних предприятиях в виде акционерных обществ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Перевод работников ОАО «АВТОВАЗ» в дочерние общества «АВТОВАЗ-перспектива» и «Реформинг-центр» осуществляется по желанию работников ОАО «АВТОВАЗ» в соответствии с постановлением правительства РФ №902 «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской обл.». По данным на 10 декабря 2009 г., 1506 человек написали заявления о переводе, выдано 503 направления на работу. Дата выдачи направления является, по сути, первым днем работы.