Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (308) | 21 декабря 2009г.
 

В тени АВТОВАЗа

Проблема занятости в Тольятти погрязла в бюрократических подходах

Евгения Андросова

На прошлой неделе ГУ «Центр занятости населения г.о. Тольятти» (ЦЗН) предоставило «Хронографу» показатели регистрируемой безработицы в городе за нынешний год. По данным ЦЗН на 10 декабря, в Тольятти было зарегистрировано 13898 безработных. 11 декабря на заседании совета по развитию местного самоуправления под председательством губернатора Самарской обл. Владимира АРТЯКОВА было объявлено, что численность зарегистрированных безработных в Самарской обл. составляет 51,3 тыс. человек.

Путем сопоставления двух этих показателей можно увидеть, что доля тольяттинских безработных на данный момент составляет более 27% от количества незанятых в области. При этом доля трудоспособного населения Тольятти (466 тыс. чел.) составляет всего лишь 23% от общего количества трудоспособного населения Самарской обл. (2017 тыс. чел.). Из этого следует, что уровень безработицы в Тольятти заметно выше, чем в среднем по Самарской обл. И дело здесь пока вовсе не в том, что Тольятти признан городом с моноструктурной экономикой. Официальные высвобождения на ОАО «АВТОВАЗ» по-настоящему не начались. При этом, начиная с лета, в мэрии Тольятти проходило большое число различного рода заседаний, комиссий, рабочих групп и прочих мероприятий с целью организации общественных работ и недопущению роста социальной напряженности. О качестве этой работы можно судить по темпам роста безработицы в Тольятти с течение 2009 г. На 1 января 2009 г. в ЦЗН Тольятти было зарегистрировано 3080 безработных. На начало II кв. их уже 6232 чел. (+ 102%). На начало III кв. — 9498 чел. (+ 208% к началу года). На 1 октября в городе уже 12173 официальных безработных (+295% к началу года), т. е. ежеквартальный прирост составлял порядка 100% к уровню начала года. Также вполне очевидным является и то, что уровень официальной безработицы всегда ниже реального количества людей, которые лишились своих рабочих мест в силу нестабильности экономики.

На организацию общественных работ из бюджета области планировалось направить около 300 млн. р. (на оплату труда и приобретение материалов). Однако вплоть до середины осени в тольяттинской мэрии так и не были разработаны и утверждены соответствующие положения для принятия этих средств, отсутствовала полная ясность с фронтом предстоящих работ, контролем их выполнения и механизмом реализации всего комплекса мероприятий. Между тем проблема благоустройства внутриквартальных территорий для Тольятти была и остается одной из наиболее актуальных. Для ее решения из года в год в бюджет закладывались внушительные суммы. В этой связи одной из версий затягивания общественных работ стало вероятное нежелание местных чиновников лишаться столь выгодного источника ежегодного расходования бюджетных средств (см. «Хронограф» №32 (296) от 28.09.09).

Особое мнение в этом вопросе позволил себе заместитель мэра Тольятти по городскому хозяйству Владимир Иванов: «Мы с вами говорим о Тольятти. Это гордый город, люди не идут на общественные работы». Об этом он говорил корреспонденту «Хронографа» еще в конце сентября.

С позиции сегодняшнего дня можно сказать, что активизация чиновников мэрии была обусловлена предстоящим высвобождением с ОАО «АВТОВАЗ» порядка 27,6 тыс. работников. К решению проблемы занятости высвобождаемых с автозавода людей подключились представители федеральной власти. В итоге к началу декабря был сформирован вариант сохранения рабочих мест для более чем 14 тыс. вазовцев путем перевода их в созданные дочерние компании. Странно, что после этого в тольяттинской мэрии проблема безработицы вдруг стала представляться менее угрожающей. Удивляет и то, что серьезные сокращения на других предприятиях города на фоне вазовской шумихи остались незамеченными. Тем временем волна сокращений прокатилась по заводам ОАО «АвтоВАЗагрегат», ООО «ДСК», ОАО «ТЗТО», ООО «Тольяттикаучук» и ряду других менее крупных предприятий города. Так, например, на одном только АвтоВАЗагрегате до конца I кв. 2010 г. планируется сократить 1469 человек. И это при том, что на конец II кв. 2009 г. на предприятии числилось 3449 человек (см. «Хронограф» №39 (303) от 16.11.09). На ООО «Тольяттикаучук» в I кв. 2009 г. работало 7035 чел. В IV кв. 2009 г. число работников завода упало до 6609 чел. При этом руководство Тольяттикаучука может принять решение об оптимизации численности персонала по разным оценкам до 3900 чел. (см. «Хронограф» №40 (304) от 23.11.09). Если сравнивать с вазовскими цифрами, то вышеупомянутые сокращения кому-то могут показаться незначительными, но такая позиция абсолютно недопустима для представителей власти. Хотя, наверное, только не для тольяттинских чиновников, которые с легкостью согласились признать Тольятти моногородом со всеми вытекающими для них перспективами. Важным стимулом здесь становятся дотации, которые уже потекли из федерального бюджета.

Для освоения этих денег в Тольятти была создана видимость борьбы с безработицей путем организации мероприятий в рамках программы «Развитие малого и среднего бизнеса». Здесь успели себя проявить руководитель департамента экономического развития мэрии Тольятти Денис Жидков и руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Тольятти Хетаг Тагаев. Людям, имеющим официальный статус безработных, предлагалось пройти короткое обучение, составить бизнес-план и получить 58,8 тыс. р. субсидии на открытие собственного дела. Назвать это мероприятие иначе как банальной раздачей денег с целью получения нужной статистики достаточно сложно, т. к. важным результатом считалось не столько появление новых жизнеспособных предпринимателей, сколько снижение количества официальных безработных (см. «Хронограф» №41 (305) от 30.11.09). Хотя куда более серьезных успехов мэрия сумела бы добиться в вопросе стимулирования малого бизнеса и появления новых предпринимателей, если бы был разработан и предложен к реализации механизм формирования муниципального заказа для них. Причем это можно было бы сделать не только в сфере городского хозяйства (работы по благоустройству, сбор и сортировка отходов, изготовление и установка МАФ и т.д.), но и по линии социальной работы. Но пока неизвестно, рассматривались ли эти возможности хотя бы на этапе их юридической проработки. Также ничего неизвестно о какой-либо причастности к работе по нейтрализации социальной напряженности на рынке труда заместителя мэра Тольятти по социальным вопросам Сергея Ботова (на фото). Хотя данная проблема находится именно в его сфере ответственности.

Комментарии

Артем ГОНЧАРОВ, депутат ТГД

- Единственные параметры, которые нам предоставляют, — это количество освоенных бюджетных средств. Но можно освоить миллиард и создать одно рабочее место, а можно создать сто. Мы знаем только об освоенном миллиарде. Насколько качественно освоены эти деньги, не говорят. По общественным работам — да, говорят, что устроили столько-то. Это не подавление безработицы — это временная мера. Как только федералы перестанут нам деньги поставлять, все — сколько их там сейчас есть на временных общественных работах — снова станут безработными. Только созданием постоянных рабочих мест можно решить проблему.