Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (354) | 17 января 2011г.
 

Премия для посредника

Энергоактивы АВТОВАЗа приобрела недавно созданная компания

Сейдамет Абреков

Январь 2011 г. стал первым месяцем работы ОАО «ТЕВИС» при новом собственнике — ООО «РТ-Энергоэффективность» (РТ-Энерго). В конце декабря 2010 г. РТ-Энерго приобрело 100% акций ТЕВИСа у ОАО «АВТОВАЗ». РТ-Энерго — стопроцентная «дочка» ГК «Ростехнологии» — основного акционера АВТОВАЗа. Генеральным директором ГК «Ростехнологии» и председателем совета директоров АВТОВАЗа является Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото). Есть все основания полагать, что ТЕВИС был продан по заниженной цене для дальнейшей перепродажи.

Продали по-тихому

РТ-Энерго приобрело у АВТОВАЗа не только 100% акций ОАО «ТЕВИС», но и 100% акций ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания» (ТЭК). Ранее собственником 100% акций этих компаний было ОАО «АВТОВАЗ».

Официальное сообщение о раскрытии информации о продаже акций ОАО «ТЕВИС» 27 декабря 2010 г. подписал генеральный директор ТЕВИСа Николай Клюшенков. Также из официального источника стало известно, что Николай Клюшенков был назначен на эту должность только 25 декабря 2010 г. 24 декабря совет директоров ОАО «ТЕВИС», состоявший на тот момент из топ-менеджмента АВТОВАЗа, принял решение досрочно прекратить полномочия предыдущего генерального директора ОАО «ТЕВИС» Андрея Чигинева. В ТЭК и ОАО «Электросеть» также состоялась смена генеральных директоров.

Важно отметить, что ни в официальных сообщениях о существенных фактах ТЭК, «Электросеть» и ТЕВИС, ни в сообщениях о существенных фактах их бывшего владельца — ОАО «АВТОВАЗ» — не раскрывается информация о суммах сделок. Что касается позиции АВТОВАЗа, то напрашивается обоснованный вывод о том, что сумма продажи трех компаний не стала для АВТОВАЗа существенной. Стоит отметить, что размер акционерного капитала всех трех обществ — около 820 млн р. Вполне вероятно, что стоимость продажи составила сумму, значительно меньшую, чем 820 млн р. Акционерный капитал ТЕВИСа составляет более 644,5 млн р.

Прямая заинтересованность

В определенной степени сделку по продаже АВТОВАЗом в пользу РТ-Энерго акций трех дочерних компании можно считать сделкой с заинтересованностью. В т.ч. и потому, что генеральным директором ГК «Ростехнологии» является председатель совета директоров АВТОВАЗа Сергей Чемезов.

«Ростехнологии» не только крупнейший акционер, но и одновременно крупнейший кредитор АВТОВАЗа.

В частности, ГК «Ростехнологии» в виде беспроцентных займов предоставила АВТОВАЗу в общей сумме около 75 млрд р. из средств государственного бюджета. В этом свете именно «Ростехнологии» должны быть заинтересованы в том, чтобы продажа АВТОВАЗом того или иного имущества шла по максимально высокой цене.

ТЕВИС осуществляет снабжение теплом, водой и занимается отведением стоков на территории Автозаводского р-на Тольятти и м.р. Ставропольский. ТЕВИС можно считать компанией, работающей в сфере энергетики не только в Тольятти, но и в масштабах Самарской обл. Более того, ТЕВИС — одна из крупнейших в своей сфере компаний в России. Размер активов на начало 2010 г. — более 3,19 млрдр. Выручка за 2009 г. составила более 3,5 млрд р.

Примечательно, что в отличие от покупки акций ТЭКа и «Электросети» ООО «РТ-Энерго», вероятно, не получило до сих пор решения от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ об удовлетворении ходатайства на покупку акций ОАО «ТЕВИС». По крайней мере, на официальном сайте ФАС РФ информация о подаче такого ходатайства и решение в его отношении отсутствует. Хотя решения ФАС РФ об удовлетворении ходатайств ООО «РТ-Энерго» о покупке 100% акций ОАО «ТЭК» и ОАО «Электросеть» были размещены на сайте ФАС РФ 9 ноября 2010 г.

Покупатель — ООО «РТ-Энерго» — было учреждено только 15 сентября 2010г., т.е. буквально накануне покупки трех крупнейших энергетических компаний. Уставный капитал ООО «РТ-Энерго» всего 10 тыс. р. Весьма сомнительно, что за столь короткий срок РТ-Энерго смогло заработать собственные средства, которых могло бы хватить для покупки столь дорогих компаний. Исходя из этого версия о продаже АВТОВАЗом активов по заниженной цене может получить дополнительное подтверждение.

Другим вариантом развития событий видится крупный заем или кредит, который РТ-Энерго должно было получить для осуществления сделки. Однако вероятность этого случая в силу крайне короткой бизнес-истории компании и малому уставному капиталу вызывает серьезные сомнения. Вряд ли кто из коммерческих банков согласится предоставить столь внушительный кредит только что учрежденной компании с уставным капиталом 10 тыс. р.

Доверили Аветисяну

В связи с этим вывод из-под контроля АВТОВАЗа столь знаковых дочерних энергокомпаний может выглядеть как весьма сомнительная сделка. Тем более что речь идет о неизвестной на энергетическом рынке компании — ООО «РТ-Энерго». Об отсутствии у ООО «РТ-Энерго» каких-либо знаковых активов или возможности найти серьезных поручителей может свидетельствовать то, что оно было учреждено по адресу недавно открывшегося в Москве бизнес-центра «Удальцов Plaza» (ул. Удальцова, 1а). Примечательно, что в ЕГРЮЛ РТ-Энерго не сообщило данных даже о конкретном офисе, в «Удальцов Plaza», который занимает эта компания.

Генеральным директором РТ-Энерго является Дмитрий Ильенко. До последнего времени он входил в состав правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Свою деятельность ОАТ начинал при непосредственном участии бенефициара ОАО «Самараэнерго» Владимира Аветисяна. Судя по всему, продажа АВТОВАЗом в пользу РТ-Энерго трех энергетических активов идет при негласном кураторстве Аветисяна. Этот тезис подтверждается тем, что новые генеральные директора ТЕВИСа, ТЭК и «Электросети» — Николай Клюшенков, Аркадий Краснов и Сергей Спицын — соответственно в разные годы работали в компаниях, руководителем либо бенефициаром которых был Владимир Аветисян. Например, Николай Клюшенков числился в ОАО «Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания» (СМУЭК), генеральным директором которой был Аветисян.

Высока вероятность, что в конечном итоге ТЭК, «Электросеть» и ТЕВИС отойдут структурам, близким Аветисяну. К примеру, ТЭК может попасть под контроль ОАО «Самараэнерго», «Электросеть» — ОАО «Средневолжская сетевая компания». В этом свете становится непонятным, что же помешало АВТОВАЗу напрямую продать свои энергетические «дочки» тем, кому они нужнее и кто знает, как ими управлять. Но выбор пал почему-то на РТ-Энерго. Произойти это могло из-за того, что РТ-Энерго может быть не чем иным, как посреднической компанией в цепочке перепродажи бывших активов АВТОВАЗа. Если это так, то в определенной степени может пострадать безопасность Автозаводского р-на Тольятти, где поставкой ресурсов занимаются ТЕВИС, «Электросеть» и ТЭК.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.