Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (360) | 28 февраля 2011г.
 

Виктор Альтергот:

Нам удалось сохранить предприятия АПК

Татьяна Федорова

Необычайная засуха, с которой пришлось столкнуться сельхозпроизводителям Самарской обл., стала катализатором для принятия ряда решений в сфере АПК на правительственном уровне. О том, какая в этом году будет оказана поддержка сельхозпроизводителям со стороны областного и федерального бюджетов, в интервью «Хронографу» рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. Виктор АЛЬТЕРГОТ.

- Виктор Вильгельмович, 27 января в Москве подписаны два соглашения между губернатором Самарской обл. Владимиром Артяковым и министром сельского хозяйства РФ Еленой Скрывшие. Согласно документам в текущем году области из федерального бюджета будет дополнительно выделено 720 млн р. На какие цели будут направлены федеральные средства?

- Правительством Самарской обл. и Министерством сельского хозяйства РФ подписаны соглашения, в соответствии с которыми в 2011 г. губернии будут выделены из федерального бюджета субсидии в размере 711,8 млн р. Эти средства направят на поддержку сельскохозяйственного производства и реализацию ФЦП «Социальное развитие села».

Из 637,8 млн р. субсидий, предназначенных для поддержки сельскохозяйственного производства, 198,4 млн р. будут направлены на поддержку растениеводства, 13,2 млн р. — на поддержку племенного животноводства, 426,2 млн р. — на повышение доступности кредитов. Большая часть средств, отпущенных растениеводам, пойдет на возмещение части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур, что в десять раз превышает средства 2010 г. На финансирование мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» в 2011 г. предусмотрено 73,9 млн р.

- Что включено в данную программу?

- Сюда входят 69,9 млн р. на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, включая молодые семьи и молодых специалистов, и 4 млн р. на реализацию мероприятий по развитию газификации.

- В какие сроки сельхозпроизводители смогут получить субсидии, как будет осуществляться контроль за сроками получения и расходования средств?

- Сроки определены действующими нормативными правовыми актами Самарской обл., там же утвержден порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории губернии. По данным на 16 февраля 2011 г., сельхозтоваропроизводителям уже перечислено 182 млн р.

Следует отметить, что это не окончательная сумма государственной поддержки из федерального бюджета: еще будут определены объемы финансирования на субсидирование затрат на приобретение минеральных удобрений.

- Как компенсируются затраты сельхозпроизводителей на воду и электроэнергию?

- Действующее федеральное законодательство не позволяет регионам устанавливать льготные тарифы на поставку ТЭР для сельскохозяйственных организаций без законодательного закрепления права на льготы и порядка компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций. В настоящее время источники компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям отсутствуют. Однако целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской обл. на 2009 -2013 гг. предусмотрены расходы областного бюджета на компенсацию части затрат на осуществление полива с применением объектов мелиорации. В 2011 г. они составят 19,3 млн р.

Данная государственная поддержка позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса компенсировать 16% затрат, понесенных на осуществление полива по договорам энергоснабжения объектов мелиорации или по договорам на оказание услуг по подаче воды для полива сельскохозяйственных культур.

- Существует ли в Самарской обл. практика изъятия земель сельхозназначения в пользу государства?

- На сегодняшний день в Самарской обл. практика изъятия земель сельскохозяйственного назначения не сформирована. До недавнего времени на законодательном уровне не были уточнены требования к использованию земельных участков по целевому назначению, порядок и условия их изъятия. Принятый ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» урегулировал порядок принудительного изъятия участков. Земля изымается по решению суда в случае ее неиспользования в течение трех и более лет, а также при ненадлежащем использовании, повлекшем за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Признаки неиспользования земельных участков, критерии существенного снижения плодородия земель сельхозназначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки установит правительство РФ. После изъятия земельный участок подлежит продаже с публичных торгов. В случае признания торгов несостоявшимися такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность.

- В связи с засухой 2009 г. и 2010 г. в бюджете области предусмотрена поддержка на создание, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации?

- В целях сохранения действующих объектов, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем, а также строительства новых объектов мелиорации была разработана концепция областной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Самарской обл. на период до 2020 г.». Реализацию программы планируется осуществить в период с 2012 по 2020 гг. Общий объем средств на реализацию мероприятий составляет 2,7 млрд р. (по 300 млн р. ежегодно). Финансирование планируется осуществлять с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов в виде субсидий, покрывающих до 95% от общего объема затрат. Имеются в виду затраты, понесенные сельхозтоваропроизводителями и организациями АПК при выполнении проектно- изыскательских работ, осуществлении строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем.

- Как решается вопрос оздоровления сельхозпроизводителей, находящихся под процедурой банкротства?

- В Самарской обл. с 2003 г. действует межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей. Подписаны соглашения на реструктуризацию основного долга со 132 сельскохозяйственными организациями на сумму 628,3 млн р., соглашения о списании сумм пеней и штрафов со 122 сельскохозяйственными организациями на сумму 495 млн р. Общая сумма реструктуризации долгов составила 1,1 млрд р.

Кроме того, 87 организациям единовременно списаны пени и штрафы на сумму более 270 млн р. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. прилагает максимум усилий по недопущению у должников просрочек платежей и других нарушений законодательства. Благодаря реализации программы финансового оздоровления на территории Самарской обл. удалось сохранить хозяйственную деятельность организаций с общим годовым производством продукции около 3 млрд р., общей величиной активов 3,8 млрд р. и численностью работников более 6 тыс. человек. Таким образом, деятельность комиссии носит постоянный характер и направлена на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей Самарской обл., способствуя тем самым недопущению их банкротства. Наряду с межведомственной комиссией по финансовому оздоровлению с осени 2008 г. в области действует комиссия по координации деятельности органов исполнительной власти Самарской обл. Координация происходит в части применения мер принуждения к организациям агропромышленного комплекса, инициированию арбитражных процессов и процедур банкротства, а также финансовому оздоровлению организаций агропромышленного комплекса, в отношении которых применяются процедуры банкротства.

- Проблема обеспечения продовольственной безопасности в регионах, пострадавших от засухи летом 2010 г., стоит сегодня особенно остро. Каким образом Самарская обл., сельское хозяйство которой второй год подряд испытывает на себе последствия аномальных погодных условий, пытается решать эту задачу?

- В целях оперативного и эффективного проведения посевной кампании в Самарской обл. создан региональный штаб по координации подготовки весенних полевых работ. Нам удалось сохранить предприятия АПК. В каждом муниципальном районе разработан и утвержден соответствующий план мероприятий. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. по графику организованы выездные взаимопроверки готовности предприятий АПК муниципальных районов к проведению сева. Корректируется структура посевных площадей. Ведется подработка до нужных кондиций посевного материала. Ведем переговоры с банками по выделению сельхозтоваропроизводителям краткосрочных кредитов на проведение весенне-полевых работ.

Несмотря на тяжелые условия, нам удалось сохранить поголовье скота. Это позволило Самарской обл. войти число регионов, которые получат дополнительную государственную поддержку из федерального бюджета на одну условную голову. В области принята подпрограмма развития мясного скотоводства, которая направлена на конкурс в Минсельхоз России. Разработан проект подпрограммы по молочному животноводству. Практика выдачи товарных кредитов скотом, реализуемая нашим министерством посредством ГУП Самарской обл. «Белее», была одобрена федеральным правительством. По инициативе губернатора на территории области создается машинно-технологическая компания. Все это нацелено на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечение продовольственной безопасности.