Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (361) | 9 марта 2011г.
 

Изменения ради изменений

Мэрия Тольятти демонстрирует малопонятные принципы в работе над генпланом

Илья Ширтанов, Павел Соколов

2 марта в Думе г. о. Тольятти был принят «Генеральный план г. Тольятти» с поправками, внесенными департаментом по строительству и земельным ресурсам мэрии г. о. Тольятти. В ходе работы над документом было учтено большое количество интересов частных лиц. Однако этот процесс по вполне понятным причинам прошел незамеченным для широкой общественности. Роль отвлекающей ширмы для общественности выполнил проект строительства лесной дороги, которую в итоге, якобы по просьбам жителей, из проекта генплана исключили. Между тем за этими манипуляциями почти не проработанным остался куда более актуальный для развития города вопрос — разработка транспортных коридоров для интеграции с будущими объектами ОЭЗ.

История повторяется

2 марта на пленарном заседании Думы г. о. Тольятти были утверждены изменения в «Генеральный план развития территории городского округа на расчетный срок до 2025 г.». «Как отметил заместитель мэра по строительству и земельным вопросам Николай Трохачев, изменения в генеральный план выполнены в целях приведения действующего генерального плана в соответствие с градостроительным законодательством, изменением статуса муниципального образования и отдельными изменениями в социально-экономическом развитии г. Тольятти.

С учетом требований Градостроительного кодекса РФ все материалы генерального плана выполнены в новой редакции, изменены состав и структура утверждаемых документов и обосновывающих материалов», — сказано в официальном пресс-релизе мэрии по случаю этого события.

Безусловно, формальных поводов для начала внесения изменений в принятый в июле 2004 г. генплан развития г. Тольятти до 2015 г. было предостаточно. С одной стороны, в 2005 г. Тольятти приобрел статус городского округа, а вместе с этим получил новые границы территории. Сделано это было в связи с приведением регионального законодательства в соответствии с требованиями ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

С другой стороны, с 2004 г. весьма существенные изменения произошли в федеральном градостроительном, жилищном, земельном, лесном законодательстве и т. д. Однако наличие столь большого количества формальных причин хорошо маскирует неформальные мотивы работы по изменению отдельных деталей генплана.

Аналогичная мотивация наблюдалась накануне принятия генплана Тольятти и в 2004 г. Иначе чем можно было объяснить то, что Тольятти стал одним из первых муниципальных образований, где уже к тому времени был разработан и утвержден генплан развития, причем не только в масштабах Самарской обл., но и в целом по стране.

К тому моменту мэр Тольятти Николай Уткин был избран на второй срок. Многие, кто его поддерживал на выборах, претендовали на определенные преференции в части земельных ресурсов под строительство (см. «Хронограф» №23 (49) от 05.07.04). Первый вариант генплана мог позволить им узаконить свои притязания.

Особенно это стало заметно после того, как Дума г.о. Тольятти III созыва буквально накануне окончания своих полномочий отказывалась утвердить проект генплана. События тех дней вошли в историю Тольятти покушением на главного архитектора города Валерия Лопатина. Лишь спустя несколько дней после убийства Лопатина генплан образца 2004 г. был утвержден (см. «Хронограф» №24 (50) от 12.07.04).

Учтенные интересы

С 2007  г. Уткин в тюрьме. Однако в вопросах отношения к градостроительной деятельности и распоряжения земельными ресурсами в Тольятти, судя по всему, от этого мало что изменилось. Прокуратура сегодня вынуждена напоминать Пушкову о вещах, за которые его предшественнику грозит очередной срок. Что касается работы над изменениями в генплан развития городского округа теперь уже до 2025 г., то здесь, судя по всему, вновь руководствовались, скорее всего, вопросами личной заинтересованно ста бизнесменов.

О степени субъективизма может говорить перечень лиц, чьи фамилии и просьбы официально отмечены в документах по работе над изменениями в генплан, причем в отдельной графе даже стоит отметка, что заявленное требование подлежит удовлетворению. Этот документ имеется в распоряжении редакции «Хронографа».

Даже поверхностное его изучение позволяет прийти к выводу о количестве заинтересованных лиц и порой относительной незначительности их просьб. Все это может говорить о масштабах работы, а также о том, что она была кем-то просто поставлена на поток.

Так, например, Шохратдин Асадов просил для себя уточнения в схеме функционального зонирования зоны по границам земельного участка, расположенного по ул. Базовой, 64, для размещения кафе. Указанный земельный участок и здание находятся на праве собственности. Многим тольяттинцам это место известно как кафе-бар «Оазис» на обочине кольцевой развязки на въезде в Центральный р-н со стороны Комсомольского р-на.

Директор ООО «Лада-Проф» Виктор Сирочук просил чиновников внести изменения в схему функциональных зон с целью возможности нового строительства гостиницы. Его интересовал адрес: ул. Маршала Жукова, 47, стр. 1 (Автозаводский р-н, территория лыжной базы ВАЗа).

Объекты по ул. Маршала Жукова, 47, интересуют еще и Сергея Азанова. Он также обратился с просьбой уточнить зонирование земельного участка по ул. Маршала Жукова, 47, в связи с корректировкой красных линий. Обеспокоенность по поводу объекта по этому адресу может объяснить то, что по ул. Маршала Жукова, 47, располагается известный в узком кругу состоятельных людей ресторан «Господин». В середине февраля там произошел инцидент с применением травматического оружия, был пострадавший. Лиц, заинтересованных в публичной огласке этой информации, пока не нашлось.

Директор и учредитель ООО «Санеко-Инвест» Игорь Савинцев просил у разработчиков изменений в генплан внести изменения в схему функционального зонирования в отношении земельного участка по ул. Офицерской, 39. Свою просьбу он мотивировал необходимостью переноса красной линии. По указанному адресу располагается АЗС, которую эксплуатирует ООО «Баш-Нефть-Т». Эта АЗС находится примерно в 100-150 м от перекрестка ул. Дзержинского и пр-та Степана Разина, в непосредственной близости от жилых многоквартирных домов 4-го кв-ла. ООО «Баш-Нефть-Т» было учреждено 7 декабря 2009 г. в с. п. Тимофеевка (ул. Обводная, 1г), директор – Владимир Саламатин, учредитель – Сергей Синтько.

Директор ООО «Строительная компания «Комфорт Плюс» Александр Костюков задал разработчикам проекта изменений в генплан вопрос: «Почему территория, на которой расположены объекты, размещенные по Комсомольскому шоссе, указана в карте (схеме) зон с особыми условиями использования территории как историческая зона?» Он даже попытался напомнить, что: «Ансамбль застройки пос. Портового (достопримечательное место) приказом Министерства культуры и молодежной политики Самарской обл. от 22.12.2008г. №4 исключен из списка выявленных объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) регионального значения». Ему ответили: «Замечание будет учтено, карты-схемы проекта изменений будут откорректированы...».

ООО «Строительная компания «Комфорт Плюс» было учреждено 17 ноября 2006 г., офис компании располагается по адресу: б-р 50 лет Октября, 58 (Центральный р-н). Здесь функционирует еще ряд компаний, деятельность которых могут связывать с работой депутата Думы г. о. Тольятти (ТГД) Александра Довгомели.

Примечательно и то, что еще летом 2006 г. Александр Костюков засветился в роли представителя ООО «Комфорт-Дом» в конфликте вокруг застройки части территории в Портпоселке (см. «Хронограф» №24 (143) от 10.07.06). В ходе этого строительства сносу подверглось здание бывшей пельменной, которое многие считали одним из исторических символов Портпоселка. В том конфликте, видимо, не обошлось и без негласного участия Александра Довогомели.

Что касается Довгомели, то интересы завязанного на него бизнеса мог представлять не только Костюков. В документах обновленного генплана сказано: «Размещение новой застройки в Портпоселке планируется только на территории бывшего автотранспортного предприятия на площади 5,6 га (двухэтажные блокированные дома)». В течение 2009-2010 гг. в ходе обсуждения ряда вопросов в ТГД всплывала информация о некоторой причастности депутата ТГД Борислава Гринблата к территории бывшего автотранспортного предприятия Портпоселка. Ему приписывали роль одного из бенефициаров. В ТГД Гринблат работает по ряду моментов в тесной связке с председателем комиссии ТГД по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию Александром Довгомелей. Гринблат его заместитель. Важно отметить то, что, в соответствии с новыми требованиями, между объектами жилой застройки и лесом должна быть полоса вырубки 50 м. Автотранспортное предприятие Портпоселка полностью окружено лесом. Причем деревья подходят вплотную к забору. С просьбами также обращались и представители ОАО «Жито», ОАО «АвтоВазАгро», ОАО «Тольяттиазот» и т. д. Все они были удовлетворены.

Удовлетворили и обращения частных лиц, касающиеся вопросов смены зонирования на зону индивидуальной жилой застройки. Причем эти просьбы в основном касались участков т. н. элитных коттеджных поселений внутри Тольятти. Одна из таких отфиксированных и удовлетворенных просьб касалась адреса: ул. Платановая, 5. Это т. н. «Поляна бедных» (на стыке Автозаводского и Центрального р-нов). Рядом с этим участком располагается кафе «Царское село». Аналогичные просьбы были удовлетворены и в Портпоселке.

В генплан оказались заложены и более проблемные для многих горожан вещи. Так, например, п. 2.5.2 положений территориального планирования проекта изменений в генплан предусматривает строительство в центральной части г. Тольятти, в зоне общегородского центра, сети подземных и надземных паркингов для хранения автотранспорта. Описание территории, где должны расположиться паркинги, напоминает парк Центрального р-на. Острую потребность в паркинге здесь испытывает недавно введенный в эксплуатацию ТРК «Космос».

Этот перечень удовлетворенных просьб далеко не полный. Однако даже он позволяет сделать выводы о том, на что ориентировались руководители города.

Утопический проект

Отличительной особенностью проделанной работы по корректировке генплана является его феноменально низкая цена -1,6 млн р. Хотя начальная цена контракта составила 6,862 млн р. Исполнитель работ определялся путем проведения открытого конкурса. Итоги конкурса были подведены 10 марта 2010 г. Победу одержало ГУП Самарской обл. институт «ТеррНИИгражданпроект» (см. «Хронограф» №9 (318) от 15.03.10). В Тольятти на тот момент у него имелся филиал, расположенный по адресу: ул. Индустриальная, 9.

Уже на тот момент участники конкурса сетовали на явно заниженную цену, которую обозначил победитель тендера. «Мы делали много таких документов, вплоть до конкурсов на разработку генплана Алма-Аты. Нигде нет таких сумм. Воронеж, например, стоил 25 млн р., Казань — около 60 млн р.», — сообщил в марте прошлого года корреспонденту «Хронографа» один из участников конкурса — главный инженер ЦНИПП «Экотрад» Василий Правосуд (см. «Хронограф» №10 (319) от 22.03.10). Не исключено, что внешнюю дешевизну проекта могли с лихвой компенсировать «взносы» частных заинтересованных сторон.

Несмотря на столь высокую заинтересованность ряда лиц в проведении этой работы, все они оказались почти незаметны для широкой общественности. Зато вопрос о строительстве дороги через лес стал темой года. С позиции сегодняшнего дня можно предположить, что этот по всем признакам утопический проект как будто специально выпятили для отвода внимания общественности от других не менее интересных вопросов генплана. В итоге тему лесной дороги из генплана исключили с формулировкой: «Учитывая негативное мнение участников публичных слушаний о строительстве указанной дороги, а также руководствуясь целями защиты лесных территорий, мероприятие по строительству автодороги «Лесная» будет исключено из проекта».

Утопичность этого проекта в условиях нынешней экономической реальности очевидна. Город годами не может изыскать средства и проявить административную волю, чтобы решить проблему строительства многоуровневых транспортных развязок в районе Южного шоссе. Хотя это можно было бы сделать и дешевле, и быстрее.

В краткосрочной перспективе выгодополучателями от проекта лесной дороги можно было считать только тех, кто уже имеет в собственности объекты недвижимости на месте предполагаемого вхождения дороги в лес. Проект в разы увеличил бы стоимость их владений. Со стороны Автозаводского р-на к таковым можно, например, отнести владельцев сети супермаркетов «Миндаль». В ТГД интересы этих лиц представляет Владимир Дуцев.

Более того, проект лесной дороги чуть было не перешел под патронаж местного городского отделения партии «Единая Россия» (ЕР). 28 февраля в Тольятти прошло расширенное заседание политсовета местного отделения ЕР, которое было посвящено как раз теме строительства этой дороги. Исключение из генплана проекта лесной дороги, по сути, уберегло ЕР от готовности организовать себе предвыборный пиар на теме, которая не только вызывает негативную реакцию у жителей, но еще и почти нереализуема.

Вместе с тем ЕР вполне могла бы взять политическое шефство над другим куда более важным и не учтенным пока в генплане проектом -формированием транспортных коридоров, нацеленных на интеграцию города и будущих объектов ОЭЗ.

Образец недальновидности

В ОЭЗ планируется создать около 35 тыс. рабочих мест. Доставка людей, а также организация грузоперевозок может породить серьезные проблемы функционирования нынешней системы транспортных коридоров. Сегодня в Автозаводском р-не они сориентированы в направлении АВТОВАЗа, но если ничего не предпринимать, уже завтра эти потоки будут попросту блокированы новыми, имеющими несколько иное направление. У городских властей уже сегодня есть возможность увидеть, к чему это может привести.

На предприятиях северного промузла Центрального р-на работает около 15 тыс. человек. Однако даже этого достаточно, чтобы почти каждый день там случался транспортный коллапс. Руководство крупных предприятий северного промузла уже на протяжении нескольких лет неустанно сигнализирует мэрии о необходимости общими силами решать проблему. Все пока на прежнем уровне. Мэрия Тольятти, находясь под управлением Пушкова, демонстрирует образец недальновидности. К тому моменту, как было принято решение начать работу над проектом изменений в генплан, в Тольятти уже практически были написаны и находились на стадии утверждения «Программа комплексного социально- экономического развития г. о. Тольятти на 2010-2020 гг.», «Стратегический план развития г. о. Тольятти до 2020 г.», «Комплексный инвестиционный план модернизации г. о. Тольятти Самарской обл. на 2010-2020 гг.» (см. «Хронограф» №20 (329) от 07.06.10). Т. е. уже на старте работы над генпланом в мэрии Тольятти четко должны были осознавать перспективы создания ОЭЗ и все сопряженные с этим проблемы.

Судя по всему, такое осознание появилось с запозданием. Возможно, поэтому в пресс-релизе мэрии по случаю утверждения обновленного генплана появилась следующая формулировка: «В течение трех месяцев в соответствии с Градостроительным кодексом РФ должен быть разработан план реализации генерального плана. На эти цели в городском бюджете предусмотрены средства в размере 1,5 млн р. Разрабатываться план реализации будет организацией, выбранной на конкурсной основе». Не исключено, что, когда будут освоены и эти средства, вспомнят о необходимости вновь дорабатывать генплан.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Григорий ГАСИЧ, председатель тольяттинского отделения Социально- экологического союза

- Одним из положительных моментов можно назвать исключение из генплана дороги через лес. А самый негативный момент — это включение в генплан территории под жилую застройку между Тимофеевкой и северным промузлом. Северный промузел очень сильно влияет на эти территории.

Нина КОНОВАЛОВА, председатель совета ТОС № 23 Центрального р-на г. Тольятти

- Мы хотим, чтобы Портпоселок ассоциировался с местом отдыха. Портпоселку не нужна застройка. По всей видимости, в вопросах застройки участка, который занимало АТП-4, присутствуют интересы некоторых депутатов. Единственно, возникает вопрос: как собираются застраивать территорию бывшего АТП, если по правилам между строениями и лесом должна быть распаханная полоса земли шириной 50 м? Они что, лес валить будут?

Сергей ДЬЯЧКОВ, почетный гражданин г. Тольятти, социолог

- Для чиновников генплан не указ. Если нет правил застройки, наступает хаос. А в хаосе уже все ищут не столько оптимальные решения, а как бог на душу положит. Примеры раздачи земельных участков в центре города говорят об этом. Все говорят про генплан, а где же он тогда, если все поступают, как хотят? При таком отношении хоть новый генплан создавай, толку не будет никакого. А вот если принять решение, что любое отклонение от генплана, любое нарушение будут жестоко наказываться, тогда можно вести разговор о разработке нового генплана.