Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (364) | 28 марта 2011г.
 

Вызывающая тенденция

В Ставропольском районе почти половина школ работают без лицензий

Татьяна Никонорова

С 2011 г. на территории Самарской обл. стартовала реализация национальной образовательной инициативы (НОИ) «Наша новая школа». Однако, несмотря на это, существенная доля образовательных учреждений пока не соответствует не только перспективным, но и текущим требованиям законодательства. Например, в м.р. Ставропольский 12 из 26 школ не соответствуют нормам.

По окончании реализации НОИ «Наша новая школа» доля учеников, которые будут обучаться в соответствии с полным перечнем нормативных требований (как к процессу обучения, так и к состоянию школ), будет доведена до 70%. При этом 40% от общего количества занимающихся должны, согласно НОИ, обрести как минимум доступ к современным библиотекам и медиатекам, в т.ч. интерактивным. Однако реализация НОИ, направленной на благой результат, может застопориться на низовом звене — на уровне муниципальных районов и самих школ. Это может случиться хотя бы потому, что на отдельных территориях почти половина общеобразовательных школ и детских садов не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.

Так, например, из 26 школ, находящихся на территории Ставропольского р-на, у 12 отсутствуют сведения о лицензии на ведение образовательной деятельности и, соответственно, нет аккредитации. Причин отсутствия лицензий может быть несколько: проблемы с материально-технической базой школы, отсутствие необходимого количества педагогов, методической базы и т.д. Отсутствие лицензии может свидетельствовать об одном: школа не соответствует существующим современным требованиям закона «Об образовании», не говоря уже о тех требованиях, которые предъявляет НОИ «Наша новая школа». Помимо школ проблемы испытывают и детские сады: из 21 дошкольного образовательного учреждения лицензий не имеют 5 садиков.

Отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности для школы означает то, что она не имеет права выдавать итоговые аттестаты обучающимся. Более того, в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 34 Закона «Об образовании» осуществление деятельности без лицензии является достаточным основанием для ликвидации образовательного учреждения в судебном порядке. Из сложившегося положения директора таких школ выходят просто: образовательная деятельность как таковая в нелицензированных школах ведется, но итоговую аттестацию и выдачу аттестатов проводят учебные заведения, имеющие лицензию.

Собственно учебный процесс происходит в условиях, которые можно назвать нарушающими законодательство об образовании. «В 2010-2011 учебном году в лицензированных школах района обучается порядка 2,5 тыс. детей, в нелицензированных около 2 тыс. Итоговая аттестация в школах м.р. Ставропольский организовывается в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня, регламентирующими эту процедуру.

Пункты проведения ЕГЭ открываются в соответствии с технологическими схемами по территориальному принципу. Пункты проведения итоговой аттестации в 9-х классах открываются в общеобразовательных учреждениях, имеющих свидетельство о государственной аккредитации. Учащиеся доставляются в пункты проведения экзаменов школьными автобусами, которые соответствуют всем требованиям безопасности», — рассказал в официальной переписке с «Хронографом» руководитель Центрального управления Министерства образования и науки Самарской обл. Александр Двирник.

Судя по всему, безопасный для детей процесс их доставки к месту проведения экзаменов — это чуть ли не единственный повод для гордости чиновников из администрации Ставропольского р-на. Вполне возможно, что столь неприглядной картины могло и не быть. На это предположение наталкивает тот факт, что заместитель главы Ставропольского р-на Петр Валюс (на фото) является председателем общественного совета по вопросам образования. С учетом занимаемых Валюсом должностей ему должны быть известны проблемы, существующие в школах района. Тем более что вопросы содержания общеобразовательных учреждений (а это самые проблемные вопросы, влияющие на получение лицензии) относятся к компетенции органов местного самоуправления. Однако, судя по всему, присутствие Петра Валюса в структуре районного образования на решение проблем кардинальным образом не влияет. Возможно, его функция в общественном совете заключается и в том, чтобы таких проблем и вовсе не замечать.

Весьма примечательно, что отсутствие лицензий почти у половины общеобразовательных школ Ставропольского р-на имеет место быть при довольно внушительном финансовом обеспечении отрасли образования. Так, например, в 2007 г. бюджет района выделил 48,8 млн р. на содержание школ, в 2008 г. — 59,3 млн р., в 2009 г. — 57,8 млн р. В соседнем Жигулевске за тот же период выделялось от 35,2 млн р. в 2007 г. до 48,1 млн р. в 2009 г. Финансирование на 1 учащегося в 2009 г. в Ставропольском р-не составило 33,9 р. против 13,98 р. в Жигулевске, т.е. почти в 2,5 раза выше. Куда при этом деваются деньги и почему невозможно привести школы в надлежащее состояние — вопрос, достойный отдельного обсуждения.

Комментарии

Александр ДВИРНИК, руководитель Центрального управления Министерства образования и науки Самарской обл.

- В настоящее время 12 из 26 общеобразовательных школ м.р. Ставропольский действительно не имеют лицензии на образовательную деятельность. Причина только одна: отсутствие положительного заключения органов госпожнадзора. Всем остальным лицензионным требованиям школы соответствуют.

Говорить о том, что администрация района халатно относится к содержанию зданий образовательных учреждений, нельзя. Ставропольский р-н — единственный из сельских районов области за счет собственного бюджета оборудовал все образовательные учреждения автоматической пожарной сигнализацией. В 2010 г. на устранение замечаний органов госпожнадзора только общеобразовательным учреждениям из бюджета района было выделено свыше 3 млн р. Однако бюджет района не позволяет одномоментно устранить все замечания. Большинство зданий образовательных учреждений построено в 60-80 гг. и, естественно, не в полной мере удовлетворяют современным требованиям пожарной безопасности. В то же время стоит заметить, что, не давая положительного заключения для получения лицензии, органы госпожнадзора ежегодно подписывают акты готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Поэтому говорить о том, что дети занимаются в условиях, угрожающих их жизни, нельзя.

В связи с тем, что при проведении каждой новой проверки образовательных учреждений появляются новые предписания органов госпожнадзора, администрацией м.р. Ставропольский принято решение о проведении в 2011 г. независимого пожарного аудита. В первом полугодии текущего года на эти цели предусмотрено в бюджете района 500 тыс. р. При условии положительного результата пожарного аудита школы получат право подать документы на получение лицензии.