Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (365) | 4 апреля 2011г.
 

Степаненко недоглядел

В «Газпром Трансгаз Самаре» поздно спохватились о потере недвижимости

Илья Казаков

25 марта в Арбитражном суде Самарской обл. состоялось очередное заседание по иску ООО «Газпром Трансгаз Самара» (ГТС) к ООО «Янко+», ООО «Грот», ООО «Зенит» и ОАО «НПП «Янтарь». Последнее с 1993 г. являлось партнером и совладельцем с ГТС (до 2008 г. ООО «Самаратрансгаз») склада на 1800 кв. м. В 1996 г. руководству «Янтаря» удалось лишить Самаратрансгаз права собственности на здание, а в 2006 г. создать цепочку добросовестных приобретателей. О своем активе и документах к нему в Самаратрансгазе вспомнили лишь в 2007 г., когда лишились доступа к нему. К тому моменту нынешний генеральный директор ГТС Олег СТЕПАНЕНКО (на фото) возглавлял Самаратрансгаз уже пять лет.

В 1993 г. между ООО «Самаратрансгаз» и «Янтарем» было заключено соглашение о совместной деятельности. Согласно этому документу Самаратрансгаз и «Янтарь» обязались осуществить строительство двух модулей зданий «Мархи» суммарной площадью 1,8 тыс. кв. м в Самаре на ул. Хасановской, 1 (с 2005 г. — Гаражный пр-д, 5). Расходы делились пополам.

Свой вклад в стройку «Янтарь» внес площадкой. Комплекс «Мархи» возводился на месте принадлежащего «Янтарю» сооружения — «открытого склада под навесом». В 1996 г. возведение комплекса было завершено. Однако при оформлении технического паспорта на совместно построенное здание «Мархи» «Янтарь» представил как «открытый склад под навесом». Тем самым собственникам «Янтаря» удалось зарегистрировать построенный комплекс под старым названием, получив соответствующий технический паспорт. Никаких действий со стороны Самаратрансгаза на это не последовало.

Спустя 10 лет, в сентябре 2006 г., собственники «Янтаря», вероятно, решив получить дополнительную страховку от возможных претензий со стороны Самаратрансгаза, начали формировать цепочку добросовестных приобретателей. Сначала «Янтарь» продал склад компании ООО «Хронос»

(его нынешний правопреемник — ООО «Грот»), затем «Хронос» реализовал склад ООО «Янко+». В свою очередь «Янко+» продало склад в пользу ООО «Зенит». От «Зенита» склад был продан ООО «Капитолий», которое является нынешнем владельцем склада. Все эти сделки были проведены до 2007 г.

Примечательно, что тогда руководство Самаратрансгаза отнеслось к этому процессу пассивно. На тот момент Олег Степаненко уже несколько лет возглавлял Самаратрансгаз.

В 2000 г. Самаратрансгаз подписал с «Янтарем» соглашение о том, что доля Самаратрансгаза снижается до 40,6%. В зданиях «Мархи» Самаратрансгазу доставалось производственное здание площадью 720 км. м, пять комнат на втором этаже здания площадью 104,81 кв. м, тепловой пункт и кладовка. Однако в октябре 2007 г. Самаратрансгаз лишился доступа к этим помещениям.

Компания Степаненко заявила в суде, что здание следует признать самовольной постройкой и разобрать. Соответственно ГТС сегодня при разборке полагалось бы 40,66% строительных материалов. Однако сформированная цепочка приобретателей не позволила завершить процесс так легко.

4 мая 2010 г. суд частично удовлетворил требования ГТС. Однако признавать комплекс зданий самовольной постройкой суд не стал. Он постановил разорвать сделки по перепродаже, причем не всю цепочку целиком, а лишь до «Капитолия». Причем включение «Капитолия» в список ответчиков суд также не одобрил, заявив, что разбирательство с «Капитолием» возможно только в рамках отдельного дела.

В результате потерялась взаимосвязь между «Янтарем» и «Капитолием». А ведь соглашение у ГТС как правопреемника Самаратрансгаза имеется именно с «Янтарем». Вероятно, на это надеялись и создатели схемы добросовестных приобретателей. Однако перспектива разбирательства в таких условиях не устроила ГТС, и компания подала апелляционную жалобу. Жалоба осталась без удовлетворения. Только в кассационной инстанции в декабре 2010 г. ГТС наконец удалось доказать возможность предъявления «Капитолию» требований как ответчику в рамках общего дела. Вероятно, теперь ГТС будет требовать с «Капитолия» своей доли строительных материалов, однако при отмененной цепочке сделок непонятно, каким образом ГТС будет доказывать взаимосвязь компании с «Янтарем». По мнению аналитиков, в данной ситуации налицо недоработки руководства Самаратрансгаза в период, когда осуществлялась череда сделок, т.е. в 2006 г. Непонятно, как это могло остаться незамеченным для Степаненко. И весьма странно, что его подчиненные вспомнили об этом, когда, по сути, стало поздно. Можно предположить, что вся затея ГТС с нынешней судебной тяжбой есть не что иное, как попытка сформировать формальную защиту от обвинения в бездействии.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай ШУМИЛОВ, и.о. генерального директора ООО «Газпром Трансгаз Самара»

- Налицо необоснованное внесение исправлений в результаты технической инвентаризации и незаконное оформление в 2006 г. в собственность ОАО НПП «Янтарь» всего здания «Мархи» целиком. В связи с этим ООО «Газпром Трансгаз Самара» было вынуждено в 2007 г. обратиться за защитой своих прав в судебном порядке. К делу привлечена и прокуратура Самарской обл.