Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (370) | 10 мая 2011г.
 

Валентина Масалова:

Крупные заказчики хотят работать с крупными производителями

Михаил Куракин

В конце апреля председатель правительства РФ Владимир ПУТИН в очередной раз поднял вопрос о необходимости срочной активизации строительной отрасли. Были разработаны механизмы по выводу отрасли из кризиса, установлены сроки и программы, которые должны быть в эти сроки выполнены. Предприятия, осуществляющие выпуск стройматериалов, были названы локомотивом развития отрасли. О том, как кризис отразился на строительной отрасли и ее посткризисных перспективах, в интервью «Хронографу» рассказала директор по производству Волжского ОАО «Опытный завод «СМиК» Валентина МАСАЛОВА.

- Валентина Васильевна, ваше предприятие — одно из крупнейших в регионе в своей сфере (производство железобетонных конструкций). Как сегодня обстоит дело в секторе, в котором работает Опытный завод «СМиК»?

- Три последних года для всей отрасли производства стройматериалов и для строителей были тяжелыми. Мало что строилось. Не было заказов. Не было платежеспособных заказчиков. Кто-то пережил эти времена, кто-то разорился. Сильнее всех кризис ударил, конечно, по крупным предприятиям. Крупные предприятия технологически не могут оставаться рентабельными при выпуске малого объема продукции. Чем крупнее предприятие, тем сильнее оно зависит от объема выпуска. Во времена, когда экономика страны на подъеме, начинаются крупные и масштабные стройки — именно крупные производители железобетона позволяют быстро решать поставленные задачи. Ведь себестоимость продукции при массовом выпуске всегда ниже. Нашему заводу, опять же ввиду его масштабов и прямой зависимости от объемов выпуска, в кризис пришлось, наверное, сложнее многих более мелких предприятий. В первую очередь мы пытались сохранить всех специалистов узких профессий, которых сейчас попросту не готовят. Почти все тольяттинские предприятия по выпуску железобетона и кирпича существенно снизили заработную плату сотрудников в тот период. Просто денег не было. Мы не останавливались. Не снижали зарплату. Мы не увольняли и не сокращали работников предприятия. Мы сохранили всех специалистов, хотя предприятию пришлось работать в убыток. Денег не хватало. Мы пережили очень существенные задержки по выплате заработной платы, но, конечно же, верили, что придут лучшие времена. Не может же страна не строиться! Дожили до лучших времен. Задержек по выплате заработной платы сегодня нет. Все старые задолженности перед сотрудниками выплачены. И еще раз подчеркну: самое важное, что удалось сохранить кадры. Более того, сейчас ведем набор.

- В конце 2010 г. все чаще стала появляться информация о банкротстве СМиК. На ваш взгляд, может ли это привести к остановке предприятия или другим неприятным по -следствиям?

- Процедуру банкротства инициировала налоговая инспекция. Основанием стали не уплаченные вовремя налоги. Налоги, действительно, не были уплачены вовремя. Три года кризиса, убыточная работа предприятия не могли не сказаться на всех платежах. Основной упор был сделан на то, чтобы предприятие работало и не остановилось. Остановка такого предприятия — практически его смерть, т.к. запустить его после длительного простоя крайне сложно. Поэтому мы и пошли по пути сохранения предприятия и коллектива. Приходилось чем-то жертвовать. Неправильно, конечно, не платить налоги. Но другого варианта не было. Мы честно начисляли эти налоги, мы их не скрывали, подавали сведения, но платить их было просто нечем. Мы руководствовались тем, что существует масса примеров банкротств. Например, предприятие ТДСК. Прекрасный был завод. Огромный. Простоял полтора года. И сколько новые собственники ни пытались его запустить и начать работать, ничего хорошего из этого не получилось.

Потому что за это время завод потерял самое главное -коллектив. В результате сегодня мы видим, что с ним произошло. Хотя существуют и другие примеры банкротства. Например, масса крупных промышленных предприятий нашей страны уже прошли через эту процедуру и сейчас успешно работают. Опытный завод «СМиК» — единственное предприятие из производителей строительных материалов на территории Тольятти, которое включено в областной список стратегических предприятий. Причин здесь несколько. Завод в области самый большой и оснащенный: и оборудованием, и самое главное — специалистами. Потеря предприятия для области неминуемо привела бы к достаточно серьезным последствиям. Сейчас благодаря федеральным программам начинает расти спрос на железобетон. Этот спрос надо удовлетворять. Тем более что на Опытном заводе «СМиК» производится достаточно обширная номенклатура, которую никто кроме нас не выпускает. Опять же, когда на рынке нет конкуренции, а спрос превышает предложение — это всегда рост цен на продукцию. Этот рост, естественно, подразумевает удорожание, например, одного квадратного метра жилья. Он у нас в стране и так недешевый. Возвращаясь к самой процедуре банкротства, скажу, что процедура эта не подразумевает под собой остановку предприятия, прекращение деятельности. Банкротство и создано государством для того, чтобы предприятие, на котором висят какие-то серьезные долги, могло получить время, чтобы настроить выпуск продукции, чтобы были оборотные деньги, чтобы покупались материалы, чтобы платилась заработная плата. Банкротство — это финансовое оздоровление предприятия. Эта мера применяется не для того, чтобы кого-то остановить или кого-то разорить. На опытном заводе процедура банкротства есть, и от нее никто не открещивается. Она есть уже год. Тем не менее за этот год завод существенно увеличил объемы выпуска продукции. Рынок сдвинулся. Спрос появился. Предприятие работает. За четыре месяца 2011 г. на работу было принято более 250 человек. Мы даже в кризис работали стандартную пятидневную рабочую неделю по восемь часов. Сейчас, с увеличением спроса, мы работаем семь дней в неделю по двенадцать часов.

- Заметно ли какое-то оживление на рынке производства стройматериалов?

- Рынок не восстановился полностью, но он начал восстанавливаться. Восстанавливается и жилищное строительство. Начались хорошие промышленные стройки. Ведется строительство на объектах ОАО «АВТОВАЗ». Строятся новые цеха. Мы уже поставили конструктив на новый цех покраски «Рено-Ниссан». На ВАЗе цеха таких масштабов не строили со времен ввода автозавода в эксплуатацию. Сейчас СМиК задействован в поставке стройматериалов на строительстве второй очереди этого цеха. Одной из причин выбора нашего завода в качестве партнера АВТОВАЗа является то, что строился автозавод прежде всего из железобетонных конструкций, выпущенных на Опытном заводе «СМиК». Нам удалось сохранить завод и его потенциал, а потому у АВТОВАЗа сегодня есть возможность опереться на своего исторического партнера. И опять же здесь важны объемы. Сегодня мы единственные, кто в Тольятти способен в установленные сроки справиться с объемами, которые требует для своего строительства АВТОВАЗ . Это не бравада — это объективная реальность в контексте нынешней экономической ситуации.

- Т.е. сейчас вы активно участвуете в строительстве новых производственных мощностей в ОАО «АВТОВАЗ»...

- Да. И в данный момент мы даже начали работу по наращиванию своих производственных мощностей. Большой объем отгрузки железобетона осуществляем на строительство объектов IT-парка. Рассчитываем оказаться в партнерах заказчиков объектов особой экономическои зоны, ведь все крупные заказчики хотят работать с крупными производителями. Это и более технологично, и подразумевает совершенно другое качество. Серьезный застройщик не может брать железобетон с какого-то маленького производства, где непонятно какое качество. Изготовить качественный железобетон — это сложное производство. Его очень проблематично наладить в каком-то подпольном цехе. Необходимы не только соответствующее оборудование и металлооснастка, но и квалифицированные специалисты, отлаженные технологии. Только так можно выпускать качественную конструкцию. Хотя сегодня известно немало случаев, когда кустари занимаются изготовлением товарного бетона, фундаментных блоков и прочих конструкций. Доходит до того, что прикладываются липовые заводские паспорта качества. Попадались такие поддельные паспорта и нашего предприятия.

- Контрафакт?

- В прямом смысле контрафакт.

- Если говорить о жилищном строительстве, то 30-40% в стоимости жилья составляет стоимость материалов. Удешевление материалов -это та задача, которая ставится правительством всех уровней. Все это необходимо для активизации строительной отрасли и покупательского спроса. Каким образом, помимо удешевления за счет массовости выпуска, о котором мы говорили, на СМиК идет удешевление готовой продукции?

- Очень просто. Мы занялись техническим перевооружением завода более шести лет назад. Понимая, что энергоносители растут в цене и будут расти каждый год, мы пришли к выводу, что нужно потребление электрической и тепловой энергии снижать. Этот процесс неизбежен. Снижение это возможно только за счет изменения технологии. Технологии на месте не стоят. Все меняется. Соответственно, перед нами стояла задача замены старого оборудования на более новое. Это перевооружение мы успели закончить до кризиса. Итог этого перевооружения -на предприятии поменялась часть оборудования. Часть оборудования была капитально отремонтирована. Была изменена технология термообработки. Сегодня мы не применяем в производстве технологический пар, потому что это очень затратно. В результате на куб железобетона мы сократили потребление газа в 7,5, воду и стоки — в 31 раз. Это цифры колоссальные. Если бы мы не сделали этого до кризиса, энергетика бы нас во время кризиса при малом объеме выпуска продукции просто бы съела. Завод не прожил бы эти три года. Теперь благодаря этим мерам мы имеем хорошее конкурентное преимущество. Себестоимость продукции стала ниже, чем на других подобных заводах по области. Поэтому и на конечного покупателя, например квартиры, эти наши издержки тоже ложиться не будут. Более того, все это произошло даже не при сохранении, а при улучшении качества. Любая замена оборудования по крайней мере должна преследовать именно улучшение, а не снижение качества. И, разумеется, снижение затрат на производство.

- Как вы оцениваете перспективы Опытного завода «СМиК»?

- Перспективы Опытного завода «СМиК» вполне оптимистичны. Этому способствует как выход всей отрасли из стагнации, так и внимание, которое сегодня уделяется со стороны федерального центра к жилищному строительству. Мы намерены продолжить развитие. И очень надеемся, что худшие времена мы уже пережили.