Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (371) | 16 мая 2011г.
 

Николай Ренц:

В России не должны умирать от регулируемых заболеваний

Михаил Куракин

11 мая 2011 г. в г. Тольятти в активную фазу вступила реализация городской долгосрочной целевой программы «Модернизация муниципальных учреждений здравоохранения г.о. Тольятти на 2011-2013 гг.». Программа представляет собой продолжение национального проекта «Здоровье», а также федеральной и региональной программ по модернизации здравоохранения. О поставленных задачах и о перспективах отрасли в ходе реализации мероприятий программы модернизации в интервью «Хронографу» рассказал депутат Самарской губернской думы, главный врач МУЗ «Клиническая больница №5 г.о. Тольятти» Николай РЕНЦ.

- Николай Альфредович, 14 апреля 2011 г. была утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация муниципальных учреждений здравоохранения г.о. Тольятти на 2011-2013 гг». Что планируете сделать в рамках этой программы?

- Следует начать с истории вопроса. Проблема в том, что за последние 15 лет заболеваемость трудоспособного населения выросла на 40%, а количество мест в стационарах осталось прежним. У нас некоторые отделения работают, если считать их по нормативам, 420 дней в году. Как они так могут работать? Это значит, на 60 койках лежит 80-85 больных. Городская программа появилась в результате реализации федеральной программы по модернизации здравоохранения. В конце апреля федеральный центр уже направил в Самарскую обл. первый транш в размере 1,027 млрд р. Из этой суммы 870 млн р. пойдут на проведение ремонта и закупку оборудования для лечебных учреждений. 11 мая заявка МУЗ «Клиническая больница №5 г.о. Тольятти» уже появилась на федеральных сайтах торгов. Мы выставляем серьезный объем работ на сумму 68 млн р. Это средства, которые поступили в рамках модернизации.

- Что в результате модернизации изменится для конкретных людей? Как будет идти ее реализация?

- Давайте по порядку. У нас есть разные нацпроекты, связанные с жильем, молодыми семьями, дорогами. На мой взгляд, именно в здравоохранении нацпроекты имеют наиболее ярко выраженный показательный результат. Начнем с родовых сертификатов. Казалось бы, незначительная сумма на каждую роженицу была добавлена, но принципиально изменилась ситуация в родильном доме. В нашей больнице смогли полностью укомплектовать родильный дом штатами. Полностью. Сегодня мы не имеем совершенно никаких проблем с любыми препаратами в родильном доме. Даже с самыми дорогими и современными. Мы практически полностью переоснастили его. И оснастились мы благодаря правительству области и родовым сертификатам. Это нам позволяет говорить о том, что мы работаем на европейском уровне в части оказания помощи беременным и роженицам. Так, в 2010 г. из 6,5 тыс. родившихся живыми новорожденных мы не смогли спасти только 7. Да и то по причинам глубокой недоношенности или пороков внутриутробного развития.

Дальше была программа помощи пострадавшим в ДТП, которая тоже осуществлялась в рамках нацпроекта «Здоровье». Больница получила в общей сложности из бюджетов всех уровней оборудования на сумму порядка 100 млн р. Теперь в нашей хирургической реанимации созданы необходимые условия для спасения самых тяжелых больных. Надеюсь, скоро мы сделаем ее торжественное открытие. Не менее важно, что организацию медицинской помощи мы активно пытаемся перевести на процессный подход. Организация медицинской помощи — технологические процессы. Их можно и нужно пошагово описать для каждого отдельного исполнителя на всех этапах — от поступления больного в больницу до его выписки. Когда это сделано, видишь то, что может привести к нежелательным результатам. Вкупе с внедрением новых технологий это дает колоссальный результат. Реализацией комплекса мер мы за два последних года снизили процент умирающих в реанимации после тяжелых ДТП с 23 до 12%.

Это результат, который приведет нас к тому, что люди, которые еще вчера не имели шанса выжить, сегодня останутся живы. Вся модернизация здравоохранения задумана и реализуется с одной целью, достигнув которую, мы решим задачу сохранения трудоспособности страны. Эту цель можно обозначить так: люди в трудоспособном возрасте не должны умирать, а, достигнув пенсионного возраста, должны жить еще как минимум 15 лет. Именно поэтому принимались такие непопулярные меры, как увеличение взносов в социальные фонды — пенсионный и медицинского страхования. Это крайне непопулярная мера. Но она, с позиции руководства страны, вынужденная. В России не должны умирать от регулируемых заболеваний, таких как инфаркт, инсульт, диабет, бронхиальная астма, травм и даже рака. Мы, действуя современными медицинскими методами, в состоянии влиять на то, чтобы человек, страдающий этими заболеваниями, оставался трудоспособным. Для этого в систему здравоохранения и вливаются ресурсы, чтобы внедрить современные технологии, обеспечить их ресурсами и квалификацией. Архиважно, что значительно вырастет оплата труда и будет мотивация делать работу качественно. Вот на эти вещи и направлена модернизация здравоохранения. И если с человеком случилась беда, то эту беду мы должны устранить. И не просто спасти жизнь, а вернуть его к труду. У страны нет времени. К 2020 г. количество пенсионеров увеличится на 18 млн, а лиц трудоспособного возраста станет меньше на 11 млн. Поэтому система здравоохранения должна измениться в кратчайшие сроки.

- Что предусмотрено для этого?

- Консолидация средств и распределение их по определенным программам. Но если кто-то думает, что 460 млрд р. — это огромные средства, то он и прав, и неправ. С точки зрения их поступления в одном направлении это действительно большие средства, тем более что эта сумма удвоится. В то же время невозможно на эти средства изменить совершенно все. Например, чтобы нашу больницу отремонтировать, нам нужно 500 млн р. В рамках программы модернизации нам поступит примерно 130 млн р. Но, сконцентрировав их на самых узких направлениях, мы все равно получим хороший результат. Второе, что предусмотрено, — дать системе современные технологии. Главный упор сегодня сделан на раннюю диагностику. Чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее будет лечение. Также предусмотрен и переход на совершенно новый уровень в рамках лечения тех заболеваний, которые хорошо поддаются лечению: ишемическая болезнь сердца, инсульты, онкология и, безусловно, травмы, о которых мы говорили. И здесь у нас есть хорошие подвижки. Если у нас несколько лет назад больной с травмой костей после поступления 2-3 недели мог лежать, например, на вытяжке в ожидании операции, то сегодня мы за 5 месяцев 2011 г. установили металлоконструкций и провели операции по восстановлению костей скелета столько же, сколько за весь 2009 г.

- Какие еще мероприятия предусмотрены в рамках модернизации системы здравоохранения?

- Конечно, поддержка узких поликлинических специалистов. Участковые врачи и медсестры уже получают доплаты к своей ставке. Сейчас подобные доплаты будут получать и узкие специалисты: окулисты, ЛОР-врачи, неврологи. Доплату получат и врачи, работающие в онкологической поликлинике. Нас это очень радует, потому что дефицит специалистов огромный.

Также в рамках программы модернизации предусмотрены средства для лечения именно тех заболеваний, которые наиболее часто приводят к смерти. Это сепсис и дыхательная недостаточность у новорожденных, инфаркт и острый коронарный синдром, инфаркт мозга и кровоизлияние в мозг, злокачественные заболевания, заболевания крови, переломы костей черепа, острые пневмонии и т. д. Всего 29 заболеваний. На лечение этих больных мы будем получать средства из двух источников — средства обязательного медицинского страхования и средства, поступившие по модернизации. Эти средства мы должны будем направить на закупку дорогостоящих медикаментов и на доплаты профильному персоналу. Это очень важно. В следующем году поступление средств по этим заболеваниям еще увеличится, поэтому возможности по лечению будут расширены.

- Т.е. речь идет о направленном воздействии именно на те заболевания, которые можно назвать стандартными?

- Да. И речь идет о существенной части наших пациентов. Еще раз хочу подчеркнуть, что модернизация направлена на то, чтобы в ближайшее время за имеющиеся деньги, которых тоже не безгранично много, достичь максимально возможного эффекта. Поэтому наполнение «стандартов» деньгами преследует такую цель: была выделена группа заболеваний, в результате которых следует смерть или нетрудоспособность. Большой вклад в реализацию этих мероприятий был сделан правительством области еще в период верстки бюджета на 2011 г. Вместе с тем я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что тем, кто попал в модернизацию, будет хорошо, а остальным — нет. Мы уже сейчас имеем средства в здравоохранении, которые покрывают наши насущные проблемы в части оказания медицинской помощи пациентам. В этом году я ни разу не столкнулся с тем, что в нашей больнице для больных не хватило бы каких-то препаратов. Да, мы не можем сегодня позволить себе разовое операционное белье и полностью импортную перевязку. Нам не хватает на это. Но на таблетки и ампулы нам денег сегодня хватает. Более того, программа модернизации очень хорошо ложится на стандартизацию процессов оказания медицинской помощи, о которой я уже говорил. Нашу работу мы хотим привести к международным стандартам доказательной медицины. Для этого нами было создано сообщество Open Health. С целью привлечения и других специалистов отрасли, для создания стандартов лечения на самом высоком уровне.

Следующее направление модернизации, о котором нельзя не сказать, — информатизация. Лично я считаю это направление одним из важнейших. Саму информатизацию не стоит понимать только в рамках того, что врач не будет писать ручкой... Информатизация направлена прежде всего на то, чтобы максимально качественно управлять теми ресурсами, которые есть в отрасли. Не тратить деньги там, где их можно не тратить. Четко видеть, в чем сегодня есть нужда, и не покупать про запас то, что можно не покупать. Видеть весь комплекс нюансов организации лечебного процесса. Для нас, руководителей, информатизация будет одним из самых сильных инструментов для повышения качества управления лечебными учреждениями.

Потому что если кто-то думает, что больница — ампулы, бинты и шприцы, то он не прав. Это целое предприятие. Так вот управлять этим всем без оцифрования процессов и их автоматизации, будь то управление кадрами или управление ресурсами, становится совершенно неоправданно во времени, в котором мы живем. При этом с точки зрения результата от вложенных средств информатизация очень и очень эффективна.

Хотелось бы отдельно отметить активную роль правительства области в реализации проекта модернизации здравоохранения. Все мы помним, что изначально было согласовано поступление на данный проект 6 млрд р. из госбюджета. Однако область жестко обозначила свою готовность направить собственные 2 млрд р., и во многом благодаря такой позиции правительство РФ пересмотрело федеральный транш, увеличив его до 8 млрд р.