Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (386) | 26 сентября 2011г.
 

АВТОВАЗ построил пирамиду

Из дольщиков строительной компании «Лада-Дом»

ИА «Центр-Инфо»

16 сентября руководство ЗАО «ФСК «Лада-Дом» заявило дольщикам, что предварительный осмотр квартир и подписание актов в очередной раз откладываются. Речь идет о двух секциях строящегося жилого дома «Лада-2». Между тем финансовое положение компании «Лада-Дом», которую полностью контролирует ОАО «АВТОВАЗ», настолько плачевно, что дольщики могут и вовсе не дождаться своих квартир. В апреле в «Лада-Доме» уже было введено внешнее управление, однако отсутствие сколь-нибудь вразумительного плана дальнейших действий приводит лишь к росту убытков строительной компании, которая и без того должна своим кредиторам более 1 млрд р.

Спасти нельзя банкротить

Проблемы у ЗАО «Финансово- строительная компания (ФСК) «Лада-Дом» обострились летом 2008 г. -еще до начала кризиса компания начала сворачивать работы на своих объектах, а к сентябрю полностью заморозила строительство. ОАО «АВТОВАЗ», которое является стопроцентным собственником «Лада-Дома», во время кризиса поддержать свою «дочку» не смогло, хотя само получило многомиллиардную помощь из федерального бюджета. В результате в настоящее время ФСК «Лада-Дом» так и не завершила строительство двух крупных объектов — срок сдачи одного из них просрочен уже на полтора года, второго — на два года. Дольщиками этих домов, как сообщается на сайте компании, являются около 800 человек.

Никакой уверенности в том, что эти дома удастся достроить, до сих пор нет. Все специалисты оценивают финансовое положение компании как очень плохое. Ее общая задолженность к настоящему времени составляет примерно 1,1 млрд р., в т. ч. перед дольщиками, покупавшими квартиры в недостроенных домах, а также перед самим ВАЗом. В марте собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления сроком на 18 месяцев, отстранив прежнее руководство компании. Часть кредиторов, прекрасно понимая плачевное состояние должника, предложили ввести конкурсное производство, для того чтобы исключить бесполезную трату денежных средств на процедуру внешнего управления. Однако АВТОВАЗ, пользуясь преимуществом голосов на собрании кредиторов (более 50%), заблокировал предложение, настояв на введении процедуры банкротства, которая в дальнейшем приведет к увеличению задолженности. Деньги, которыми «Лада-Дом» мог бы расплатиться с дольщиками и другими кредиторами, уйдут на текущие расходы.

Сами дольщики «Лада-Дома» на сайте www.dolya-ladadom.ru пишут о ситуации так: «Оказались жертвами и заложниками неутешительной и заходящей все далее и далее в тупик ситуации со строительством домов... Сроки сдачи этих домов давно просрочены, работы по строительству фактически не ведутся...». Причем на другом сайте дольщиков «Лада-Дома» www.ladadolshik.narod.ru и вовсе размещены типовые заявления для желающих написать жалобу о срыве сроков сдачи домов этого застройщика, из чего можно сделать вывод, что такие случаи отнюдь не единичны. В общем-то, это и неудивительно, ведь управление компании фактически находится под контролем собственника, утверждавшего руководителей и планы развития компании, которые уже довели «Лада-Дом» до предбанкротного состояния.

Не стоит особо удивляться и плачевному состоянию самой компании. За последние три года дольщики компании неоднократно обращались как в прокуратуру Автозаводского р-на, так и в прокуратуру г.о. Тольятти с требованием проверить факты нецелевого расходования средств на ее объектах. Ранее уже сообщалось о претензиях к одному из прежних руководителей компании Владимиру Черкесову. 15 декабря 2009 г. тольяттинская муниципальная газета «Городские ведомости» (№141 (1056) сообщила следующее: «Возбуждено уже второе уголовное дело, касающееся компании «Лада-Дом». Первое возбуждалось в отношении бывшего генерального директора ЗАО «ФСК «Лада-Дом» господина Черкесова по статье «Злоупотребление полномочиями».

19 ноября 2007 г. в ГУВД поступило заявление очередного генерального директора компании Владимира Шехтмана. Якобы в результате действий господина Черкесова ФСК лишилась оборотных средств на сумму около 1,5 млрд р.».

По версии следствия, убытки «Лада-Дома» могли быть связаны с тем, что продажи части квартир в строящихся домах шли через подконтрольное Черкесову ООО «Каскад», которое вместо живых денег рассчитывалось с застройщиком векселями. А погашать свои векселя никто, судя по всему, не торопится. На сайте www.dolya-ladadom.ru дольщики «Лада-Дома» пишут о том же самом: «Компания «Лада-Дом», являясь дочерней компанией ОАО «АВТОВАЗ», в результате загадочных манипуляций со сменой генерального директора осталась без денег дольщиков».

Спасти пирамиду

Пока предложения о том, как спасти компанию и, наконец, достроить ее дома, поступают одно другого хлеще. Первой «спасительной» инициативой стало предложение обратиться за помощью к администрации Самарской обл., о чем некоторые представители «Лада-Дома» еще в 2009 г. говорили как о вопросе уже решенном. Но потом выяснилось, что переложить свои финансовые проблемы на плечи самарских налогоплательщиков не удастся — область изыскать сумму, необходимую для достройки объектов «Лада-Дома», не смогла. Немедленно родился еще один проект — привлечь новых дольщиков, чтобы за счет их денег достроить злосчастные дома. Однако и этот прожект, к счастью, не получил поддержки, поскольку превращал «Лада-Дом» в откровенную до неприличия финансовую пирамиду.

При этом финансовое положение «Лада-Дома» продолжает ухудшаться: только по итогам 2010 г. компания, согласно отчетности, получила убытки на 241,5 млн р. Да и в этом году никаких признаков прибыльности у «Лада-Дома» не наблюдается. Убытки, которые из года в год получает компания, не просто еще больше ухудшают ее финансовое состояние — они могут попросту лишить всех кредиторов компании возможности взыскать долги, а самих дольщиков — оставить без квартир. По словам юристов, длительная убыточная деятельность — уже основание для ликвидации компании, которое становится неизбежным, если ее убытки превысят уставный капитал.

Видимо, понимают это и сами дольщики: «У компании «Лада-Дом» нет никакого вразумительного плана по достройке домов, публикуемая на сайте компании информация наводит на грустные размышления», — пишут они на сайте www.dolya-ladadom.ru. Потрясающе, но факт. При всем этом «Лада-Дом» получил в этом году диплом в номинации «Жилые здания и комплексы серийного производства» «за высокую социальную значимость комплекса здании и сооружений». Особенно циничным выглядит то, что дома, за которые компания получила диплом, также заселялись с большим отставанием от первоначального графика.

Что же дальше?

По мнению юристов, в данной ситуации у компании остаются лишь два выхода: прямое дофинансирование строительства со стороны ВАЗа с погашением задолженности перед остальными кредиторами или банкротство. При этом опасения дольщиков по поводу включения их квартир в конкурсную массу юристы считают преувеличенными,

учитывая принятые в июле этого года поправки в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые защищают права участников долевого строительства. В этом случае квартиры останутся в собственности дольщиков, хотя их достройкой и отделкой придется заниматься самостоятельно. Правда, это произойдет лишь в том случае, если «Лада-Дом» будет признан банкротом после Нового года, т. к. упомянутые поправки вступают в силу лишь с 1 января 2012 г.

Между тем в распоряжении «Лада-Дома» вроде бы имеется имущество, за счет продажи которого застройщик легко мог бы рассчитаться со всеми кредиторами. Как сообщалось ранее в СМИ, компания располагала правами на застройку крупного земельного участка в Тольятти общей площадью 64,7 га. Некоторые оценщики говорили, что этот участок может стоить до 2,5 млрд р. Однако большинство тольяттинских девелоперов полагают, что в нынешней ситуации «Лада-Дом» может выручить за этот участок не более 400-600 млн р. При этом, по неофициальной информации, другого ликвидного имущества, за счет которого застройщик смог бы рассчитаться со своими кредиторами, у «Лада-Дома» нет.

Юристы обращают внимание, что в конечном итоге ответчиком по всем долгам «Лада-Дома» может стать ВАЗ. По мнению одного из юристов, к тольяттинскому автозаводу могут быть применены меры, предусмотренные статьей 56 Гражданского кодекса РФ, но для этого остальным кредиторам потребуется доказать вину ВАЗа в предбанкротном состоянии застройщика. Согласно ГК, «если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками)... или другими лицами, которые могут... определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам». Эксперты считают, что доказать ответственность ВАЗа в этой ситуации вполне возможно, ведь именно тольяттинский автозавод как стопроцентный учредитель компании утверждал стратегию ее развития и ее руководителей, включая Владимира Черкесова, вместе с которым компанию якобы покинули 1,5 млрд р. А этих средств было бы более чем достаточно для расчетов со всеми кредиторами «Лада-Дома».

Вероятно, понимают это и на самом ВАЗе: руководство предприятия неоднократно обещало выделить средства на достройку замороженных объектов «Лада-Дома». Но особых изменений к лучшему ни дольщики, ни кредиторы компании до сих пор не заметили, несмотря на то что социальная ответственность бизнеса провозглашена в качестве одной из основных ценностей ВАЗа на его официальном сайте www.avtovaz.ru.

В ФСК «Лада-Дом» на запрос «Хронографа» не ответили. На ВАЗе также предпочли не обсуждать как вопросы, связанные с деятельностью этой компании, так и вопросы личной социальной ответственности перед дольщиками.

Справка:

ЗАО ФСК «Лада-Дом» основано в марте 1995 г. ОАО «АВТОВАЗ» и «дочкой» автозавода — ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации». Благодаря поддержке ВАЗа компания к началу 2000-х гг. превратилась в крупнейшего застройщика в Тольятти. Как сообщается на сайте «Лада-Дома» www.ladadom.ru, в 1997-2007 гг. компания ввела в эксплуатацию объекты общей площадью более 620 тыс. кв. м, что составляет более трети общего объема строительства в г. Тольятти за этот период. Однако осенью 2008 г. все работы на объектах «Лада-Дома» были заморожены и возобновлены лишь в 2010 г. При этом по меньшей мере четыре жилых дома, строительством которых занималась компания, должны были быть сданы в 2008-2009 гг., но из-за финансовых проблем два из них были сданы лишь в начале 2011 г., а два не сданы до сих пор.