Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (387) | 3 октября 2011г.
 

Владимир Макарчук:

Кризис закаляет

Сергей Ромашов

В сентябре ОАО «Завод авиационных подшипников» запустило новый обрабатывающий центр немецкой компании EMAG. Это оборудование высочайшего класса точности, которое могут позволить себе лишь такие крупные компании, как FAG, SKF, DaimlerChrysler, Ford. Эта техника позволит увеличить производительность труда в несколько десятков раз. Сегодня ОАО «ЗАП» (ЕПК Самара) выпускает более 4,5 тыс. разных типов подшипников. Все они относятся к отрасли авиационного машиностроения, развитие которой в последние годы активно осуществляется государством. Компании удается сохранять высокие темпы работ и модернизировать производство практически в любых условиях. О стратегии предприятия и планах на будущее в интервью «Хронографу» рассказал директор ОАО «ЗАП» Владимир МАКАРЧУК.

- Владимир Владимирович, насколько сильно финансовый кризис повлиял на результаты деятельности предприятия?

- Кризис серьезно повлиял на все предприятия реального сектора экономики. Но, кажется, Джон Кеннеди в свое время сказал: «Слово кризис, написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятные возможности». Кризис закаляет. Задача руководителя — увидеть эти самые возможности и использовать их для развития бизнеса. Кризис заставил нас оперативно провести инвентаризацию и последующую оптимизацию ключевых бизнес-процессов. Безусловно, подобная работа проводилась благодаря консолидации усилий всех предприятий Европейской подшипниковой корпорации. И сегодня мы можем говорить о сравнительно безболезненном выходе завода из кризиса.

- Какие финансовые показатели были у предприятия до 2008 г.?

- С вхождением завода авиационных подшипников в Европейскую подшипниковую корпорацию в 2005 г. наше предприятие получило мощный стимул для развития. В период 2006-2008 гг. завод демонстрировал устойчивый рост основных финансовых показателей. Выручка ежегодно увеличивалась в среднем на 20% за счет расширения рынков сбыта и освоения новых типов подшипников. При этом чистая прибыль за период с 2006 г. по 2008 г. выросла на 11%. Производительность труда росла в среднем на 30% в год, средняя зарплата — на 20% в год. С вхождением в корпорацию ЕПК мы стали еще активнее проводить работу по освоению новых типов подшипников. Если в 2005 г. было освоено 35 типов, то в 2007 г. этот показатель вырос до 72 типов.

- Судя по финансовым показателям предприятия за 2009-2010 гг., ОАО 43АШ удалось минимизировать потери и сохранить высокий темп работы завода. Какие меры были предприняты для достижения подобных показателей?

- Основными мерами стала оптимизация управленческих и производственных процессов, а также поиск резервов для развития внутри самого предприятия, с тем чтобы снизить зависимость от внешних факторов.

Даже в кризисный период нам удавалось увеличить прибыль за счет контроля цен и сдерживания роста постоянных затрат.

- Несмотря на положительную динамику работы, активы предприятия в 2010 г. снизились по сравнению с 2009 г. с 2,9 млрд р. до 2 млрд р. Как вы можете объяснить снижение активов компании?

- Снижение активов и пассивов обусловлено плановой работой по оптимизации структуры активов в соответствии со стратегией развития ЕПК.

- Какая стратегия позволила вашему предприятию избежать высвобождения персонала и привлечения кредитных средств в кризисный период?

- ЗАП не избежал сокращения в кризисный период. Правда, оно началось еще до кризиса, когда был запущен «Проект оптимизации численности», реализуемый в рамках общей стратегии корпорации ЕПК. Многие мировые подшипниковые концерны, например, SKF, используют «стандарты численности»: соотношение численности основных, вспомогательных рабочих и ИТР на своих предприятиях. Можно сказать, что мы своевременно начали реализацию этого проекта. Это позволило избежать массового сокращения на ЗАПе в период социально-экономической нестабильности.

Затем, когда кризис «достиг дна», была проведена реструктуризация, все подразделения завода пересмотрели функциональные обязанности, произвели перераспределение и выявили дополнительные резервы для оптимизации численности в условиях сокращающегося рынка.

Что касается вопросов кредитования, то на протяжении ряда лет они не рассматриваются предприятием. Это обусловлено корпоративной стратегией. Инвестиции осуществляем из собственной прибыли, поэтапно внедряя новое оборудование для сохранения стабильности напряженно работающего производства.

Достойно пережить кризис нашему предприятию позволили несколько факторов: во-первых, это высококвалифицированный персонал, преданный своему делу, во-вторых, собственные научные разработки, в-третьих, постоянная модернизация производства и, безусловно, непрерывное усовершенствование системы менеджмента качества.

- Что было сделано на предприятии за последние годы и каковы перспективы его дальнейшего развития?

- Я считаю, что основным достижением последних лет стало формирование сплоченной команды профессионалов.

Ее костяк — специалисты, работавшие еще на 4 ГПЗ. За последние шесть лет в команду влились молодые силы. Благодаря отлаженной системе обучения и постоянному повышению квалификации многие ответственные посты заняли 30-летние ребята. И я вижу, что они успешно справляются с поставленными задачами.

Несмотря на финансовый кризис, наше предприятие активно развивалось, в т. ч. не прекращалась модернизация производства. Вот некоторые примеры: за последние годы было закуплено токарное оборудование американской компании HAAS, швейцарские электроэрозионные станки, с помощью немецкой компании проведена глубокая модернизация шлифовального оборудования.

Важным приобретением 2010 г. стал сделанный по техническому заданию завода немецкий станок модели AGR-50, который позволяет изготавливать высокоточные ролики для подшипников с любым заданным профилем, в т. ч. логарифмическим, а значит, удовлетворять все возрастающие запросы потребителей.

В этом году закуплен высокоточный обрабатывающий центр немецкой фирмы EMAG, который значительно улучшает технологию производства сепараторов, позволяет выпускать продукцию с более сложной геометрией, которой отличаются подшипники нового поколения. Также в этом году мы значительно усовершенствовали процесс виброгалтовки, закупили еще один шлифовальный станок немецкой фирмы AGU, который в настоящее время готовится к запуску.

Большое внимание на заводе уделяется системе менеджмента качества. В 2010 г. ЗАП прошел международную сертификацию. В ближайших планах предприятия — сертификация по международному экологическому стандарту ISO 14000.

Если говорить о перспективах, они есть. Я считаю, что, несмотря на трудные с точки зрения экономики времена, в настоящее время подшипниковая отрасль имеет вектор устойчивого развития. Сейчас государство уделяет самое пристальное внимание обновлению и модернизации самолетостроения, ракетостроения, усовершенствованию оборонных технологий. И во всех этих изделиях используются наши подшипники. Поэтому спрос на нашу продукцию подчас превышает наши производственные возможности.

Увеличение реализации продукции невозможно без постоянной работы над совершенствованием конструкций подшипников. Ежегодно на заводе осваивается и внедряется более 40 новых типов. Это позволяет нам сохранять конкурентоспособность на рынке мировых производителей. Дальнейшую задачу мы видим в разработке и выпуске продукции нового поколения, которая значительно повысит надежность и долговечность узлов, прежде всего авиационной техники.