Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (387) | 3 октября 2011г.
 

Геннадий Чудилин:

Государству нужна информация, которая раньше не собиралась

Борис Кротов

Этот год стал знаковым для Статистической службы РФ, которая была основана 200 лет назад. Если с момента основания работники службы занимались преимущественно переписью населения России, то в данный момент Росстат уже стал своеобразным научным аппаратом со своими отделами аналитики, способными на основании полученных данных делать глубокую оценку социально-экономических явлений и процессов. О том, как формировалась служба статистики и с какими трудностями ей пришлось столкнуться, в интервью «Хронографу» рассказал руководитель Самарастата Геннадий ЧУДИЛИН.

- Геннадий Иванович, в этом году Статистическая служба России отметила свое 200-летие. Это хороший повод вспомнить, как все начиналось. Как происходило становление российской государственной статистики?

- 25 июня 1811 г. было учреждено Министерство полиции, а в его структуре — Статистическое отделение. Таким образом, отечественная статистика обрела государственный статус. Конечно, статистическая деятельность в нашем государстве существовала и ранее. Проводились переписи и ревизии, работы по обобщению информации. С 1802 г. сведения стали собираться на регулярной основе. Министры ежегодно должны были представлять императору письменный отчет о своей деятельности. Однако на формирование полноценной системы российской государственной статистики потребовалось около 40 лет. С 1834 г. начала создаваться сеть губернских статистических органов. В 1852 г. был образован Статистический комитет при Министерстве внутренних дел, который позднее переименовали в Центральный статистический комитет.

- С какими проблемами столкнулась государственная статистическая служба на этапе своего становления?

- Тогда отсутствовала централизация. Параллельно существовали административная статистика, представленная Центральным статистическим комитетом, ведомственная -на уровне министерств, а в 60-х гг. XIX в. зародилась земская статистика для решения насущных вопросов органами местного самоуправления. Дублировались информационные потоки, возникала методологическая несопоставимость. Хотя дореволюционный период развития статистики отмечен публикацией работ ряда известных ученых-статистиков, разработкой методов, которые и сейчас применяются в статистической практике. Тогда же была проведена первая всеобщая перепись населения.

- С приходом советской власти существующие проблемы были решены?

- После падения Российской империи в стране был создан единый общегосударственный статистический орган — Центральное статистическое управление. Уже к концу 20-х гг. прошлого века статистика окончательно сформировалась как наука и как вид экономической деятельности. Была создана организационная и методологическая база развития статистики, четко определены предмет, объект, единицы наблюдения, методы сбора и обобщения данных, системы показателей и др. За период развития советской статистики сформировалась трехуровневая иерархическая структура управления.

- Что собой представляет современная статистическая служба?

- В настоящее время система государственной статистики в России обеспечивает сбор, обработку, хранение и предоставление официальной статистической информации об экономическом, социальном и демографическом положении в стране широкому кругу заинтересованных пользователей. Итоги самостоятельных статистических наблюдений объединяются с результатами административного учета, который ведут другие государственные структуры. В частности, Самарастат использует информацию Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской обл., Главного управления МВД РФ по Самарской обл., Департамента труда и занятости населения Самарской обл. и т.д. Представить масштабы выполняемой работы можно по таким цифрам: объем входной и выходной информации, обрабатываемой Самарастатом, сейчас превышает 117 млн показателей, при этом в течение года выполняется более 2 тыс. статистических работ, ежегодно специалисты-статистики собирают сведения по более чем 250 формам федерального статистического наблюдения.

Итогом работы является ежегодно пополняемый государственный информационный статистический ресурс. Он используется для выпуска публикаций и организации доступа пользователей к статистической информации.

- Как формируется перечень статистических показателей?

- Текущая деятельность Самарастата осуществляется в рамках Федерального плана статистических работ. Он разрабатывается Росстатом совместно с другими субъектами официального статистического учета. Это различные федеральные органы государственной власти и другие госструктуры, например, МЧС, Росреестр, Роспотребнадзор и т.д. Федеральный план утверждается правительством и периодически актуализируется. Этот достаточно объемный документ определяет тематику, объем, периодичность и сроки формирования официальной статистической информации, причем не только для Росстата, но и для других государственных структур, собирающих какую-либо информацию о своей сфере деятельности.

- Насколько доступна формируемая органами статистики информация?

- Все показатели, разрабатываемые в соответствии с Федеральным планом статистических работ, распространяются бесплатно. При этом формы представления статистической информации могут быть разными: почтовая и электронная рассылка, опубликование в официальных изданиях или СМИ, предоставление по письменному запросу или по соглашению сторон об информационном взаимодействии.

Наиболее важные показатели, комплексно характеризующие наш регион, можно найти на сайте Самарастата (www.samarastat.ru). Там размещаются ежемесячный доклад «Социально-экономическое положение Самарской обл.», краткий годовой сборник «Самарская обл. в цифрах», статистический ежегодник. В специальном разделе представлена база данных по муниципальным образованиям. Мощным информационным ресурсом является сайт Росстата.

- Налоговая служба, пенсионный фонд широко используют электронный документооборот. Как обстоят дела со сбором электронной отчетности в Самарастате?

- У нас внедрение программно- технологических средств по сбору отчетности в электронном виде началось в 2009 г. За январь-август т. г. доля такой отчетности по крупным и средним предприятиям составила 24,7%.

Сбор отчетности в электронном виде осуществляется с использованием двух технологий — через web-сбор и через специализированных операторов связи. При этом в любом случае необходимо наличие электронно- цифровой подписи. В системе web-сбора можно заполнять отчеты прямо на сайте Самарастата. Есть и другой вариант: после установки специального программного обеспечения формы наблюдения можно заполнять без выхода в Интернет. А потом, заверив отчет электронно-цифровой подписью, его необходимо отослать в Самарастат. Подробная информация о сборе отчетности в электронном виде представлена на нашем сайте в разделе «Статотчетность».

- Какая технология применяется активнее?

- В настоящее время более распространена вторая из приведенных технологий. Объем данных, собираемых через специализированных операторов связи, составляет почти 90%.

- Предприятия и организации не торопятся отказываться от сдачи отчетности на бумажных носителях. С чем, по вашему мнению, это связано?

- Сейчас само предприятие решает, сдавать ли ему бумажный отчет или предоставить данные в электронном виде. Поэтому переход к электронному документообороту осуществляется довольно медленно. Проблема будет решена, только если закон обяжет респондентов сдавать отчетность в электронном виде. Такой вариант развития событий не исключается.

Однако маловероятно, что это произойдет в ближайшем будущем. Пока же нам остается самим убеждать респондентов переходить на безбумажный документооборот, в основном через распространение информационных писем, объясняя им очевидные достоинства электронной отчетности. Сдавать отчетность в электронном виде выгодно, прежде всего, для предприятий.

- С момента Всероссийской переписи населения прошел почти год. Предварительные итоги уже опубликованы. Когда будут известны окончательные результаты?

- Обработка материалов переписи продолжается. В течение 2012-2013 гг. выйдут в свет 11 томов с итогами обследования. А после этого будет обеспечен доступ к микроданным переписи, естественно, при сохранении конфиденциальности первичной информации.

- Ожидают ли нас еще какие-либо крупные статистические работы в ближайшем будущем?

- Сейчас полным ходом идут работы по подготовке к выборочному наблюдению за затратами на производство и реализацию товаров и за результатами деятельности хозяйствующих субъектов. Напомню, оно будет проведено во втором квартале будущего года. В настоящее время утвержден инструментарий, дифференцированный по типам хозяйствующих субъектов и видам экономической деятельности, сформированы списки респондентов, ведется информационно- разъяснительная работа, запущен федеральный сайт, посвященный выборочному наблюдению.

На 2014 г. запланировано проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Уже в следующем году в отдельных регионах пройдет пробная перепись сельского хозяйства, но Самарская обл. в их число не вошла.

- Одна из ключевых функций статистической службы — предоставление пользователям статистической информации. Как ведомство реагирует на изменение информационных потребностей общества?

- Жизнь не стоит на месте. Ситуация постоянно меняется. Государству нужна информация, которая раньше статистиками не собиралась. Поэтому перед нами встают новые задачи. Вводятся новые формы наблюдения, статистические показатели. Приведу несколько примеров. В условиях перехода к энергосберегающим технологиям и повышения энергоэффективности начиная с 2011-2012 гг. будут формироваться новые показатели, характеризующие состояние дел в этой сфере. В целях мониторинга развития информационного общества в России планируется внедрение в статистическую практику новых наблюдений. Обследоваться будет использование информационно-коммуникационных технологий не только организациями, но и населением.

С 2011 г. мы начинаем поэтапно вводить систему федеральных статистических наблюдений по социально- демографическим проблемам и мониторинг экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения. Первым в рамках данной системы стало наблюдение условий жизни населения. Его итогами станут данные о качестве жизни различных слоев российского населения.

- Объем задач, выполняемых статистиками, увеличивается. Повлияет ли это на изменение численности сотрудников Самарастата?

- Здесь идет обратный процесс. Сейчас Росстат большое внимание уделяет оптимизации процесса сбора, обработки и распространения официальной статистической информации. За счет этого предполагается снизить численность федеральных государственных служащих. Уже установлены общие цифры предельной численности и фонда оплаты труда до 2013 г.

Так называемая оптимизация численности будет проходить в три этапа, с 2011 по 2013 гг. В этом году была изменена организационная структура Самарастата: за счет объединения уменьшилось количество отделов. В течение следующих двух лет будет снижена численность государственных служащих.