Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (392) | 7 ноября 2011г.
 

Вадим Кирпичников:

В лоббистских возможностях главы есть несомненная польза

Евгения Андросова

2 ноября в Думе г. о. Тольятти (ТГД) представители оппозиционных партий демонстративно покинули зал заседания. Тем самым сдвинулся срок принятия поправок в текущий бюджет города. Подобные действия случались и ранее. Однако на сегодняшнюю ситуацию накладывается ряд факторов — конец финансового года, период подготовки к принятию бюджета на будущий год, выборы в СГД, а также предстоящие в марте выборы мэра Тольятти. Первый заместитель мэра г. о. Тольятти Вадим КИРПИЧНИКОВ, несмотря на то что находится до 5 декабря в отпуске, согласился оперативно прокомментировать ситуацию в интервью корреспонденту «Хронографа».

- Вадим Михайлович, как вы оцениваете ситуацию с очередным думским демаршем?

- На фоне сегодняшней предвыборной ситуации в этом можно усмотреть и политический подтекст, хотя мне сложно судить о ходе конкретно этого заседания, т. к. на нем я, к сожалению, не присутствовал. Официально я в отпуске. Не исключаю того, что придется собирать внеочередное заседание думы после 7 ноября.

- К декабрю проект бюджета на 2012 г. будет фактически сверстан, а бюджет2011 г. -исполнен. Выходит, что после отпуска вам придется просто наблюдать за ситуацией со стороны, выполнять роль статиста...

- Напрасно вы так думаете. На своей работе я никогда не был, как вы говорите, в роли статиста. Обо всех изменениях ситуации, даже оперативных, я информирован. События развиваются таким образом, что, наверное, мне придется досрочно прервать отпуск и подключиться к работе над бюджетом. В ближайшие дни должны быть приняты решения, которые повлияют на функционирование бюджетной системы города будущих периодов. В частности, 2 ноября в бюджет предлагалось внести серьезные правки по закупке муниципального транспорта в кредит под муниципальные гарантии, но часть депутатов предпочла пиар реальным решениям на пользу городу.

- Для политиков на бюджетных вопросах очень удобно пиариться. Другой вопрос, что в результате страдает качество исполнения бюджета. Может быть, городской думе надо меньше заниматься политикой?

- Часть городских депутатов действительно зарегистрированы в качестве кандидатов на выборы в Самарскую губернскую думу. Как мне кажется, они ведут настолько активную предвыборную кампанию, что уже даже не рассматривают думу как площадку для выступлений. Иначе в чем смысл произошедшего демарша? С их стороны логичнее было бы, наоборот, шумно, как это происходило до этого, обсудить вопрос. Подобные всплески строптивости заставляют меня даже в отпуске держать обе руки на пульсе. Правую — на пульсе партии «Единая Россия» и ситуации в городе, левую — на пульсе исполнительной власти и бюджетного процесса. Приходится балансировать, чтобы не свалиться в политику.

- По результатам выборов в СГД существенная часть депутатов ТГД может покинуть свои места. Малая численность депутатского корпуса может позволить мэрии проводить удобные для себя решения, причем успеть это сделать можно будет даже до конца года. Планируете ли вы заложить в бюджет своеобразные «сюрпризы» для мэрии Тольятти, которая будет функционировать в 2012 г. после мартовских выборов мэра, как это, например, сделала в свое время администрация Виктора Тархова в Самаре?

- Я не думаю, что состав городской думы существенно изменится по итогам выборов в СГД. Реальные шансы попасть в губернскую думу, по моему мнению, имеет только один городской депутат, хотя пытаются многие. Это первое. Второе -нельзя равнять ситуацию в Тольятти с самарской. В отличие от выборов главы Самары в октябре 2010 г., в марте 2012 г. преемственность власти в Тольятти, уверен, сохранится. Третье — к качеству и профессионализму работы моей команды претензий не было. В этой связи мы сегодня настроены на то, что бюджет, верстка которого сегодня ведется, исполнять предстоит нам. Первый квартал 2012 г. — это уж точно.

Что касается, как вы выразились, «сюрпризов», буквально вчера (1 ноября. – Прим. ред.) я был у вице-губернатора. Могу заявить, что по итогам встречи достигнуты принципиальные договоренности по взаимоотношениям в будущем году с вышестоящим бюджетом. Таким образом, уже сделаны реальные шаги к тому, чтобы в рамках бюджета 2012 г. город мог нормально функционировать. Не исключаю, что сегодня есть в городе лица, которые пытаются убедить окружающих в том, что нынешняя команда специалистов, отвечающих за финансово-экономический блок в мэрии, неопытная, зависимая и т. д. При таких заявлениях нужно быть последовательными. Нашей команде удалось не просто с ходу войти в курс дел в 2008 г., но и буквально через полгода после начала работы окунуться в последствия мирового финансового кризиса. Не всем выдается возможность получить такую закалку и, тем более, выдержать испытание. Итоги работы в 2009 г. и 2010 г. — лучший аргумент против надуманных доводов псевдокритиков. Нам удавалось привлекать из вышестоящих бюджетов по три и больше миллиарда в год. На эти деньги претендентов было немало, но доставались они тем, кто более грамотно аргументировал позицию своего муниципалитета.

- Внесение изменений в бюджет в процессе его исполнения в последние годы для Тольятти уже почти стало нормой. Значит ли это, что мэрия не способна на старте сформировать исполняемый бюджет или что изначально утвержденный проект бюджета, как и постоянно меняемый генплан города, носит чисто символический характер?

- Это практика предельно напряженного бюджета. В середине нулевых годов в Тольятти бывали и профицитные бюджеты. Сейчас бюджет максимально ужат. И невозможно предугадать все шаги, если бюджет сформирован в такой ситуации. Второе — это экономия по аукционам, которая должна быть обратно вписана в расходную часть, отсюда изменения в бюджет. Целый комплекс факторов позволяет говорить, что изменения в бюджет идут как текущий процесс в течение года. Но мы не можем утверждать, что бюджет требует постоянных изменений, потому что даже в достаточно длительный период летних думских каникул все городские сферы нормально функционируют без бюджетных поправок. Хотя нам удавалось формировать адекватные бюджеты и с точки зрения инструмента управления городским хозяйством, и как лоббистский инструмент. Ведь если бы мы не сумели заложить на 2011 г. средства на дорожный ремонт, мы не получали бы софинансирование из областного бюджета. Такая работа ведется постоянно, и подобных примеров много.

- Сравнивая бюджеты Самары и Тольятти, можно заметить принципиально разный подход к формированию и перекос в социальную сферу у бюджета Тольятти. При этом другие городские отрасли страдают от недостаточного финансирования. Не пора ли менять стратегию?

- Чем хуже ситуация, тем бюджет становится более социально ориентированным. Социалка — последняя строка, с которой мы снимаем расходы. И наша задача не в том, чтобы долю социального сектора в общем бюджете уменьшить, а в том, чтобы увеличить финансирование других секторов. Наверное, когда-то надо будет принципиально менять подход к бюджетированию, но в нынешних условиях при федеративном устройстве государства, чем больше средств привлекается из вышестоящих бюджетов, тем лучше будет развиваться город. В Самаре большая часть социальных объектов — на содержании области, много представительств федеральных структур, поэтому она легче пережила спад. Кризис заставил Тольятти активнее работать с вышестоящими бюджетами. У АВТОВАЗа свой уровень лоббистских возможностей, у городской администрации — свой. Объединив их, мы получим синергетический эффект.

Плюс мощнейшие лоббистские возможности нашего губернатора. В IT-парке «Жигулевская долина», например, уже отделка зданий идет. Колесо раскручивается. Сегодня я возобновил переговоры со Сбербанком по созданию call-центра. Есть много других способов раскручивать экономику города, кроме как пугать всю страну монопрофильностью. Не надо бояться частно-государственного партнерства, привлечения внебюджетных средств. Заимствование и размещение как способы наполнения бюджета, к сожалению, до сих пор не рассматриваются всерьез. Хотя вся мировая экономика на этом построена. Надо расширять границы.

- Привлечение средств — это и ответственность за освоение. В частности, немало вопросов по поддержке малого бизнеса, о чем вы ранее упомянули. И это не один случай. Можно вспомнить капремонт...

Безусловно, чем больше средств, тем выше ответственность. Структура расходования должна быть чистой и понятной всем участникам процесса. Второе, важно при наличии выявленных фактов нарушений довести дело до конца. Вот это будет показатель для всех. Словоблудием в данных вопросах заниматься нельзя. Мой сектор в мэрии реально объемный и проблемный. Однако необходимо закручивать гайки финансовой дисциплины во всех структурах исполнительной власти. Такие шаги, несомненно, будут предприняты. Вполне возможны изменения в структуре главных распорядителей средств (ГРБС) по принципу укрупнения и усиления ответственности. Необходимо упорядочить вопросы использования муниципальных ресурсов. В структуре мэрии до сих пор разделены имущество и земля. Где вы видели здание, которое стоит не на земле? Хотя свободной земли в городе почти не осталось. Сегодня, в частности, мы бьемся над вопросом выделения земельных участков для многодетных семей.

- Получается, вопрос уперся в расширение городских границ. Насколько это перспективное направление?

- В 90-х этот вопрос обсуждался в практической плоскости. Для нас, работников исполнительной власти, пример, на который можно равняться, — мэр самого большого в России города — Москвы Сергей Собянин. Одним из первых своих решений он увеличил площадь Москвы в два раза. В Тольятти в последние два года был заложен хороший фундамент будущего развития: приняты «Стратегия развития Тольятти до 2020 г.», «Комплексный инвестиционный план», «Комплексный план социально-экономического развития». Вопрос — в использовании лоббистских возможностей и исполнении принятых программ. Есть три стратегии бюджета на будущий год. Самая плохая — это «бюджет выживания». Условно — раздать зарплату, заплатить за коммуналку, свести концы с концами. Вторая концепция — «бюджет жизни», при которой мы сможем хотя бы что-то ремонтировать. И, наконец, «бюджет развития». Вообще без помощи вышестоящих бюджетов мы можем только выживать. С нынешним уровнем поддержки области мы пойдем по сценарию «жизни». Однако Тольятти 2012 г. нужен бюджет развития. Я планирую увеличивать доходы из вышестоящих бюджетов, активнее участвовать в областных и федеральных программах. В лоббистских возможностях главы есть несомненная польза городу. В этом мотив преемственности власти. И этими качествами, несомненно, должен обладать будущий глава Тольятти. Наглядный пример — г. Самара сегодня. С таким наследием прошлой администрации Дмитрию Азарову, казалось бы, только одни проблемы два года пришлось бы решать. Тем не менее город стал в полной мере участвовать в федеральных программах, в частности по капитальному ремонту жилья, дорог, коммуникаций. Бюджетная обеспеченность на душу населения, по сравнению со временем мэрства Тархова, выросла. Город обрел партнеров в лице области и федерации, а это залог поступательного развития.