Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (394) | 21 ноября 2011г.
 

В отрыве от реальности

Тольяттинские депутаты придумали, почему нельзя купить троллейбусы

Илья Ширтанов

17 ноября на заседании Думы г. о. Тольятти (ТГД) был утвержден пакет поправок в городской бюджет текущего года. При этом из вносимых поправок ранее были исключены некоторые вопросы. Одним из таких был вопрос предоставления муниципальных гарантий по кредиту, через который планировалось приобрести для города новые троллейбусы. В результате действий депутатского корпуса ТГД Тольятти может остаться без новых троллейбусов.

Им в троллейбусах не ездить

8 ноября на внеочередном заседании ТГД было принято решение не вносить в городской бюджет поправку, благодаря которой возможно было приобрести для городских нужд парк новых троллейбусов. Ранее, а именно 2 ноября, очередное заседание ТГД закончилось демаршем депутатов, протестовавших против покупки троллейбусов. Таким образом представителям мэрии Тольятти была продемонстрирована позиция депутатов, не согласных с тем, каким образом был представлен в повестку дня вопрос о внесении изменений в бюджет Тольятти на 2011г.

Следует уточнить, что работниками мэрии была предложена схема закупки новых троллейбусов для МП «ТТУ» на кредитные средства, выделяемые Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) под муниципальные гарантии. Как заявил председатель ТГД Алексей Зверев, этот вопрос отправлен в мэрию г. о. Тольятти на доработку. В связи с этим городская дума формально сняла с себя ответственность за решение важной социальной проблемы. Зверев объясняет подобную позицию ТГД тем, что якобы предложенные мэрией Тольятти условия закупки нового подвижного состава невыгодны для города. При этом действенных альтернативных инициатив со стороны народных избранников по работе в данном направлении пока не отмечено. С учетом того, что новыми троллейбусами могли бы пользоваться абсолютное большинство тольяттинцев, становится непонятно, в чью пользу депутатами ТГД были сделаны шаги по блокировке важных решений.

Что касается возможных вариантов решения ситуации, то, по словам Алексея Зверева, ТГД ограничилась лишь тем, что дала рекомендации мэрии рассмотреть возможность финансирования закупки троллейбусов в рамках существующего городского бюджета. Учитывая, что 2011 г. подходит к концу, а вопрос о предоставлении муниципальных гарантий был исключен из поправок, высока вероятность того, что до конца 2011 г. троллейбусы так и не будут приобретены. Перспектива урегулирования этой проблемы в 2012 г. также вызывает сомнения, поскольку бюджет города не в состоянии единовременно выплатить необходимую сумму. Странно, что Алексею Звереву неизвестны эти нюансы. А если известны, то его позиция, как и позиция остальных депутатов ТГД, не может не вызывать удивления.

Забыли про свое назначение

Обновление подвижного состава МП «ТТУ», безусловно, стоит считать важной социальной проблемой.

Благодаря депутатам ТГД тольяттинцам еще долго придется довольствоваться старой техникой
Благодаря депутатам ТГД тольяттинцам еще долго придется довольствоваться старой техникой

При этом выгодоприобретателем в процессе закупки троллейбусов МП «ТТУ» можно считать лишь формально, поскольку единственным учредителем данного предприятия является мэрия г. Тольятти. Т. е. подвижной состав будет полноценно считаться муниципальной собственностью.

Не стоит забывать, что организация перевозок пассажиров городским общественным транспортом -обязанность городских властей. Социальная важность этой обязанности как раз таки и определяется возможностью людей без каких-либо проблем передвигаться по городу, используя общественный транспорт. В телефонной беседе с корреспондентом «Хронографа» министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Николай Синельников по этому поводу отметил: «Транспорт — это такая же социальная составляющая, не менее важная, чем все остальные, а иногда и более важная. Я думаю, что это понимают все».

Похоже, это принимают все, кроме депутатов ТГД и председателя думы Алексея Зверева. Именно от него, как от председателя, а также лидера крупнейшей фракции, зависит принятие тех или иных решений. В этом свете вся социальная направленность тольяттинского бюджета ставится под сомнение. Тут уже возникает вопрос, каким образом человек может использовать все предусмотренные бюджетом социальные услуги, если он не будет иметь возможности нормально передвигаться по территории города. В данном случае речь идет не об автовладельцах, а о тех людях, которые по ряду причин не в состоянии иметь свой личный транспорт. С другой стороны, любой житель города должен иметь возможность пользоваться комфортным городским транспортом.

Чтобы приносило прибыль

По некоторым данным, бюджет г. Самары субсидирует выпадающие расходы по пассажирским перевозкам до размера себестоимости проезда. В Тольятти ситуация продолжает оставаться нерешенной. Сегодня стоимость проезда в тольяттинском городском транспорте составляет 15 р. Для отдельных категорий граждан эта поездка может обходиться от 4 р. до 12 р. Насколько известно, городской бюджет покрывает разницу до 15 р. Следует учесть, что себестоимость проезда в городском общественном транспорте — более 30 р.

Подтверждением этого могут служить данные из отчетности МП «ТТУ». Показатели выручки предприятия за три прошедших года постоянно снижались. При этом на начало 2011 г. себестоимость предоставляемых услуг предприятием, т. е. пассажирских перевозок, составила около 316 млн р., а выручка за тот же период была показана в размере всего 179 млн р.

Получается, что себестоимость услуг МП «ТТУ» превысила выручку почти в два раза. На сегодняшний день дефицит бюджета МП «ТТУ» составляет порядка 47 млн р. Недофинансирование компенсаций по льготным перевозкам выливается в сумму около 89 млн р.

В связи с этим о получении прибыли МП «ТТУ» пока говорить не приходится. Однако эти же цифры свидетельствуют о том, что у предприятия есть рентабельные маршруты. Соответственно, МП «ТТУ» в состоянии показывать прибыль. Остается только оказать транспортникам необходимую поддержку в виде выплаты субсидий из городского бюджета за перевозку льготников. Николай Синельников по этому поводу сказал: «Это самый лучший вариант, когда предприятие развивается самостоятельно, без бюджетных средств. А компенсировать эти затраты — это наша обязанность. Эти предприятия выполняют ту социальную нагрузку, которая на них возложена».

По словам министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл., закупка и обновление автопарка — это дело очень важное, в т. ч. и для Тольятти. «Во многих городах стоит такая проблема. По Тольятти наиболее остро стоит вопрос с троллейбусами. Тот парк, который сейчас работает на линии, он давно себя морально и технически исчерпал. Очевидно, что транспорт нужно обновлять. Мое мнение, что основной задачей власти должна стать не закупка транспорта, а стимулирование предприятия, чтобы оно само было в состоянии обновлять подвижной состав. Предприятия должны нормально работать, зарабатывать и развиваться», — считает Николай Синельников. Странно, что эти очевидные вещи остаются для многих непонятными.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай СИНЕЛЬНИКОВ, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл.

- Я не могу судить о возможностях бюджета Тольятти, но областное правительство поддерживает любые решения, направленные на модернизацию транспортной системы городов. Если городская администрация считает, что кредит является наиболее эффективным методом в данный момент — пожалуйста. Если это стимулирование предприятия, например, полное возмещение ему убытков за перевозку льготной категории пассажиров, другие методы, направленные на то, чтобы предприятие само обновляло свой парк, то и это выход из ситуации. Любые методы, которые можно сегодня применять, их нужно применять. Иначе чрез некоторое время мы останемся без транспорта.

Алексей ЗВЕРЕВ, председатель ТГД

- Мы рекомендовали дать предложение закупок в рамках имеющегося бюджета. Не кредитных средств, а в рамках бюджета на 2012 г. и плановый период 2013- 2014 гг. Видимо, они будут предложены, эти варианты.