Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (594) | 25 июля 2016г.
 

Глобальная зачистка высшего образования

«Оптимизация» вузов в Самарской области еще не закончена

Борис Кротов

В июне Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты очередного «мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования», проведенного по данным за 2015 г. В Самарской обл. в нем приняли участие 41 организация, в т.ч. 17 филиалов. Итоги мониторинга дают основания полагать, что государство жестко придерживается взятого несколько лет назад курса на оптимизацию сети высших образовательных учреждений, а по сути — на ликвидацию «шарашкиных контор», маскирующихся под вузы и превращающих высшее образование в бизнес по продаже дипломов.

Выкорчевывают на корню

Вся информация за последние 4 года предельно открыта. Причем интерес представляют не столько данные по прохождению или непрохождению мониторинга эффективности тем или иным вузом или филиалом по основным показателям, сколько анализ дополнительных показателей, таких как контингент студентов, сотрудников, преподавателей, общий бюджет организации, количество научных статей, публикуемых вузом, и тому подобное. Интересно сравнивать вузы не только между собой, но и оценивать динамику по годам. Опять же интересно посмотреть, какие вузы за это время ушли, а какие остались или даже появились. А если данные по мониторинговым показателям отсутствуют, то интересно ознакомиться с причинами. Например, в отношении Поволжского православного университета. И все это дает повод хорошо задуматься.

Далее можно погрузиться в изучение сайтов самих вузов, которые обязаны публиковать информацию о контрольных цифрах приема на текущий год (проще говоря, бюджетных местах). Кроме того, в Интернете легко найти официальную информацию о действующих лицензиях, их отзыве, приостановке аккредитации и запрете приема студентов на первый курс.

На протяжении последних пяти лет российские вузы подвергаются фактически двойному прессингу регулярных проверок — со стороны Министерства образования и науки (МОН) РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). МОН РФ ежегодно проводит обязательный для всех мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Рособрнадзор организует выездные плановые и внеплановые проверки по различным направлениям деятельности. И если результаты министерского мониторинга служат основанием для применения к не прошедшим мониторинг вузам тех или иных санкционных мер в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то заключения Рособрнадзора имеют оперативный характер. Фактически с начала 2015 г. это ведомство получило карт-бланш на лишение вузов и их филиалов лицензий и аккредитаций без каких-либо судебных процедур, основываясь на факте неисполнения выданных вузу предписаний. В совокупности выездные первичные и повторные проверки приводят к тому, что вузы, не устраняющие в установленный период выявляемые в ходе визита ревизоров нарушения, в короткие сроки лишаются аккредитации (по отдельным группам специальностей, а то и целиком), лицензии и/или права принимать новых абитуриентов.

В результате этих проверок образовательная система страны существенно поредела. Еще в 2010 г. в России насчитывалось 2780 вузов вместе с филиалами, включая 1114 государственных и негосударственных вузов и 1666 филиалов этих учебных заведений. А уже в 2016 г. их число сократилось до 1450: 724 вуза и 675 филиалов. В целом снижение почти двукратное, а именно -на 48%. Причем на 35% сократилось количество головных вузов и на 59% — их филиалов.

В Самарской обл. ситуация подобна общероссийской, но в Тольятти она выглядит еще более драматично. В Тольятти численность высших учебных заведений с филиалами уменьшилась ровно на 70%. Причем оптимизация сети высших образовательных учреждений в Тольятти проведена в основном за счет филиалов: действующих филиалов в Тольятти фактически не осталось. Какие-то еще доучивают старшекурсников, но прием первокурсников не ведет ни один.

Если в 2010 г. в Тольятти было 6 вузов и 14 филиалов, то в 2016 г. осталось только 6 вузов. Хотя в Тольятти, как всегда, есть нюанс — один из самостоятельных вузов за это время фактически исчез (лишен аккредитации и лицензии), а другой (а именно Поволжский православный институт) появился, и ему даже дают бюджетные места. При этом удивительно, что на сайте мониторинга эффективности в отношении этого вуза указано следующее: «По результатам мониторинга 2015 г. (по данным за 2014 г.) не выполнил 4 или более показателей, осуществляется подтверждение прохождения мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организации». Т.е. налицо несоответствия, но деятельность пока не запрещают и бюджетные места хоть и немного, но дают.

Итак, с 2012 г. из Тольятти «ушли» 1 частный институт и 14 филиалов государственных и негосударственных вузов. Из реестра лицензий Рособрнадзора исключены тольяттинские филиалы Самарского государственного аэрокосмического университета, Института коммерции и права, Московского государственного университета пищевых производств, Современной гуманитарной академии, Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. Ликвидированы в Тольятти филиалы Российского государственного гуманитарного университета, Самарского государственного экономического университета, Международного института рынка.

Тольяттинский филиал Университета Российского инновационного образования (УРИО) (прежнее название — Университет Российской академии образования) лишен государственной аккредитации вместе с головным вузом. Полностью приостановлено действие государственной аккредитации в филиале Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Частному Институту менеджмента, маркетинга и права и филиалу Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти также запретили набирать студентов. В стадии реорганизации (а говоря попросту, в стадии сворачивания образовательной деятельности) находятся тольяттинские филиалы Самарского национального исследовательского университета (бывшей филиал Самарского госуниверситета), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российского государственного социального университета.

Самое интересное, что, судя по всему, «оптимизация» в Тольятти на этом не закончится и махать топором продолжат.

Дают сильнейшим

Нельзя забывать, что успешное прохождение мониторинга МОН РФ и проверок Рособрнадзора, безусловно, важный, но не единственный показатель значимости вуза на современном рынке образовательных услуг. Основным мерилом успешности университета, доверия к нему со стороны государства и его известности в образовательном пространстве может служить количество выделяемых вузу бюджетных мест и численность студентов. Оценивая эти показатели, можно составить достаточно объективную картину состояния системы высшего образования в Тольятти, а также сделать некоторые прогнозы.

Сегодня в городе работают 6 вузов: Волжский университет (институт) им. В.Н. Татищева (ВУиТ), Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС), Поволжский православный институт (ППИ), Тольяттинская академия управления (ТАУ), Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольяттинская консерватория (институт). Из них только два -ПВГУС и ТГУ — государственные вузы федерального подчинения. Консерватория подведомственна муниципалитету, а ВУиТ, ТАУ и ППИ являются негосударственными учебными заведениями.

Объективный лидер по объему контрольных цифр приема (КЦП) -проще говоря, бюджетных мест -Тольяттинский госуниверситет. Начиная с 2012 г. общий объем КЦП, выделяемых этому вузу по бакалавриату, специалитету и магистратуре, превышает 1000 мест, причем все они — исключительно на очную форму. И объемы эти постоянно растут. Так, в 2015 г. ТГУ получил 1204 места, а в 2016-м — уже 1292, что составляет 78,49% всех бюджетных мест, в т.ч. 88% бюджетных мест на очную форму обучения.

Доля КЦП в ПВГУС в 2015 г. составляла 11,86% от общего числа по городу: 176 мест всего и 151 из них по очной форме — 114 на бакалавриат и 37 на магистратуру. В 2016 г. доля ПВГУС в целом незначительно снизилась — до 11,12%. При этом в абсолютном выражении наблюдается даже прирост — до 183 мест. Вроде бы все неплохо. Но это если не смотреть в разрезе форм обучения. Самое печальное, что из этих 183 мест только 70 по очной форме, остальные — по заочной. Т.е. государство за год сократило количество выделяемых ПВГУС очных бюджетных мест в 2,15 раза — со 151 до 70. Если же посмотреть, как эти 70 мест распределены между уровнями образования, перспективы ПВГУС видятся еще печальнее: 65 мест на бакалавриат и 5 на магистратуру. Т.е. количество очных бюджетных мест магистратуры сократилось у ПВГУС в 7,4 раза, фактически до незаметной величины.

Стоит задаться вопросом: зачем и как ПВГУСу удалось увеличить количество получаемых КЦП на заочную форму обучения более чем в 4,5 раза- с 25 мест в 2015 г. до ИЗ в 2016 г.? И почему ТГУ не получает уже лет пять КЦП на заочную форму? Ответ лежит на поверхности. Вместе с бюджетными местами государство дает вузам деньги в соответствии с нормативами затрат. К этим нормативам много вопросов. В т.ч. почему на обучение одного заочного студента государство дает вузам ровно в 10 раз меньше денег, чем на обучение одного очного? Но факт есть факт. Это действительно так. Поэтому эффективно работающие вузы просто не запрашивают бюджетные места на заочную форму обучения, предпочитая на эту форму обучения вести коммерческий набор. Эти места могут понадобиться только в качестве рекламы, чтобы показать, что вуз все же получает бюджетные места от государства: значит, он вроде и не так плох. И, как правило, мало сведущие люди не догадываются, что бюджетную «заочку» фактически дают столько, сколько попросят.

Учитывая, что и ТГУ, и ПВГУС являются государственными учебными заведениями, подобное положение дел говорит о многом. И прежде всего — о соотношении уровней доверия МОН РФ к этим вузам.

Вернемся к другим вузам. ВУиТ в 2016 г. получил 70 бюджетных мест (4,25% от общегородского объема КЦП), из которых 10 — по очной форме (менее 1%). Вроде неплохо для частного вуза, хотя хуже, чем у других. Так, Поволжский православный институт получил 60 мест, причем все на «очку» (4%). И это несмотря на проблемы с отчетностью по мониторингу эффективности. А вот объем КЦП в ТАУ в 2016 г. сократился в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом и составил 41 место (3% от общего количество очных бюджетных мест) против 104 в 2015 г. (7%). Следует отметить, что до 2011 г. негосударственные вузы вообще не могли претендовать на бюджетные места.

Собственно, на этой возможности ТАУ и нарастил контингент студентов, три года подряд получая по сотне бюджетных мест на «очку». Но, судя по всему, тучные годы для ТАУ закончились.

Особенно показательна ситуация с КЦП, выделяемыми на магистерскую подготовку студентов в Тольятти. В этом плане ПВГУС, ВУиТ, ППИ и ТАУ на фоне ТГУ просто незаметны: ТГУ в 2016 г. ведет набор на 497 бюджетных мест в очную магистратуру, а это 99% общего объема очных «магистерских» КЦП в городе. Для сравнения: ПВГУС получил от государства 5 бюджетных места для магистров-очников (1%). В ВУиТ, Поволжском православном институте и ТАУ магистрантов не обучают.

После анализа этих цифр в свете утверждений министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о том, что КЦП на подготовку магистров распределяются только в ведущие вузы, «где есть необходимые условия для научной и проектной деятельности, где создана инфраструктура для проведения такой подготовки», потребность в каких-либо комментариях отпадает сама собой.

Дополнительный объем картина образовательного пространства Тольятти приобретает после сравнения контингента студентов и количества преподавателей в вузах. Безусловно, тяжелая ситуация с демографической ямой, в которой город находится с 2009 г., не могла не сказаться на численности студентов. В этом отношении все вузы оказались в равных условиях, однако не все смогли отделаться сопоставимыми потерями.

Так, ПВГУС рекордно (почти вдвое) «просел» по общему контингенту студентов — с 7034 в 2012 г. до 3780 в 2015 г., причем число очников также упало в два раза — с 2664 студентов в 2012 г. до 1282 в 2015 г. Без малого на треть — на 28% — снизился контингент в ВУиТ: с 2396 в 2012 г. до 1731 в 2015 г. В Тольяттинском госуниверситете падение показателя составило 9% — с 11244 (2012 г.) до 10252 (2015 г.). Наименьший урон демографический кризис нанес Тольяттинской консерватории, в которой число студентов уменьшилось на 5 человек — с 92 до 87. А Тольяттинская академия управления даже показала почти 50-процентный рост: студенческое сообщество в ней расширилось с 284 (2012 г.) до 415 человек (2015 г.).

Интересно, что значительное уменьшение контингента произошло и в объединенном Самарском национальном исследовательском университете (СНИУ): суммарный контингент объединившихся в него Самарского государственного университета и Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика СП. Королева упал на 22% -с 19437 человек в 2012 г. до 15106 — в 2015 г. Даже после объединения по общему количеству студентов СНИУ уступает Самарскому государственному техническому университету (СамГТУ) с его 15187 студентами в 2015 г.

Всего, по данным мониторинга эффективности, в 2015 г. в Тольятти учились 17257 студентов. Доля студентов ТГУ составила почти 60%, доля ПВГУС — 22%. В ВУиТ в 2015  г. обучались лишь 10% городских студентов. Как тут не вспомнить заявление ректора «татищевского» университета Владимира Якушина, сделанное им в интервью корпоративной газете «Волжский университет» в номере от 22 июля 2016 г., о том, что «ВУиТ объективно очень крупное образовательное учреждение». Объективно говоря, очень крупных образовательных учреждений нет не только в Тольятти, но и в Самарской обл. А к просто крупным в Тольятти можно отнести только ТГУ.

По количеству преподавателей, без учета внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ, (по состоянию на тот же 2015 г.) в Самарской обл. лидирует объединенный СНИУ: в нем трудятся 1193 преподавателя. Следом — СамГТУ с 865 преподавателями. На третьем месте — ТГУ: в нем студентов обучают 497 преподавателей. Для сравнения: в ПВГУС в 2015 г. работало 178 преподавателей, в «очень крупном» ВУиТ — 86, в ТАУ — 25.

Грезы и прогнозы

Прогнозы очевидны. Достаточно взять за основу два факта. В 2015 г. в ТГУ обучалось около 60% студентов всех форм обучения от общего количества обучающихся в вузах Тольятти и примерно 65% от общего количества студентов-очников. Уже в 2016 г. доля бюджетных мест, выделенных ТГУ, от общего количества по Тольятти составила 78,49%, в т.ч. 88% — по очной форме. Не надо быть прорицателем, чтобы предсказать, что через 2 года в ТГУ будет обучаться минимум 80% студентов Тольятти. Это при прочих равных.

И тут следует вспомнить, что ТГУ давно прочат статус опорного регионального вуза, а вот в отношении других тольяттинских вузов само их существование под вопросом. Просто следует вспомнить, что есть так называемые «точки невозврата», после которых организация неминуемо продолжает сжиматься. И если нет подпитки от государства или учредителей, такая организация в конце концов прекращает существование. Просто из-за элементарных экономических соображений. Деятельность ее нерентабельна. Такая перспектива абсолютно реальна для ПВГУС и ВУИТ. ТАУ пока еще держится на трех китах -сквозное образование от садика до вуза, лояльность учредителей в части предоставления помещений и лояльность МОН РФ в части выделения бюджетных мест. Но вот с последним в 2016 г. ситуация резко ухудшилась, и это можно расценивать как плохой сигнал. Судьба Тольяттинской консерватории зависит исключительно от лояльности мэрии и финансовой ситуации в городе, а вот по поводу Поволжского православного института — пути Господни неисповедимы...