Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (623) | 24 апреля 2017г.
 

На те же грабли

Борясь с алкоголизацией, управление потребрынка Тольятти предлагает увеличить безработицу

Егор Кошеров

В ближайшее время в Думе г.о. Тольятти могут вернуться к обсуждению вопроса о том, какого размера торговым точкам, реализующим слабоалкогольные напитки, в т.ч. пиво, можно оставить право заниматься своей деятельностью. В противовес региональным законодательным инициативам, направленным на смягчение режима продажи пенного напитка, исполнительные органы Тольятти намерены ходатайствовать о полном запрете работы для заведений с залом обслуживания менее 50 кв. м. Формально мотивы новых запретов простые: поддержание общественного порядка, борьба с алкоголизацией населения, повышение уровня сервиса. На другой чаше весов — официальный рост безработицы, рост теневой реализации алкогольной продукции с сопутствующим ростом отравлений и выпадение бюджетных доходов.

Этим разрешим, а тем запретим

4 апреля профильная комиссия по контролю и общественной безопасности Думы г.о. Тольятти (ТГД) рассмотрела официальное обращение администрации г.о. Тольятти, в котором депутатов просят фактически одобрить муниципальные предложения по закрытию торговых точек площадью менее 50 кв. м.

Позицию мэрии представила руководитель управления потребительского рынка администрации г.о. Тольятти Ирина Антонова (на фото). Самая важная часть поправок, которые и определят, где и чем торговать, по словам Антоновой, пока только обсуждается, причем мнения по вопросу далеко не однозначные. «Обсуждается вопрос, чтобы полностью запретить реализацию алкогольной продукции в магазинах-барах, пивных, закусочных, модульных павильонах, которые у нас стоят по городу. И законодатели спрашивают у нас наше мнение», — попыталась сагитировать депутатов Антонова.

При этом, по данным управления потребительского рынка Тольятти, в городе 207 объектов с площадью менее 25 кв. м (они уже не функционируют) и порядка 635 объектов с площадью менее 50 кв. м.

Судя по официальным данным, отраженным в законодательных инициативах, деятельность по розничной продаже пива в регионе осуществляется на 4359 объектах реализации. 52% из них располагаются в г.о. Самара и Тольятти. Таким образом, если сопоставить данные администрации г.о. Тольятти и министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (МЭРИТ) и провести хотя бы грубые подсчеты, то можно спрогнозировать, что в случае принятия новых ограничительных инициатив закрытию будут подлежать около 50% функционирующих сейчас точек розничной продажи пива. Рынок как самоорганизующаяся структура пустоты не терпит. Кто же займет высвободившиеся ниши?

В апреле 2017 г. Самарская губернская дума (СГД) уже провела ряд мер по смягчению регионального антиалкогольного закона. Теперь напитки с градусом можно продавать в День российского студенчества (25 января), День молодежи (27 июня) и Международный день студентов (17 ноября). Более лояльными стали и временные рамки: запрет сместился в промежуток между 23.00 и 8.00. Но «сливки» от подобных решений, похоже, достанутся крупным торговым сетям. Вопросы о том, лоббизм ли это, должны отпасть сами собой. Пиво, кстати, является одним из формирующих выручку товаров у небольших магазинов «у дома» — по разным данным, от 30 до 70%. Чем больше их закроется от новых запретов, тем лучше для крупных торговых сетей в принципе. А для потребителя? Чиновники считают, что потребитель потребителю рознь.

Хотели как лучше...

В управлении потребительского рынка убеждены, что новые запретительные меры смогут помочь очистить рынок от точек, где собирается неблагополучный контингент. «Приличные» кафе и заведения, по словам Антоновой, от новаций не пострадают: «Нововведения в основном касаются таких точек, как Веег"жа, Ямщик. Это различные «разливайки». PintaPub туда не подпадает, «Карл и Клара» туда не подпадает, все, что на Карла Маркса, туда не подпадает». Все перечисленные заведения обладают одной особенностью — это заведения для потребителей со средним и выше среднего достатком.

Для них чиновники администрации предусмотрели возможность приобретать пенный напиток в привычном формате, с комфортом и прежним пафосом. Простые горожане, привыкшие к более демократическим ценам и условиям, видимо, должны, будут отправиться в подпольные разливайки в гаражах либо отказаться от возможности посещать подобные заведения вовсе. Означает ли это, что новые ограничительные меры не позволят им приобрести пиво? Нет, не означает. Куда пойдет аудитория закрывшихся мини-баров? Очевидно, в лучшем случае на улицы, если они, допустим, легально купят алкоголь в магазине.

Представители муниципалитета утверждают, что «появление большого количества указанных объектов, реализующих алкогольную продукцию, повлекло за собой низкий уровень обслуживания населения в нестационарных торговых объектах, многочисленные жалобы, рост количества правонарушении, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и т.д.». Но статистических данных, подтверждающих доводы управления потребительского рынка администрации г.о. Тольятти (по крайней мере в официально распространенном пакете документов), на заседании комиссии представлено не было. Сколько жалоб уже поступило и было признано обоснованными, каков рост правонарушений и за какой срок эта динамика была зафиксирована, чем было измерено качество обслуживания и в соответствии с какими требованиями оно было признано «низким» — неизвестно. Обращение чиновников к депутатам содержит, по сути, набор стереотипов, на основании которых предлагается принять решения, потенциально затрагивающие несколько тысяч человек (не считая потребителей, которых в этом противостоянии деликатно вывели за скобки). И это не говоря о том, что большинство клиентов небольших заведений с легкой руки чиновников были автоматически записаны low-класс, для которого по определению не может существовать «приличных» заведений и которым, по сути, надо все просто запретить. На эти грабли регион уже наступал. Последствия оказались чувствительными — как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения охраны жизни и здоровья граждан, за которое якобы так ратуют чиновники.

... Получилось как всегда

Большое количество ограничений пока принесло обратный эффект, если говорить о продаже пива как о сервисе и как о бизнесе. Причем речь идет о том, что пострадал в первую очередь именно легальный бизнес. С 2011 по 2016 г. количество лицензированных организаций, торгующих алкогольной продукцией, сократилось на 927. За период ограничения продажи пива по воскресным вечерам количество лицензированных точек по продаже алкоголя стало меньше на 106. В основном это организации малого и среднего бизнеса. Одновременно с закрытием точек розничной продажи пива и слабоалкогольных напитков произошел взрывной рост сетей, торгующий тем, что покрепче: «Горилка», «Красное и белое», «Бристоль». Несколько таких точек приходится на каждый квартал Тольятти. Интересно, этот любопытный результат получился у борцов за всеобщую трезвость случайно или все-таки был тщательно спланирован заранее? Что-то подсказывает, что передел рынка был продуман. Очень уж системно действовали чиновники и правоохранители на протяжении нескольких предыдущих лет.

Менее чем через полгода после запрета продажи пива в воскресенье после 17 часов региональный законодательный орган вынужден был вернуться к этому вопросу, только уже имея в качестве свершившегося факта 3,4 млрд р. выпадающих доходов от снижения легальных объемов продажи пива. И это не фантазии, а официальные подсчеты регионального Минфина, которые были опубликованы в 2016 г. http://chronograf.ru/articles/?num=478&a=17595] (см. «Хронограф» №22 (592) от 11.07.16).

У регионального правительства, инициировавшего смягчение режима, и профильного комитета СГД другое, более общее видение ситуации. В пояснительной записке к региональному законопроекту, которую региональные власти приложили к законопроекту в качестве обоснования своей позиции, говорится, что в последние годы в Самарской обл. рынок алкогольной продукции характеризуется сокращением легального бизнеса и розничного оборота алкогольной продукции. «На фоне сокращения лицензиатов наблюдается тенденция сокращения легального товарооборота алкогольной продукции. Объемы реализации алкогольной продукции в Самарской обл. за пять лет сократились в 2,8 раза», — считают авторы законопроекта. «Наличие в обороте нелегальной и неучтенной алкогольной, в т.ч. пивоваренной продукции, наносит урон бюджету Самарской обл. в виде недополученных акцизов», -говорится в пояснительной записке.

Закрыв возможности легальной и контролируемой торговле, законодатели включили зеленый свет подпольным гаражным «разливайкам» и контрафактному алкоголю. Последствия не заставили себя долго ждать. «Несмотря на значительные усилия государственных и правоохранительных органов, в 2016 г. зарегистрировано 2226 пострадавших в результате токсического действия различных спиртов, из них с летальным исходом 319 чел. При этом смертельные случаи отравлений с каждым годом увеличиваются. Так, летальные исходы от отравлений за 2015  г. возросли почти в 6 раз, за 2016 г. — более чем в 1,5 раза, или на 53,4% (36 чел. в 2014 г., 208 чел. в 2015 г., 319 чел. в 2016 г.)» — приводят статистику разработчики регионального законопроекта, смягчающего условия реализации слабоалкогольной продукции. И это официальная статистика. По неофициальным данным, ежедневно в Тольятти расходится по потребителям сорокатонная фура т.н. «фанфуриков». Стоит ли удивляться взрывному росту количества отравлений от алкоголя, случившихся в самой активной фазе антиалкогольной кампании?

Иными словами, регион уже в достаточной степени хлебнул последствий неоправданных ограничений, кампанейщины и снобского отношения к заведениям, реализующим слабый алкоголь. Иллюзии о том, что имеют право на существование только заведения для «чистой» публики, а более демократичные заведения следует попросту закрыть, обернулись реальными потерями бюджета и расцветом теневых схем в этой отрасли. Сейчас регион пытается исправить эту ошибку, но не все муниципалитеты готовы признавать ущербность ранее принятой стратегии.

Кстати, безусловной поддержки позиции администрации г.о. Тольятти от депутатов пока добиться не удалось, хотя Антонова и утверждала, что вынесенный вопрос должен быть рассмотрен максимально оперативно. Члены представительного органа требуют от чиновников более детальной проработки предложений. «Может быть, все-таки более тщательный анализ провести? Потому что если мы сейчас это поддержим, то это будет означать закрытие 600 точек, среди которых, возможно, есть хорошие заведения. 600 -это приличное количество», — считает депутат ТГД Алексей Альшин. Депутат ТГД Борислав Гринблат с коллегой согласен. «Подождите две недели нашу мотивированную позицию. Алексей Владимирович (Альшин. – Прим. авт.) совершенно прав. Если мы сейчас лишим работы по минимуму 1200 человек, это не есть хорошо, ситуация в городе с этим очень острая», — обратился Гринблат к Антоновой. Приведенные подсчеты депутатов можно считать в некотором смысле приуменьшенными. В реальности число занятых в небольших точках по реализации пива в одном только Тольятти может составлять 2,5-3 тыс. человек. Как быстро они найдут работу и сколько средств потребуется на меры социальной поддержки новых безработных, ни в одном муниципальном воззвании не говорится.