Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (702) | 18 марта 2019г.
 

Уловки «Волгопромгаза»

В конкурсной массе «Газбанка» замечено дробление имущества и прав требования

Егор Кошеров

5 марта Арбитражный суд Самарской обл. принял отказ ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) от борьбы за включение требования в реестр кредиторов АО АКБ «Газбанк». Шаг выглядит логичным, учитывая, что комитет кредиторов банка даже без СВГК контролируют представители холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), основанного Владимиром АВЕТИСЯНОМ. Накануне объявления торгов по реализации конкурсной массы «Газбанка» эти кредиторы могли приложить руку к тому, чтобы ликвидное имущество в отчете об инвентаризации оказалось разделено на части.

СВГК обращалось в арбитраж с жалобой на действия конкурсного управляющего «Газбанка» Павла Нерусина, представляющего ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Компания требовала признать незаконными действия Нерусина по исключению требований СВГК в сумме 5,115 млн р. из реестра кредиторов банка и добивалась включения туда этого требования. Требование проистекало из наличия некой задолженности «Газбанка» перед СВГК. Однако 27 февраля от заявителя поступила бумага о прекращении производства по жалобе, подписанная первым заместителем председателя правления СВГК Вячеславом Пикаловым. 5 марта отказ от требований был принят судом.

Присутствие СВГК в реестре кредиторов могло показаться бенефициарам компании лишним, поскольку, как выяснилось в конце февраля, комитет кредиторов банка и так подконтролен ВПГ. Как минимум четыре из семи членов комитета — АО «Газаудит», АО «Объединенная страховая компания», АО «Самарагорэнергосбыт» и ООО «Посольство красоты на Садовой» — являются структурами холдинга (см. «Хронограф» №7 (700) от 04.03.19). Так что задачей СВГК скорее было создание дополнительного психологического дискомфорта Нерусину.

Свежая инициатива комитета кредиторов — увеличение сметы текущих расходов на проведение мероприятий конкурсного производства «Газбанка» в I кв. 2019 г. Вместо одобренных конкурсным управляющим 184,65 млн р. кредиторы пожелали, чтобы АСВ затратило на мероприятия почти на 7 млн р. больше -191,54 млн р. Рост вызван необходимостью оплаты задолженности по договору аренды нежилого помещения, услуг по охране имущества банка и госпошлины для проведения мероприятий по взысканию задолженности в пользу банкрота.

При изучении отчета об инвентаризации имущества «Газбанка» становится понятно, что кредиторам, вероятно, только для вида понадобилось вложиться в усиление его охраны. Для примера возьмем здание головного офиса кредитной организации по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 224. Его балансовая стоимость почти 560 млн р. На торги оно будет выставлено, скорее всего, дешевле. При этом полезная для банковской деятельности начинка здания (лифты, системы хранения, серверы, инфраструктура ЦОД и прочее цифровое оборудование) в отчете проведена отдельно. По всей видимости, на торгах начинка появится обособленным лотом. Претендент на здание «Газбанка» — один из федеральных банков -в случае успеха на торгах вынужден будет оснащать офис новым оборудованием. Либо договариваться с приобретателями старой начинки о выкупе ее по сходной цене.

Таким образом, при реализации имущества «Газбанка» вполне могут иметь место спекуляции со стороны персон, вхожих в комитет кредиторов и влияющих на настроение Павла Нерусина. Еще один классический пример — продажа банковского автотранспорта. Так, желающие купить автомобили из парка «Газбанка» при осмотре могут обнаружить, что авто, как вариант, не имеют двигателей. Желание приобретать такой актив, конечно, пропадет. После чего лица, заблаговременно перепрятавшие по договоренности с охраной жизненно важные агрегаты и детали, без проблем получат машины гораздо дешевле их балансовой и рыночной стоимости.

Логично и увеличение расходов на госпошлины для принудительного взыскания задолженности в пользу «Газбанка» по правам требования, вошедшим в отчет об инвентаризации. Чем активнее пойдет взыскание, тем больше рычагов влияния на должников получат кредиторы. Причем в случае с правами требования к некоторым платежеспособным юрлицам также присутствует дробление. Так, описано 17 прав требования к МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» на сумму почти 714 млн р., 2 права требования к МП «Самарский метрополитен» на сумму 269 млн р., 3 права требования к ЗАО «ПФК «Крылья Советов» на сумму 238 млн р. В случае приобретения этих требований разными покупателями все они в конечном итоге имеют шанс оказаться в реестрах кредиторов должников после начала процедуры банкротства. Выгодно уступить заинтересованной в контроле над банкротством стороне свое право требования к должнику для спекулянтов — дело техники.