Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (737) | 20 января 2020г.
 

Без партий

Обойдутся на муниципальных выборах

Татьяна Федорова, Павел Соколов

31 декабря 2019 г. и.о. губернатора Самарской обл. Виктор КУДРЯШОВ (на фото) подписал закон Самарской обл. М142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской обл.». Закон предусматривает только мажоритарную избирательную систему по одномандатным округам. Он способен помочь обновленному в ноябре 2019 г. руководству Самарского регионального отделения (СРО) «Единой России» (ЕР) сохранить партийный контроль над Самарой по итогам выборов-2020. Однако в текущей ситуации для самарских функционеров СРО ЕР гораздо важнее продемонстрировать федеральному центру свою способность понимать политическую повестку в канун выборов-2021 в Госдуму РФ.

Вычеркнули списки

24 декабря Самарская губернская дума (СГД) сразу в двух чтениях одобрила законопроект Самарской обл. №12551-19 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской обл.» (далее — Закон о выборах). В документе прописан порядок подготовки и проведения выборов депутатов в райсоветы городов с внутригородским делением, а также в представительные органы городских округов и сельских поселений Самарской обл. В тот же день пресс-служба СГД отрапортовала: «Утратившим силу признан закон, принятый Губернской думой тринадцать лет назад, в 2006 г. За это время в правовой акт более пятидесяти раз вносились изменения, практически по всем его структурным единицам. Разработчики законопроекта указывают на то, что данное обстоятельство значительно усложняет работу правоприменителей с текстом законодательного акта». При этом остается совершенно непонятно: что мешало депутатам СГД подумать «о сложностях работы правоприменителей» раньше, например, на стадии внесения тридцатого или сорокового изменения?

В новом Законе о выборах наиболее значимые изменения, способные существенно повлиять на политическую конфигурацию в регионе, произвели в ст.10. П. 1 этой статьи предусматривает применение только двух видов избирательных систем: «мажоритарная избирательная система относительного большинства по одномандатным избирательным округам; мажоритарная избирательная система абсолютного большинства по одномандатным избирательным округам». В предыдущем Законе о выборах образца 2006 г. было предусмотрено 5 видов избирательных систем (!). Помимо одной мажоритарной было предусмотрено два вида смешанной избирательной системы и два — пропорциональной. Т.е. перед подготовкой к выборам-2020 муниципалитеты Самарской обл. лишили реального выбора.

Новый Закон о выборах, несмотря на областной масштаб, поспешили принять исключительно из-за предстоящих в 2020 г. выборов в райсоветы Самары. Подтверждением этому служит п. 3 ст. 10 вновь принятого Закона. В нем указано: «Выборы депутатов представительных органов внутригородских районов с численностью избирателей более 15 тыс. проводятся по мажоритарной системе относительного большинства». В Самарской обл. представительные органы МСУ внутригородских районов имеются только в Самаре. Причем в каждом из девяти самарских районов избирателей значительно больше 15 тыс.

Любопытно, что на комитете по местному самоуправлению СГД законопроект представлял член Общественной палаты Самарской обл. (ОПСО) Виктор Полянский. Он заявил, что инициатором изменения закона стала Ассоциация МСУ Самарской обл., которая обратилась в ОПСО и там ее услышали.

В свою очередь ОПСО, обладающая правом законодательной инициативы, обратилась с законопроектом в СГД.

По сходной цене

В тот же день, 24 декабря, депутаты СГД поддержали законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской обл.». Этим «отдельным законодательным актом» значился Закон Самарской обл. №23-ГД от 30 марта 2015 г. «Об осуществлении местного самоуправления на территории г.о. Самара Самарской обл.». Он предусматривает количество депутатов райсоветов внутригородских районов Самары и думы г.о. Самара, закрепляет за райсоветами количество мест в ДГОС. Внесенные в него изменения предусматривают уменьшение количества депутатов ДГОС с 41 человека до 37 человек и количество депутатов всех 9 райсоветов с 284 до 210. В данном случае с законодательной инициативой в СГД обратилась ДГОС (см. «Хронограф» №43 (736) от 23.12.19).

Столь высокое количество депутатов (284) еще в 2015 г. существенно уронило цену мандата. Это произошло в результате «реформы МСУ им. Н.И. Меркушкина». В 2010 г. в последнюю дореформенную ДГОС путем всенародного голосования избиралось 35 депутатов по 35 округам, в 2015 г. уже 284 (примерно половина из них списочники) по почти 150 округам. И это практически при одном и том же количестве избирателей в Самаре (около 920 тыс. чел.). При этом на выборах в ДГОС в 2010 г. на один избирательный округ приходилось в среднем 26 тыс. избирателей. В 2015 г. — в среднем 7 тыс. С учетом отказа от партийных списков в 2020 г. 210 депутатов будут избираться по 210 округам.

Среднее количество избирателей на округе упадет до уровня 4 тыс. На выборах в 2015 г. явка в Самаре редко где превышала 10%. В 2020 г. явка вряд ли вырастет. Следовательно, на участки в лучшем случае придет 400 избирателей на округе. При таких обстоятельствах для победы может оказаться достаточно даже менее 200 голосов. К примеру, в 2015 г. в Самарском р-не для победы на выборах Ирина Мартьянова получила всего 258 голосов (см. «Хронограф» №24 (717) от 15.07.19).

Падающая цена мандата роняет возможность его капитализации. Реально повлиять на политическую и экономическую ситуацию в Самаре может лишь квалифицированное большинство в ДГОС. Но для этого необходимо иметь численное большинство в каждом из девяти райсоветов. Только в этом случае можно будет делегировать в ДГОС нужных себе депутатов. В общей сложности по итогам выборов-2020 тому, кто пожелает получить отдачу, нужно будет провести в райсоветы 111 человек. И это предельный минимум с охватом каждого райсовета. Крайне нереальный вариант. Чтобы иметь хотя бы малейшую гарантию на удачу, нужно на треть больше — примерно 150 человек. Мало кто кроме ЕР будет способен в Самаре провести в райсоветы такое количество людей. Даже при исторически низкой цене мандата. Неугодных выдвиженцев можно будет легко отсеивать на уровне подачи документов в избирком. Это вам не партийные списки т.н. парламентских партий.

В Новый год, как и в 2015 г., произошла очередная смена правил игры в ходе самой игры. В любой игре такое позволено лишь модератору, формально не участвующему в самом игровом состязании. Обычно это выглядит в виде вводных от модератора для обострения игры в тот момент, когда почти равные по силам оппоненты вдруг начинают сплачиваться или зашли в тупик, что почти равноценно первому варианту. В нашем случае новое руководство Самарского регионального отделения ЕР и модератор, и участник игры. При таких обстоятельствах стремление функционеров регионального отделения ЕР постоянно менять правила игры по ходу самой игры — прямое свидетельство их личной неуверенности в электоральной привлекательности «партии власти». Хотя вряд ли они сегодня в этом признаются. Вот только кого они хотят перехитрить? В АП РФ сегодня на ключевых позициях люди куда с более серьезным комсомольским прошлым.

Муниципальные смотрины

Процедура отказа от партийных списков начата в целом ряде регионов, где в 2020 г. должны пройти выборы в представительные органы. Это указывает на системный сетевой характер данной кампании. «Беспартийный эксперимент», скорее всего, должен дать возможность оценить эффект от отказа от пропорциональной системы на местах. При этом крайне сложно прогнозировать, как этот эффект будет оцениваться. Между тем оценка результатов предстоящих выборов крайне важна для региональных функционеров, т.к. может быть использована для принятия персональных решений. В администрации президента, скорее всего, будут тщательно следить за муниципальными выборами. В т.ч. и для поиска потенциальных кандидатов на предстоящих выборах в Госдуму. «Формула струи понятна, укажите вектор», — спросил бы любой интересующийся. Но только не тольяттинцы. Им и струю, и вектор уже определили.

В массовом сознании тольяттинцев начали активно реанимировать воспоминания времен олимпийских побед гимнаста Алексея Немова 1996-2000 гг. Дело, безусловно, хорошее, но не поздно ли спохватились? Строительство дорогостоящего и современного сарая со спортивными снарядами и создание в нем живой школы — вещи по времени несовместимые. Зато на стройке им. 4-кратного олимпийского чемпиона А.Ю. Немова можно будет освоить очень солидною сумму бюджетных средств. Существенную часть через группу посредников и подрядчиков могут попытаться вывести в специальный фонд, который будет отвечать за финансирование предвыборного штаба ЕР. Не по этой ли причине все руководство СРО ЕР сегодня с опережением думает о Немове. Ведь на выборы-2020 в Самаре тоже нужны деньги. Почему бы не начать их получать одновременно с началом закладки в Тольятти нулевого цикла будущего спортивного центра «Немов-Центр». Если эти фазы совпадут, то функционеры СРО ЕР и руководство избирательного штаба ЕР (их имена хорошо известны) по итогам выборов-2020 не только получат результат, но и повысят свое благосостояние. Но это лишь фантазия на тему об одном проекте. Нынешние предвыборные штабисты СРО ЕР мыслить узко не умеют. Скоро будут известны новые источники.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.