Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (767) | 21 сентября 2020г.
 

Березкин вышел на природу

При новом директоре «Самарской Луки» проблемы с землей могут осложниться

Сейдамет Абреков

7 сентября официальный источник ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» (НП «Самарская Лука», нацпарк) сообщил о назначении Евгения БЕРЕЗКИНА (на фото) директором. Теперь именно ему придется решать многочисленные проблемы. Основная из них — оформление земельных участков и границ нацпарка. По этим направлениям Березкин рискует нажить себе массу врагов, например, из числа руководителей муниципальных образований, чьи земли перейдут по контроль НП «Самарская Лука».

7 сентября сайт НП «Самарская Лука» опубликовал новостное сообщение. «1 сентября 2020 г. приказом №565-лс от 31 августа 2020 г. Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации директором национального парка «Самарская Лука» назначен Евгений Георгиевич Березкин. Евгений Георгиевич с 1982 по 2003 г. проходил службу на различных должностях начальствующего состава в МВД, служил в подразделениях уголовного розыска управления по борьбе с организованной преступностью. С 2003 г., с момента создания государственного Комитета по контролю за оборотом наркотиков, служил начальником Новокуйбышевского межрайонного отдела, начальником службы специального назначения. С 2011 по 2016 г. руководил управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Самарской обл. Евгений Георгиевич с февраля 2020 г. работал заместителем директора национального парка «Самарская Лука» в области охраны окружающей среды», — сообщил НП «Самарская Лука» (https://npsamluka.ru/ news/ naznachen- direktor).

Приход Березкина в нацпарк и назначение его директором по времени наложилось на процесс определения границ территории, подконтрольной ФГБУ «НП «Самарская Лука» (см. «Хронограф» №7 (743) от 2.03.20). Соответствующие работы по контракту с нацпарком должно было выполнить ООО «Геокадсервис». Однако, судя по всему, получение документации на земельные участки может пройти без учета нюансов целого пула законодательных актов.

Считается, что в нарушение порядка создания и реорганизации учреждения с такой организационно-правовой формой, как ФГБУ, может отсутствовать специальное постановление правительства РФ о создании ФГБУ «НП «Самарская Лука». Если это так, то, соответственно, отсутствует процедура наделения его обособленным имуществом, в т.ч. и землями из состава земель федеральной собственности. Кроме того, при желании можно усмотреть и признаки нарушения федерального закона (ФЗ) №33 от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Он предписывает принятие отдельного постановления правительства РФ о создании национального парка как отдельного вида особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Постоянные ссылки на не действующее в законодательном пространстве РФ постановление Совета министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. «О создании национального парка «Самарская Лука» только усугубляет проблему, т.к. при принятии указанного постановления Совета министров понятия «земель ООПТ» в законодательстве РСФСР не существовало. Тогда как земли других собственников, в т.ч. и ряда муниципальных образований, включались в состав нацпарка без ограничения производственной и других видов деятельности. Поэтому наложение двух несовместимых по правовой сути обстоятельств, регулируемых двумя разными конституциями (РФ и РСФСР) и законодательными базами, привели к известной коллизии двух систем.

В этой связи процесс определения границ национального парка может еще больше усугубить ситуацию. Ведь в проекте контракта на проведение работ по определению границ однозначно говорится,

что исполнителю необходимо составить «каталоги координат характерных точек внутренних границ (входящих во внешние границы национального парка) территорий г. Жигулевска и рабочего пос. Яблоневый Овраг, территории «Жигулевского заповедника им. И. И. Спрыгина» (с определением площади), исключенных из границ НП «Самарская Лука».

Аналогично по другим территориям нацпарка: «каталоги координат характерных точек границ (с определением площади) населенных пунктов, входящих в состав г.о. Жигулевск: Бахилова Поляна, Зольное, Солнечная Поляна, Богатырь, Ширяево, без учета земельных участков, имеющих природоохранное значение и относящихся к территории национального парка с приложением графического материала».

С учетом сказанного могут усматриваться признаки нарушения Земельного кодекса РФ, ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Самарской обл. №132-ГД от 26 декабря 2003 г. «О порядке установления и изменения границ муниципальных образований в Самарской обл.». Если выразиться проще, то инициативу НП «Самарская Лука» можно представить в качестве попытки самозахвата земель муниципалитетов, оказавшихся внутри его периметра. Причем исполняется это, судя по всему, без осуществления предусмотренной Земельным кодексом РФ процедуры перевода земель из одной категории в другую, без отчуждения земель в федеральную собственность и принятия Росимуществом РФ решения по передаче в ведение ФГБУ отчужденных земель. Все эти обстоятельства позволяют полагать, что Евгению Березкину, как новому руководителю ФГБУ «НП «Самарская Лука» с большим «юридическим» опытом, судя по всему, придется вступать в конфронтацию. Например, с руководителями муниципальных образований, территории которых с его легкой руки перейдут под контроль ФГБУ «НП «Самарская Лука».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.