Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (826) | 24 января 2022г.
 

Отклонения для Захарова

Проекты ФСК «Лада-Дом» могут грозить городу коллапсом

ИА «Центр-Инфо»

20 января 2022 г. администрация г.о. Тольятти провела очередные публичные слушания по обращению АО «ФСК «Лада-Дом» о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Речь идет о попытках бенефициаров «Лада-Дома» выкроить себе преференцию в виде разрешения вести комплексную застройку на ул. 40 лет Победы без обеспечения жильцов достаточным количеством мест парковки личного транспорта. Ответственным за соблюдение градостроительных норм в Тольятти является заместитель главы г.о. Тольятти Олег ЗАХАРОВ (на фото). С учетом того, что в 14а квартале строительные работы продолжаются, надо полагать, коммерсанты могли найти путь к сердцу чиновника.

Предвестники хаоса

В последнем эпизоде АО «ФСК «Лада-Дом», генеральным директором которого записан Вячеслав Бартоломеев, намеревается отклониться от установленных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами (КН) 63:09:0101183:6075 и 63:09:0101183:11513. По участку с КН 63:09:0101183:6075 общественности предложено одобрить застройку многоквартирными домами (МКД) с обеспечением машино-местами из расчета 2/7 от количества квартир. Притом что существующие параметры разрешенного строительства предусматривают обеспечение машино-местами от 2/3 количества квартир в строящемся МКД.

Соотношение чисел показывает, что застройщик планирует оставить для будущих жителей домов под стоянку автотранспорта в 2 раза меньше территории, чем того требуют Правила землепользования и застройки в Тольятти.

На участке с КН 63:09:0101183:11513 расщедрившиеся представители «Лада-Дома» готовы обеспечить жителей МКД машино-местами в соотношении 1 на 3 квартиры будущего дома, что также не соответствует установленным нормам. Таким образом, «Лада-Дом» системно формирует проблему. Вечером дворы многоэтажек, особенно в Автозаводском р-не Тольятти, забиты личными авто граждан, проживающих в прилежащих домах. Уже стало нормой, что владельцы машин не могут найти места для парковки, а пешеходы не могут пробиться к своим домам. Сегодня СМИ транслируют репортажи с мест преступлений, совершенных в борьбе за право поставить машину под окнами дома. Надо полагать, бенефициары таких компаний, как ФСК «Лада-Дом», вряд ли ютятся в кварталах, застроенных МКД на несколько сотен квартир каждый.

Транспортный коллапс поразил не только городские магистрали, но и внутриквартальные дороги и придомовые территории. Для того чтобы модернизировать транспортную инфраструктуру под существующие реалии, тратятся колоссальные суммы бюджетных средств. Казалось бы, застройщики должны учитывать все нюансы при подготовке комплексного освоения территорий.

Понятно, что застройщики стремятся получить максимум выгоды с каждого клочка земли. В данной схеме от будущих жильцов требуется только оплачивать квадратные метры. Главное, грамотно заманить покупателей, а дальше граждане сами, в меру своих физических возможностей, разберутся, кому достанутся места под парковку автомобилей. Однако есть же еще и «слуги народа», которые, по идее, должны защищать интересы граждан. В общем-то, для этого не много и надо: соблюдай градостроительные нормы, и все. На деле же выходит несколько иначе.

Осенью 2021 г. и в канун новогодних праздников администрация провела ряд слушаний по обращениям ООО «СЗ «Базис», ООО «СЗ «Парк» и того же ФСК «Лада-Дом». Все мероприятия затрагивали интересы жителей, купивших жилье восточнее ул. 40 лет Победы, где расположен 14а квартал.

Чтобы не создавалось иллюзий относительно некой конкурентной среды между застройщиками, следует пояснить, что директором и единственным учредителем СЗ «Парк» является Вячеслав Бартоломеев. Также выписки из ЕГРЮЛ говорят о том, что директором и владельцем фирмы СЗ «Базис» выступает Сергей Чаплыгин, получивший известность в качестве председателя совета директоров ФСК «Лада-Дом» (см. «Хронограф» №40 (568) от 7.12.15).

Ожидание и реальность

В обращении по участку с КН 63:09:0101183:6016 ООО «СЗ «Парк» ставило на обсуждение вопрос получения разрешения вести застройку с расчетом 1 машино-место на 7 квартир. ФСК «Лада-Дом» заявила, что готова к возведению многоэтажек на участке с КН 63:09:0101183:11511 при соотношении машино-мест к количеству жилых помещений в МКД 3/7. По участку с КН 63:09:0101183:11510 представители ФСК «Лада-Дом» пошли еще дальше, предоставив проектное обоснование на обеспечение машино-местами 1/10 от количества квартир в МКД.

Все бы ничего. Однако, как выяснилось, показатель 1/10 не предел. Фирма Чаплыгина внесла предложение по застройке участка с КН 63:09:0101183:9600, которое могло привести в замешательство даже бывалых специалистов горадминистрации. В протоколе к публичным слушаниям от 22 декабря 2021 г. сообщается: «В комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки поступило заявление ООО «СЗ «Базис» о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (обеспечение машино-местами от 1/15 количества квартир в доме при соблюдении одного из условий: в границах земельного участка, предназначенного для размещения жилого дома; с размещением автомобилей частично на территории жилых кварталов с учетом санитарных правил и норм (СанПиН), а также на прилегающей территории с учетом пешеходной доступности не более 800 м в соответствии с утвержденным проектом планировки территории)».

Разумеется, жители прилежащих домов высказались категорически против таких предложений. На сайте ФСК «Лада-Дом» размещена информация рекламного характера о проекте, реализуемом в 14а квартале. «Жилой комплекс GREENWOOD — это концептуально новый подход, выработанный компанией к проектированию современного пространства и созданию комфортной среды для жизни и отдыха. В жилом комплексе продумано все, начиная с эргономики квартир, заканчивая созданием развитой придомовой инфраструктуры», — обещает застройщик непомерные блага потенциальным покупателям.

На деле же о какой развитой придомовой инфраструктуре можно говорить, когда в перспективе новым жильцам придется искать место для парковки автомобиля почти в километре от своего дома? В ходе публичных слушаний представители СЗ «Базис» предложили вариант размещения автомобилей на территории парковки ТЦ «Елка» на время строительства подземного паркинга. Данное обстоятельство произвело на слушаниях соответствующее впечатление.

«Вы до этого строили жилые дома и снижали число парковочных мест, а сейчас вы уверены, что дома будут обеспечены машино-местами. А этот паркинг будет доступен всем? Люди будут парковаться на газонах, под деревьями. Будет постоянно «забит карман». Машины будут стоять везде, и прохода от них не будет. Когда будет паркинг? Сделайте одну открытую парковку.

Какие гарантии, что парковки на «Елке» будут предоставлять? Вначале постройте паркинг, затем стройте жилой дом. Наша детская площадка заставлена машинами», -высказал мнение большинства один из жителей района.

Его поддержал другой участник мероприятия: «Отказать в части отклонения от предельных параметров, рекомендовать застройщику пересмотреть проект с учетом потребности жителей и в рамках законодательства». Голосование завершилось с семью высказавшимися за предложение СЗ «Базис», против проголосовало 28 человек. Данные сведения документально зафиксированы в протоколе к слушаниям от 22 декабря 2021 г.

Люди против

Примерно по таким же лекалам проходили мероприятия, инициированные СЗ «Парк» и ФСК «Лада-Дом». Своим опытом участия в судьбе горожан поделилась заместитель председателя думы г.о. Тольятти (ТГД), член комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию ТГД Ольга Сотникова. В беседе с корреспондентом Областного аналитического еженедельника «Хронограф» Сотникова рассказала: «Избиратели обращались ко мне по данному вопросу. На публичных слушаниях люди высказывали застройщику: «Мы видим, какое будет освоение территории: вы уменьшаете количество парковочных мест, естественно, они будут ставить машины в наших дворах. Вы нам ухудшаете условия проживания, хотя мы такие же ваши клиенты, которые переехали в новый район 14 квартала рядом с лесом», — и голосовали против».

«Ссылка на парковочные места в радиусе 800 м — мне кажется, это глупость. Если все жители МКД восточнее ул. 40 лет Победы будут ставить машины около ТЦ «Елка», тогда и там места не хватит, учитывая, что уже построенные дома также не были обеспечены достаточным количеством машино-мест. 8-подъездная 14-этажка — представьте себе плотность населения. По логике, получается, можно ставить на проезжей части ул. 40 лет Победы, там места много. Только чем это может закончиться? Дорожные службы не смогут зимой убирать снег?» — задалась вопросом заместитель спикера ТГД.

Также Ольга Сотникова сообщила о неоднозначной позиции городских чиновников. «ФСК «Лада-Дом» неоднократно выходила с подобными предложениями, и на публичных слушаниях администрация вроде как прислушивалась к жителям. Но на комиссии чиновники неожиданно встали на сторону застройщика. Захарову (замглавы Тольятти, председатель комиссии по подготовке проекта ПЗЗ. – Прим ред.) нужно выполнять свои задачи. ФСК «Лада-Дом», наверное, помогает формировать отчетность о строительстве необходимого количества кв. м жилья. Этим, как мне кажется, объясняется милостивое отношение к застройщику»,- поделилась мнением представитель ТГД.

С версией Сотниковой можно согласиться. Если раньше был повод говорить о том, что ФСК «Лада-Дом» помогала администрации решать вопросы с предоставлением квартир социально незащищенным категориям населения, сейчас такой тезис неактуален. В ходе аппаратных совещаний в администрации Тольятти доклад о закупках и распределении квартир, как правило, зачитывает Олег Захаров. Чиновники только к концу 2021 г. сумели подогнать к плановому значению обеспечение жильем детей-сирот. После многочисленных безуспешных аукционных процедур в ноябре-декабре все же удалось найти продавцов недвижимости.

Квартиры были закуплены у нескольких предпринимателей и юрлиц. Следов участия в социальных закупках ФСК «Лада-Дом» и его сателлитов замечено не было. Скорее всего, Сотникова могла оказаться права. В погоне за формированием показателей по строительству жилья Захаров может закрывать глаза на проблемы жителей Тольятти.

Нельзя исключать и личную заинтересованность чиновника, ответственного за соблюдение градостроительных норм. Несколько обнадеживает заявление Ольги Сотниковой о том, что «постановление о разрешении на отклонение от предельных параметров мы пока не видели». Однако если у бенефициаров ФСК «Лада-Дом» действительно имеются некие закулисные договоренности с Захаровым, да еще и подкрепленные отдельной признательностью, тогда гражданам останется только смириться с надвигающимся коллапсом.