Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (831) | 28 февраля 2022г.
 

Злостные неплатежи

«Пирамида позора» может приехать к офису СКС

Георгий Кизельгур

В ближайшие дни начнется очередное рассмотрение требования АО «Самарагорэнергосбыт» (СамГЭС) о банкротстве АО «Водные технологии» с ИНН 3328462474 (ВТ). ВТ — результат эксперимента, затеянного ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) в Куйбышевском р-не г. Самары. Сегодня СКС, ведомое главным управляющим директором (ГУД) Владимиром БИРЮКОВЫМ (на фото), пытается спасти имущество ВТ от кредиторов, но в то же время не намерено гасить дожи связанного с ним лица. Ситуация может грозить коммунальными проблемами и имиджевыми рисками.

Заявление СамГЭС о банкротстве ВТ поступило в Арбитражный суд Самарской обл. 20 февраля 2021 г. с присвоением делу №А55-4448/2021. 12 октября 2021 г. во введении наблюдения в отношении ВТ было отказано. Апелляционную жалобу СамГЭС на это решение в декабре 2021 г. оставил без удовлетворения Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. Однако 8 февраля 2022 г. Арбитражный суд Поволжского округа (АС ПО) не согласился с выводами нижестоящих инстанций. Дело о банкротстве ВТ было направлено на новое рассмотрение в самарский арбитраж. Теперь избежать процедуры банкротства ВТ вряд ли удастся. Об этом свидетельствует указание АС ПО на формальный подход, примененный судами. Этот подход, по заключению кассационной инстанции, «не должен приводить к ситуации, при которой должник в течение продолжительного срока не исполняет обязательства перед кредитором, продолжает наращивать задолженность, не претерпевая каких-либо негативных последствий».

Согласно открытым данным, задолженность ВТ за потребленную электроэнергию перед СамГЭС составляет около 19 млн р., еще около 17 млн р. компания должна ПАО «Самараэнерго». Также значительные долги образовались у ВТ перед АО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» (КНПЗ) по договору от 31 декабря 2014 г. Согласно договору, КНПЗ осуществляет прием сточных вод от ВТ с дальнейшей транспортировкой, очисткой и сбросом в водный объект. Эта работа не оплачена, в результате с 2019 г. судебными решениями подтверждена задолженность ВТ перед КНПЗ в размере свыше 10 млн р.

Целый год после старта процедуры ВТ удавалось уходить от банкротства со ссылкой на то, что у него есть имущество, за счет которого можно погасить долги в обычном порядке. Однако АС ПО установил, что имущества ВТ заведомо недостаточно для расчетов с кредиторами, а мероприятия исполнительного производства не обеспечивают погашения долга даже за текущее потребление электроэнергии. «Должник не имеет возможности для удовлетворения требований кредиторов в рамках исполнительного производства, о чем свидетельствует осуществление в отношении должника с 2016 г. сводного исполнительного производства № 11276/16/63945-ДС, задолженность по которому составляет 296,78 млн р.», — сообщается в материалах дела №А55-4448/2021. «Заявитель ссылался на данные бухгалтерского баланса за 2020 г., которые свидетельствуют о заведомой недостаточности имущества для расчетов с кредиторами, так как общая балансовая стоимость имущества должника составляет 89,57 млн р.», — говорится там же. «Наличие у должника статуса субъекта естественной монополии не должно вести к снижению уровня правовой защищенности участников делового оборота», -резюмировал АС ПО, возвращая дело на пересмотр.

Козырять статусом субъекта естественной монополии ВТ научилось у СКС. До марта 2018 г. генеральным директором ВТ являлся ГУД СКС Владимир Бирюков, до марта 2021 г. владельцами ВТ были записаны входящие в контур АО «РКС» (работодатель Бирюкова) АО «ВКС», ООО «СКАТ», ООО «Энергоактив». Правоотношения СКС и ВТ обусловлены, в частности, договором субаренды №1 от 20.12.2014. По этому договору СКС передало в пользование ВТ объекты в составе водопроводных и канализационных линий, артезианских скважин, водопроводных и канализационных насосных станций для оказания услуг водоснабжения

и водоотведения на территории Куйбышевского р-на г. Самары. Однако в ноябре 2020 г. было принято решение об обратной передаче СКС систем водоснабжения в Куйбышевском р-не, как сообщалось, «с целью максимально эффективного использования ресурсов для дальнейшего снижения аварийности». Сети водоотведения, похоже, пока решили оставить на обслуживании ВТ.

Скорее всего, такая рокировка понадобилась из-за убытков, которые ВТ неизменно демонстрировало с 2015 г. при ежегодной выручке под 150 млн р. В последние два года убытки ВТ приобрели совсем уж вопиющий размер: в 2019 г. они равнялись 70 млн р., в 2020 г. — 51 млн р. Предпосылки для банкротства явно заметны.

Вероятно, создание ВТ изначально было не более чем защитной управленческой схемой СКС. Однако если с самого ВТ кредиторам будет взять нечего, то они могут пойти на предъявление субсидиарной ответственности в адрес связанных с должником лиц. А это уже может стать весьма неприятным и серьезным скандалом для тех, кто любит с пафосом устанавливать бетонные «пирамиды позора» на газонах своих должников. К примеру, ГУД СКС Владимир Бирюков запомнился и депутатскими амбициями, и амбициями строителя городских скульптур, и пристрастием регулярно отвечать депутатам думы г.о. Самара на вопросы о том, насколько эффективна концессия водопроводных и канализационных сетей для самарского муниципалитета.

На ситуацию уже отреагировал даже депутат Государственной думы РФ Александр Хинштейн. «Все водоснабжение Куйбышевского района еще ранее было передано «Самарским коммунальным системам», чье финансовое состояние не вызывает вопросов», — пояснил он, комментируя перспективы банкротства ВТ (https://t. me/Hinshtein/1831).

Областной аналитический еженедельник «Хронограф» планирует следить за развитием событий и, если «пирамида позора» будет установлена у офиса СКС, сообщит об этом читателям.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.