Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (838) | 25 апреля 2022г.
 

Корпоративный минздравстрой

Госзаказ в сфере здравоохранения передадут под контроль корпораций

Татьяна Федорова

14 апреля был раскрыт проект постановления правительства Самарской обл., который, в случае принятия, ограничит доступ к госзаказу в сфере здравоохранения. Приоритетные возможности получат только организации, способные обеспечить полный цикл — от разработки проектно-сметной документации (ПСД) с последующими строительно-монтажными работами (СМР) до поставки медоборудования. Это сделает процесс более закрытым. Министру здравоохранения Самарской обл. Армену БЕНЯНУ (на фото) предоставили честь стать официальным лицом этого законопроекта.

14 апреля на сайте министерства здравоохранения Самарской обл. был раскрыт проект постановления правительства Самарской обл. «Об утверждении перечня объектов (далее -перечень объектов) капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные ч.ч. 56-63 ст. 112 ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». За столь сложной многоэтажной формулировкой скрыта простая суть. Доступ к госзаказу в сфере здравоохранения получат лишь те, кто будет способен спроектировать, построить, а затем и оснастить объект здравоохранения оборудованием. Последствия очевидны. Процесс станет более закрытым. При этом коррупционная нагрузка уж точно не снизится. Огромная армия потенциальных поставщиков услуг перекочует с площадок открытых торгов в приемные начальников крупнейших корпораций.

В качестве приложения к проекту постановления представлен перечень объектов, в отношении которых предлагается запустить особые условия определения поставщиков услуг. В нем 28 объектов. В основном это строительство корпусов больниц и поликлиник к уже имеющимся госучреждениям здравоохранения в Самаре и Тольятти, по одному объекту в Сызрани, Чапаевске,

Кинель-Черкаске, Нефтегорске, Челно-Вершинах. Надо полагать, что это только начало грядущих масштабных перемен.

Министр здравоохранения Самарской обл. Армен Бенян в пояснительной записке к проекту постановления попытался найти ему оправдание: «Согласно ч. 56, 57 ст. 112 ФЗ №44 в случае утверждения перечня объектов предметом контракта могут быть одновременно: подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, поставка оборудования».

В обоснование проекта постановления в пояснительной записке Беняна говорится, что в 2021 г. заказчики проводили отдельные закупки на разработку (ПСД), выполнение СМР и поставку оборудования в учреждения. Это якобы могло приводить к необратимым последствиям. «Закупка может не состояться, исполнение контракта на разработку ПСД или выполнение СМР может затянуться на неопределенный срок по вине исполнителя. Необходимо также учесть задержку сроков при согласовании ПСД с соответствующими уполномоченными органами и организациями, — продолжил министр здравоохранения. — В 2020-2021 гг. указанная негативная практика неоднократно влекла нарушение сроков приемки учреждениями оборудования, несвоевременного выполнения мероприятий государственных программ». Тем не менее задержка сроков при согласовании ПСД «с соответствующими уполномоченными органами» — это скорее издержки существующей административно-номенклатурной системы. Следовательно, ставить эту проблему в обоснование необходимости менять систему закупок в принципе неверно.

Отдельно в записке Беняна указывается на то, что новый способ закупки «должен повысить ответственность исполнителя за соблюдением всего комплекса работ» и заставить оперативно решать возникающие в процессе исполнения контракты проблемы. «Принятие проекта постановления позволит сократить сроки исполнения мероприятий, исключит случаи нарушения заказчиками сроков приемки оборудования ввиду неготовности помещений», — резюмирует Бенян (https://minzdrav.samregion. ru/ 2022/ 04/ 14/ ot-14-04- 2022/).

Нет необходимости быть большим профессионалом в строительном деле, чтобы понять, что новые правила автоматически укрупнят госконтракты. Причем не только укрупнят, но и сделают их недоступными для подавляющего большинства сегодняшних участников рынка. Кроме того, как показывает практика, неплохо иметь еще и рычаги административного ресурса. Как правило, такие организации находятся под контролем крупных финансово-промышленных групп или госкорпораций. Тренд волне понятный в свете перспектив схлопывания рынка госзаказов из-за введения международных санкций и падения российской экономики. В первую очередь от этого рискуют пострадать именно крупные субъекты, находящиеся в полной зависимости от бюджетных вливаний. Проще говоря, пришло время перераспределять бюджетные потоки в пользу тех, кто имеет на это право, обеспечиваемое отечественным непотизмом.

Вице-губернатор — председатель правительства Самарской обл. Виктор Кудряшов обязательно подпишет проект постановления от 14 апреля, который в деталях разъяснил министр здравоохранения Самарской обл. Армен Бенян. Тем более что днем ранее, 13 апреля, Кудряшов подписал постановление правительства Самарской обл. №250, открывающее перед государственным заказчиком возможность по ходу исполнения работ или услуг менять условия контракта (https: //pravo.samregion.ru/ wp-content/ uploads/sites/2/2022/04/1304_250.pdf). Вплоть до его цены — например, по причине изменения стоимости материалов.