Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (838) | 25 апреля 2022г.
 

Дорогая привычка

Злостным неплательщикам приходится учиться жить без удобств

Алиса Кирсанова

На прошлой неделе управляющая компания (УК) ООО «ДЖКХ» г. Тольятти провела очередной рейд по злостным неплательщикам. Подача ресурсов была ограничена в 13 квартирах. Именно такие меры наиболее действенны для потребителей, избегающих взаимодействия со свой УК по вопросу просроченной задолженности. Как показывает статистика ООО «ДЖКХ», свыше 62% неплательщиков располагают возможностями исполнять свои финансовые обязательства по квартплате. Однако не делают этого. В итоге привычка не платить может обойтись очень дорого. Штрафные санкции, исполнительный сбор, затраты связанные с арестом имущества могут превышать 30% от накопленного долга.

Состоятельные должники

На сегодня дебиторская задолженность населения перед одной из крупнейших УК региона — ООО «ДЖКХ» г. Тольятти — составляет более 1,1 млрд р. У компании 86 тыс. лицевых счетов, из которых по 8 тыс. имеется задолженность. Если собственник свыше двух месяцев не вносит плату за ЖКУ, то эта задолженность, согласно постановлению правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг», обретает статус просроченной и с ней начинают работать специалисты. Вот как пояснил начальник отдела по работе с дебиторской и просроченной задолженностью ООО «ДЖКХ» Сергей Болтачев: «Мы прорабатываем ситуацию с неисполнением обязательств по каждому лицевому счету в индивидуальном порядке. И видим, что большинство должников просто пренебрегают своими обязательствами. Приведу конкретные данные. У нас долги по 8 тыс. лицевых счетов. Так вот, свыше 5 тыс. из них (т.е. 62%) — у жителей, имеющих стабильные доходы и имущество в виде дач и автомобилей».

УК ведет интенсивную работу с должниками. По состоянию на 15 апреля т.г., просроченная задолженность потребителей составляла 800 млн р. Из них на 700 млн р. компанией уже получены судебные решения о взыскании и дела находятся на исполнении у службы судебных приставов. За прошлый год было подано 2699 исков. По обязательствам на сумму около 100 млн р. в настоящий момент идут судебные процессы либо готовятся обращения в суды.

Наличие судебного решения позволяет привлечь к процедуре по взысканию средств службу судебных приставов. Приставы накладывают арест на банковские счета. Если это оказывается невозможным, то должника ожидает процедура по конфискации имущества, в т.ч. и автомобиля. Практика показывает, что когда неплательщик оказывается перед угрозой ареста имущества, то находит возможность рассчитаться по долгам. В противном случае должника после исполнения процедуры по конфискации имущества ожидают солидные дополнительные расходы. Если был арестован автомобиль, то это оплата услуг по перевозке и хранению автомобиля. Плюс исполнительный сбор в 7% от размера долга.

Так вышло и 15 апреля. В этот день состоялся очередной совместный рейд специалистов УК и приставов ОСП Автозаводского р-на г. Тольятти. Один из неплательщиков проживает по ул. Дзержинского, 38. Ему было сообщено, что готовится процедура по изъятию автомобиля. В итоге должник, который с 2014 г. ни разу не оплачивал квитанции за капремонт общего имущества МКД и не шел на контакт с УК, подписал соглашение на погашение долга в рассрочку.

Нет оплаты — нет и света

Постановление правительства РФ №354 наделяет УК правом приостанавливать предоставление коммунальных услуг при наличии у потребителя задолженности в размере свыше двух месяцев. Данная мера воздействия не требует судебного решения, а реализуется по процедуре предварительного уведомления неплательщика. «Мы понимаем, что бывают разные жизненные ситуации. Поэтому в каждом случае, когда мы видим, что образовалась просрочка по платежам свыше двух месяцев, мы направляем уведомление. Гражданам предоставляется 20 дней, чтобы обратиться к нам для составления соглашения о рассрочке платежа. Учитываем все обстоятельства обратившегося, даем консультацию, как можно оформить субсидии на жилищно-коммунальные услуги и пр.

Нам важно, чтобы мы пришли к компромиссу», — пояснил Болтачев. Для удобства граждан службы по работе с населением УК ООО «ДЖКХ» действуют в каждом районе города: на Цветном б-ре, 15, на б-ре Курчатова, 11. на ул. Победы, 41, и на ул. Мурысьева, 90.

Ограничение по предоставлению ЖКУ вводится только в том случае, когда неплательщик игнорирует общение с УК. В основном ограничивается подача электроэнергии, а в отдельных случаях и стоков. За прошлый год подача ЖКУ была ограничена 3957 неплательщикам, а с 1926 гражданами были заключены соглашения об уплате долга в рассрочку.

Между тем граждане даже после введения санкций не идут на контакт с УК. «После введения ограничений мы два раза в неделю проверяем квартиру на предмет самовольного подключения. В 70% случаях мы, к сожалению, фиксируем самовольное подключение к электроэнергии. Когда это происходит, мы вынуждены обращаться к участковому уполномоченному полиции, т. к. самовольное подключение и использование электрической энергии является административным правонарушением и влечет наложение штрафа от 10 тыс. до 15 тыс. р. А при повторном правонарушении — до 30 тыс. р.», — пояснили в УК.

Жители, пытающиеся получить доступ к ресурсам по неофициальной схеме, как показывает практика ООО «ДЖКХ», в 5% наносят ущерб общедомовому имуществу. В 2022 г. было зафиксировано два возгорания из-за попытки граждан обойти санкции. В первом случае возгорание охватило три этажа, во втором — сети сгорели по всему стояку и пострадала бытовая техника соседей. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Теперь у виновных лиц к долгам по квартплате добавились еще и серьезные имущественные требования от пострадавших соседей, а также штрафы за административное правонарушение. По совокупности плата за подобное халатное поведение может достигать 500 тыс. р.

Отдельное место в категории должников занимают жители квартир, находящихся в собственности у муниципалитета. В МКД, находящихся на управлении ООО «ДЖКХ», имеется 524 муниципальные квартиры. Суммарный долг по данному фонду составляет 163 млн р. Из них 141,5 млн р. числится за 406 квартирами, где проживают наниматели либо члены их семей, а 21,7 млн р. — за пустующими квартирами. Из расчета размера квартплаты в 4,5 тыс. р. в месяц можно установить, что наниматели муниципального жилья не платят свыше 6 лет.

Руководитель претензионной группы отдела по работе с дебиторской и просроченной задолженностью ООО «ДЖКХ» Альбина Слабун корреспонденту Областного аналитического еженедельника «Хронограф» изложила ситуацию с арендаторами муниципального жилья следующим образом: «По муниципальному жилью также имеются судебные решения. По закону собственник, т.е. город, обязан проводить процедуру по выселению недобросовестных нанимателей в жилье меньшей площади. Тем не менее такой практики в нашем городе нет. В основном наниматели — это люди, не имеющие постоянных доходов и имущества. Приставы просто ничего не могут сделать, а от города мы слышим, что мы должны активно убеждать таких граждан. Для понимания ситуации скажу, что по многим таким гражданам полиция и ТОС завалены жалобами жильцов на их асоциальное поведение».

Выход есть

Собственники и пользователи жилых помещений в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ имеют право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Такое право появилось в законодательстве еще в 2006 г. Оно доступно гражданам, чьи расходы на квартплату превышают 22% от совокупного дохода семьи, а в отдельных случаях и 10% от доходов.

Есть и солидный перечень федеральных и региональных нормативных актов, регламентирующих предоставление льгот по оплате ЖКУ. Существующие меры поддержки граждан предоставляются только после личного обращения.

На обслуживании УК ООО «ДЖКХ» находится порядка 3000 лицевых счетов, на которые начисляются субсидии либо предоставляются льготы. Обязательным условием при получении государственной поддержки является отсутствие задолженности за ЖКУ. УК раз в месяц обязана представлять информацию о состоянии лицевых счетов льготников в администрацию города. Получается, что даже простая халатность со сроками внесения коммунальных платежей может лишить человека социальной помощи.

«Считаем важным, чтобы наши жители понимали: наша УК всегда поддерживает тех, кто готов к диалогу. Важно знать, что есть способ не утратить возможность получения льгот. Надо незамедлительно обратиться в отделы по работе с населением, сообщить о проблеме, заключить соглашение о рассрочке задолженности на подходящий период. УК, в свою очередь, уведомляет о данном соглашении соответствующую службу, и для вас возобновляется действие мер поддержки», — заверили в ООО «ДЖКХ».

Не менее лояльную политику УК ООО «ДЖКХ» реализует и в адрес жителей, готовых распрощаться со статусом должника, которые уже успели накопить не только солидную задолженность, но и внушительные штрафные санкции. Санкции начинают применяться с 31-го дня, следующего за днем наступления оплаты. С этого момента появляется обязанность уплачивать УК пени. С 91-го дня просрочки коэффициент, используемый для расчета пеней, увеличивается в 2,3 раза. При этом коэффициент увязан со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. 28 февраля ЦБ РФ принял решение повысить ключевую ставку с 9 до 20% годовых, впоследствии она была снижена до 17%.

Однако УК ООО «ДЖКХ» не использовала данную возможность для воздействия на должников, поскольку правительством РФ была озвучена позиция, что это недопустимо. Хотя со стороны ряда поставщиков ресурсов не последовало аналогичного решения в адрес УК. «На сегодня ресурсоснабжающие организации в адрес УК начисляют пени исходя из действующей ставки рефинансирования. В данном плане УК оказались ущемлены в правах. Мы платим штрафные санкции, несем судебные расходы по долгам за те ресурсы, которые потребили жители. И еще не имеем возможности получить полное возмещение своих затрат со стороны самих потребителей. И все же, когда мы видим, что потребитель настроен на то, чтобы рассчитаться по долгам за ЖКУ, мы предлагаем не только рассрочку. Жители могут к нам обратиться с заявлением о списании части неустойки. Когда есть достаточные основания, ООО «ДЖКХ» списывает неустойку в полном объеме. Ведь бывают ситуации, когда размер неустойки превышает и 100 тыс. р.», — пояснил нюансы взаимодействия с собственниками генеральный директор ООО «ДЖКХ» Виктор Попов.

Комментарии

Виктор ПОПОВ, генеральный директор ООО «ДЖКХ» г. Тольятти

- На текущий момент на законодательном уровне так и не урегулирован вопрос в отношении задолженности населения за ЖКУ, которую невозможно взыскать даже при наличии положительного решения суда. Эта задолженность создает убытки управляющим организациям, что дестабилизирует нашу деятельность. Доля такой задолженности в общем объеме начислений примерно 5%, что около 70 млн р. в год. При этом УК несет обязательства перед ресурсниками за потребленные гражданами коммунальные услуги в полном объеме. Несмотря на то, что дебиторская задолженность населения превышает уже миллиард рублей, ООО «ДЖКХ» прилагает все усилия для расчета с поставщиками. Так, на текущий момент долг перед поставщиками ресурсов составляет 400 млн р.