Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (843) | 14 июня 2022г.
 

Социальная токсичность аммиака

«Тольяттиазот» оптимизируется в реалиях нового времени

ИА «Центр-Инфо»

8 июня 2022 г. Областной союз «Федерация профсоюзов Самарской обл.» (ФПСО) сделал неожиданное заявление относительно возникших предположений о вариантах высвобождения сотрудников ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ). Не менее симптоматичного содержания оказалось обезличенное сообщение от пресс-службы ТОАЗа, поступившее в адрес Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф». Судя по всему, генеральный директор ТОАЗа Анатолий ШАБЛИНСКИЙ всерьез озадачился урегулированием проблем предприятия.

Геополитический аспект

27 мая 2022 г. ПАО «ТОАЗ» распространило пресс-релиз о заключении договора с ООО «Уралхим-Транс» с целью развития собственной железнодорожной инфраструктуры. Еще раньше, 25 апреля 2022 г., ТОАЗ сообщил о намерениях увеличить свой парк железнодорожных вагонов для перевозки аммиака в 2022 г. Вопрос стал актуальным после того, как прекратилась транспортировка аммиака посредством аммиакопровода «Тольятти — Одесса». ТОАЗ был вынужден приостановить работу, по официальной версии — 4-х, по неофициальным данным — 5-и из 7-и агрегатов аммиака. Остальные агрегаты переведены в режим пониженной нагрузки. Подобного рода решения способны сказаться на занятости персонала.

Согласно сведениям годового отчета ПАО «ТОАЗ» за 2020 г., около 70% общего объема производимой продукции ТОАЗа экспортируется. В 2020 г. выработка аммиака превысила 3 млн т, было реализовано на экспорт более 2 млн т аммиака. Основной экспортной артерией отгрузки аммиака считался аммиакопровод «Тольятти — Одесса».

В начале 2000-х гг. прошлого века ТОАЗ начал реализацию крупномасштабного проекта по строительству собственного морского терминала по отгрузке аммиака в порту Тамань Краснодарского края. По ряду причин административного характера проект до сих пор не реализован. Вместе с тем в настоящее время данный объект можно было бы считать ключевым аспектом в процессе восстановления процесса экспортной отгрузки продукции ТОАЗа.

На неофициальном уровне возникла информация, что руководство ТОАЗа якобы могло принять решение командировать на достройку терминала технический персонал находящихся в простое агрегатов. Решение можно было бы считать рациональным, если бы такой шаг укладывался в канву общемировых трендов. Имеется в виду рост спроса на минеральные удобрения, в т.ч. карбамида и аммиака, производимые ТОАЗом.

К этому следует добавить «обвальное» укрепление рубля, которое ОАЕ «Хронограф» прогнозировал (см. «Хронограф» №18 (842) от 6.06.22). 9 июня т.г. доллар пробил очередной психологический барьер — 60 р. В ответ Кремль фактически отказался от обязания экспортеров продавать валютную выручку. Результата эта мера не принесла. Дело в том, что базовой причиной укрепления национальной валюты называется избыточный положительный внешнеторговый баланс (импорт падает быстрее экспорта). При этом рост цен на углеводороды не оставляет перспектив перелома данного тренда (https://www.rbc.ru/econom ics/09/06/2022/62a201e69a79478f6a

a4c51c?from=from_main_3). Скорее следует ожидать дальнейшего снижения импорта, т.к. зарубежные поставщики теперь будут уходить из РФ не из соображений солидарности с Украиной, а просто из-за падения рентабельности присутствия на российском рынке. Таким образом, российские экспортеры оказываются перед небогатым выбором. Либо продолжать (кто, конечно, еще может) продавать свою продукцию за валюту, накапливая внутри страны токсичную валютную массу, либо пытаться продавать продукцию за рубли, что равнозначно раздаче даром. В данной ситуации разумнее вспомнить исторический опыт России (например, XV в.) и прекратить экспорт вообще. Сейчас это звучит дико, но вполне возможно, что к осени дело до этого и дойдет.

ФПСО проблем не ищет

В то же время необходимо учитывать следующие факторы. Начало спецоперации российских войск на Украине послужило поводом не только для прекращения прокачки аммиака через аммиакопровод «Тольятти — Одесса».

Агрегаты аммиака ТОАЗа были остановлены в конце февраля 2022 г.
Агрегаты аммиака ТОАЗа были остановлены в конце февраля 2022 г.

Западными странами было введено эмбарго на покупку минеральных удобрений, произведенных российскими предприятиями. Таким образом, ТОАЗ утерял статус экспортно ориентированного предприятия, и инвестиции в проект достройки таманского терминала утеряли смысл. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Внутренний рынок вряд ли способен потребить экспортные объемы ТОАЗа, даже если ООО «Уралхим-Транс» бросит все силы на перевозку продукции тольяттинского завода. В этом свете командирование специалистов ТОАЗа в Тамань могло бы помочь решить скрытые цели сегодняшних бенефициаров корпорации. В качестве наиболее правдоподобной версии будет не липшим рассмотреть предположение о том, что подобным методом можно было бы ненавязчиво снизить штатную численность.

Надо думать, что далеко не все специалисты химпрома с энтузиазмом встретят перспективу отбыть в иной субъект РФ для выполнения непрофильной работы. В данном случае было бы логично увидеть альтернативные предложения работодателя. Тольятти знает примеры, когда юристы крупных предприятий организовывали всевозможные схемы, маскирующие процессы избавления от ставших лишними сотрудников. В частности, руководство АО «АВТОВАЗ» сумело сократить штат предприятия более чем в 2 раза. Причем ни разу речи не шло о прямом сокращении штата автогиганта или о нарушении норм Трудового кодекса (ТК) РФ.

Не менее актуальными могут быть опасения, что в случае откомандирования работников завода в Тамань не все специалисты вернутся в Тольятти штатными сотрудниками ТОАЗа. Для того чтобы развеять надуманные сомнения, ОАЕ «Хронограф» обратился за комментариями к генеральному директору ПАО «ТОАЗ» Анатолию Шаблинскому и председателю ФПСО Дмитрию Колесникову.

ТОАЗ официального ответа на запрос «Хронографа» не представил. Информация была доведена в виде некой записки, поступившей 2 июня на электронный адрес ОАЕ «Хронограф» с электронного адреса «Пресс-служба ПАО «ТОАЗ»». При этом безымянные авторы шпаргалки, адресованной «Хронографу», посчитали уместным сделать следующее уточнение: «В ответ на Ваш запрос №326 от 1 июня 2022 г. сообщаем, что информация не соответствует действительности, а слухи и сплетни пресс-служба ПАО «ТОАЗ» не комментирует».

Из данной наспех оформленной записки абсолютно неясно, о какой не соответствующей действительности информации идет речь, поскольку в тексте запроса упоминались и общемировые тренды по минеральным удобрениям, и приостановка деятельности агрегатов аммиака, и другие тезисы, приведенные выше в данной статье. Вместе с тем, несмотря на то что представленные сведения не изобилуют подробностями, из пояснений пресс-службы ТОАЗа стало известно, что «специалисты завода» (без пояснения компетенций этих специалистов. – Прим. ред.) все же задействованы в решении вопроса по таманскому порту: «Что касается окончания строительства порта в Тамани — в настоящий момент проходит аудит его состояния с привлечением в т.ч. специалистов завода». Попытка анонима из «пресс-службы ПАО «ТОАЗ»» прикрыться лапидарностью стиля все же дала основание поднять еще одну важную для работников завода тему. По крайней мере для «специалистов завода», направляемых в Тамань для т.н. проведения аудита.

Любая командировка сотрудника требует производить расчет с ним по формуле, отличающейся от той, по которой он получает зарплату на своем основном месте работы. Гарантию прав работника регламентируют пул статей (166-169) из гл. 24 «Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки...» ТК РФ. Несмотря на внешнюю видимость глубины проработки, изложенные в них формулировки носят скорее рамочный характер, оставляя работодателю возможность для импровизаций. Причем они могут быть использованы как в сторону увеличения итогового дохода командированного работника, так и в минус.

В зависимости от статуса командированного и задач самих командировок. Нетривиальность формулы расчета командировочных тому основание. Плюс особенности расчета т. н. суточных с необходимостью отчитаться в дальнейшем за каждый рубль. С трудом верится, что топ-менеджмент теряет в зарплате от постоянных командировок. В то же время вряд ли можно утверждать это о линейном персонале. Тем более в условиях, когда у работодателя появляется возможность отправить работников в командировку из-за проблемы обеспечения занятости по основному месту. Причем далеко не факт, что по месту командировки сотруднику всегда могут быть созданы ожидаемые им условия труда и отдыха. Важная деталь. Колесников уклонился от ответа на вопрос ОАЕ «Хронограф»: «Каким образом вы будете защищать права работников ТОАЗа, если они будут нарушены в порту Тамани?»

Как в итоге будет обстоять дело с оплатой труда командированных из числа линейного персонала в ПАО «ТОАЗ», пока судить сложно. Должно пройти от одного до двух месяцев, чтобы они смогли оценить разницу, сравнив расчетные листы. Тем не менее те, кто имел опыт длительных командировок во времена СССР, отмечали, что первый месяц эйфории (в т.ч. от внезапно «упавших с неба» суточных) сменялся осознанием явного снижения уровня оплаты. Естественно, что во времена СССР в командировку сотрудников отправляли совсем не для того, чтобы довести их до увольнения. Да и вряд ли новый гендиректор ТОАЗа Шаблинский готов руководствоваться методами красных директоров. К примеру, таких как Владимир Махлай.

Откровения профсоюза

Ответ ФСПО подтвердил, что профсоюз в курсе происходящего на ТОАЗе. Во всяком случае, в областной федерации почти слово в слово повторили информацию относительно привлечения специалистов ТОАЗа к решению вопроса по таманскому порту, при этом не забыв дополнить, что процедура проходит «с соблюдением всех норм трудового законодательства».

Кроме того, в ФСПО сделали квазиоткрытие, сообщив в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф», что: «Профсоюзный комитет ПАО «Тольяттиазот» осуществляет на постоянной основе контроль за соблюдением социально-трудовых прав работников предприятия. Все локальные нормативно-правовые акты проходят согласование с профсоюзным комитетом завода». Было бы любопытно узнать, а что, если бы заводской профсоюз неожиданно восстал против администрации предприятия и отказался согласовывать локальные акты, неважно какого толка. На этом фоне у экспертов «Хронографа» не вызвало удивление заявление ФСПО о том, что ни к ним, ни в Росхимпрофсоюз не поступали обращения работников по вопросам нарушения трудовых прав.

Отдельного внимания заслуживает другое неожиданное заявление, сделанное от имени ФСПО. В областной федерации профсоюзов отписали ОАЕ «Хронограф»: «Федерация профсоюзов Самарской обл. совместно с Самарской областной организацией Росхимпрофсоюза сообщает, что информация о проведении мероприятий по сокращению численности или штата сотрудников ПАО «Тольяттиазот» отсутствует». Следует пояснить, что ОАЕ «Хронограф» адресовал Колесникову вопросы совершенно иного рода, никоим образом не затрагивая термин «сокращение штата». Вопросы были сформулированы следующим образом: «Что вам известно об отправке работников химпрома на достройку терминала ПАО «ТОАЗ» в порту Тамани? Каково общее количество сотрудников корпорации ТОАЗ в настоящее время, не задействованных по своему прямому профилю в связи с частичной остановкой производственных мощностей? Как осуществляется начисление заработной платы в случае отправки работника в командировку?» и др.

Прямого вопроса о перспективах сокращения штата работников ТОАЗа не ставилось. Однако именно эту тему профсоюзники самостоятельно определили как самую актуальную и вынесли в начало своего письма. Чего ни Шаблинский, ни его подчиненные делать не стали. Видимо, генеральный директор ТОАЗа и его команда действительно заняты насущными вопросами оптимизации работы химпредприятия, вынужденного приспосабливаться к новым условиям функционирования.