Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (846) | 4 июля 2022г.
 

В драме разыграли фарс

После информатаки Хинштейна Филиппов занял пост директора драмтеатра

Татьяна Федорова

С 27 июня пост директора ГБУК Самарской обл. (СО) «Самарский академический театр драмы им. М. Горького» (драмтеатр) занял Сергей ФИЛИППОВ, до этого возглавлявший ГБУК СО «Самарский академический театр оперы и балета» (САТОБ). Этому событию активно способствовал депутат Госдумы (ГД) РФ от Самарской обл. Александр ХИНШТЕЙН, разыгравший целую комбинацию. Борьба за место директора театра объясняется запланированными миллиардными вложениями в его реконструкцию. Параллельно депутат нанес удар по позициям министра культуры Самарской обл. Татьяны МРДУЛЯШ. Это было похоже на реакцию народного избранника на удаление его от дел самарского филиала Третьяковской галереи.

Вышли на поклон

Назначению Сергея Филиппова на должность директора драмтеатра предшествовала определенная цепь событий. 21 июня в своем телеграмм-канале Александр Хинштейн сообщил: «Оказывается, в одном из ведущих театров Самары — в Академическом драмтеатре им. Горького — введен запрет на публичную демонстрацию буквы Z». Депутат рассказал, что к нему на прием пришел заслуженный артист РСФСР Юрий Машкин, рассказавший, что нарисовал пальцами в воздухе Z при выходе на поклон после спектакля. Якобы после этого он подвергся давлению руководства. По информации Хинштейна главный режиссер театра Михаил Лебедев выразил 81-летнему актеру неудовольствие его поступком, заявив: «В зале наверняка были люди с другой позицией, и это их могло оскорбить». Новость о том, что в драм театре запрещают символ специаль ной операции, моментально была растиражирована ведущими информационными агентствами и новостными порталами. Региональному министерству культуры пришлось оправдываться, но уже было поздно: разыгранная комбинация достигала своей цели.

24 июня на официальном сайте министерства культуры Самарской обл. была опубликована информации о назначении Сергея Филиппова директором драмтеатра. Дата официального вступления в должность  — 27 июня. «Его лидерские качества, профессиональные навыки, знание специфики работы государственных учреждений культуры и его опыт работы на посту директора Самарского академического театра оперы и балета им. Шостаковича позволят стабилизировать ситуацию и задать правильные векторы дальнейшего развития театра»,  — отмечено в пресс-релизе минкульта. Четко обозначены задачи Филиппова на новом посту: «Как опытный управленец с обширными связями на региональном и федеральном уровне, он сможет удержать театр на высоком профессиональном уровне. Впереди предстоит работа по завершению проектирования и организация работы театра на период реконструкции» (https:// mincult. samregion. ru/ press_centr/ novosti/ direktorom- samarskogo- akademicheskogo- teatra- dramy- imeni- m- gorkogo- naznaclien- filippov- sergej- vasilevich/).

«Экс-министр культуры Самарской области Сергей Филиппов экстренно направлен разгребать «авгиевы конюшни» в областном драмтеатре на фоне скандала с запретом буквы Z», — прокомментировал назначение депутат Хинштейн.

Миллиарды под правильный контроль

Сергей Филиппов получил новый пост в результате применения ранее отработанной вместе с Александром Хинштейном схемы. На рубеже 2020-2021 гг. эта схема позволила добиться досрочной отставки министра культуры Самарской обл. (2019-2021 гг.) Бориса Илларионова, прибывшего в Самару из г. Санкт-Петербурга. Его было принято считать ставленником председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко (см. «Хронограф» №34 (727) от 21.10.19). Суть схемы заключалась в следующем. 15 октября 2020 г. в стенах возглавляемого Филипповым САТОБ состоялось мероприятие, получившее в дальнейшем известность как «детский кордебалет». На следующий день, 16 октября, Хинштейн написал: «История с «крепостными балеринами» становится все отвратительнее. Оказывается, детей еще и отпросили с уроков в школе, а родителям сказали, что будет конкурс-концерт. Одной прокурорской проверкой тут не обойтись» (см. «Хронограф» №36 (772) от 26.10.20). На истинную цель скандала указывало то, что Илларионов до назначения министром в Самарскую обл. занимал должность заведующего кафедрой балетоведения ФГБОУ ВО «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой» (г. Санкт-Петербург), был кандидатом искусствоведения, балетоведом, балетным критиком. Таким образом, выстраивался ассоциативный ряд, который и поставил крест на самарской карьере Илларионова (см. «Хронограф» №40 (776) от 2311.20).

Филиппов и Хинштейн знакомы со времен губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова. Причем в период правления Артякова их взаимодействие могло начаться с совместных разработок и внедрения политтехнологий на выборах всех уровней. В 2008 г. Филиппов занял пост руководителя управления департамента информационной политики аппарата правительства Самарской обл. При Артякове это подразделение участвовало в формировании внутренней политики в регионе. Именно при Артякове в Самарской обл. появился депутат ГД РФ от Нижегородской обл. Александр Хинштейн. Его помощник Сергей Пименов сразу оказался в числе советников губернатора Артякова по информационным вопросам. В тот период Филиппова. Хинштейна и Пименова можно было увидеть почти во всех предвыборных штабах партии «Единая Россия». Более того, с 2011 г. Хинштейн стал избираться в ГД РФ исключительно от Самарской обл. В этом усматривается немалая заслуга Филиппова.

Интриги вокруг должности директора драмтеатра начались в 2020 г. — после смерти прежнего руководителя (2018-2020 гг.) Валерия Мелешина (1951-2020 гг.). Как раз в это время стало понятно, что проектированием реставрации драмтеатра займутся лица из ГК «Волгатрансстрой», подконтрольной Вячеславу Сонину. В целом работы по реконструкции и реставрации, по разным оценкам, могут потребовать до 10 млрд р. В значительной степени это зависит от результатов проектно-изыскательских работ.

Находясь на посту министра культуры, Борис Илларионов в феврале 2020 г. назначил директором драмтеатра Яну Егорову, знакомую ему по совместной работе в Санкт-Петербурге. В должности директора драмтеатра она продержалась менее года (28 февраля — 1 декабря 2020 г.). Далее в статусе и.о. директора театром руководила (1 декабря 2020 г. — 8 марта 2022 г.) Татьяна Коньшина.

Прибывшая 17 февраля 2021 г. на пост министра культуры Татьяна Мрдуляш более года подбирала кандидатуру на пост директора драмтеатра. Наконец, 9 марта 2022 г. был представлен бывший министр культуры Пермского края (2018-2021 гг.) Вячеслав Торчинский (см. «Хронограф» №8 (832) от 14.03.22).

Он проработал в этой должности до начала июня. За это время Торчиснкий успел дать несколько интервью, в которых рассуждал в т.ч. о предстоящей реконструкции театра и даже называл приблизительную стоимость работ (см. «Хронограф» №19 (834) от 14.06.22). «В самом начале оценка проекта была полтора миллиарда, а теперь из-за повышения цен на стройматериалы полный проект стоит пять миллиардов. Это объективная ситуация. Теперь у нас есть эскизное решение, которое устраивает всех — от художественного руководителя до проектировщиков. Дальше министерство культуры и правительство будут пытаться получить федеральные деньги. Тогда, получается, в 2023-2024 гг. могут начаться работы», — заявил 11 апреля т.г. Вячеслав Торчинский в интервью сетевому изданию «Кому на Волге» (Учредитель — ГАУ СО «Самарское областное вещательное агентство») (https:// komunavolge.ru/ stories/ culture/ direktor- samarskogo- dramteatra- ya- s- raznitsey- v- nedelyu- byl- na- tartyufe- i- oba-raza- videl- polnyy- zal- eto- fenomen).

19 апреля, спустя неделю после этого интервью государственному СМИ, Вячеслав Торчинский собрал театральный коллектив якобы попрощаться. Ощущение плетущихся за спиной интриг явно не давало ему покоя. Вполне возможно, что и к этому мог приложить руку Александр Хинштейн. После увольнения Торчинского в своем аккаунте Хинштейн написал: «Показательно, что прежний директор театра Вячеслав Торчинский — человек из команды небезызвестного Марата Гельмана — был приглашен из Перми по рекомендации видного сторонника несистемной оппозиции и несостоявшегося главрежа театра «СамАРТ» Владимира Гурфинкеля. К той же команде относится и главреж Михаил Лебедев, также переехавший в Самару из Перми». Судя по всему, следующим на выход из театра станет именно Михаил Лебедев. Новому директору Филиппову не составит труда найти способ сделать это. Тем более что Хинштейн уже два раза успел пройтись по личности Лебедева.

Таким образом, Сергей Филиппов и Александр Хинштейн, похоже, надеются, что процесс освоения миллиардов рублей налогоплательщиков под видом реконструкции драмтеатра будет идти под их присмотром. О предстоящей реконструкции самарского театра драмы начали говорить еще в марте 2018 г. Эту идею активно лоббировал как раз Сергей Филиппов. В ранге министра культуры Самарской обл. (2015-2019 гг.) Филиппов встречался с на тот момент заместителем председателя правительства РФ (2012-2020 гг.) Ольгой Голодец и заместителем министра культуры РФ Николаем Малаковым. Тогда Ольга Голодец поручила Министерству культуры РФ и правительству Самарской обл. подготовить проект реконструкции театра и обеспечить финансирование работ (см. «Хронограф» №1 (782) от 18.01.21).

Смена риторики

Принято считать, что кандидатура Татьяны Мрдуляш на посту министра культуры Самарской обл. была активно поддержана Александром Хиншгейном. Это подтверждается тем, что до февраля-марта т.г. депутат давал исключительно положительные оценки ее деятельности. Потом что-то изменилось. Оценивая ситуацию с актером Юрием Машкиным, 21 июня Хинштейн в своем телеграм-канале отметил: «К сожалению, это не первый пример того, что обстановка в сфере региональной культуры за последние год-полтора заметно радикализовалась, а протестные настроения как будто нарочно здесь культивируются». Подобное откровение Хинштейна шло явно не в пользу Татьяны Мрдуляш.

До этого 2 апреля Хинштейн в своем телеграм-канале обращал внимание: «Неслучайно в числе подписантов «антивоенных» и «антипутинских» интернет-петиций было немало работников самарских учреждений культуры, в организации «антивоенного» перформанса «Без слов. Нет войне» участвовали сотрудники Самарской Третьяковки (увы, мне), а худруком театра СамАРТ едва не стал открытый борец с «путинским режимом» Владимир Гурфинкель». «Почему все эти люди пользовались неприкрытой поддержкой самарского минкульта — вопрос открытый. Думаю, очень скоро мы на него ответим», — словно угрожая, подытожил Хинштейн 24 июня свое сообщение в телеграм-канале о назначении Филиппова директором драмтеатра. В распоряжении Областного аналитического еженедельника «Хронограф» имеются скриншоты этих сообщений.

Золотая «фабрика-кухня»

Вполне возможно, что разногласия у Мрдуляш и Хинштейна связаны с Самарским филиалом ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» (далее — Государственная Третьяковская галерея), разместившимся в историческом здании Фабрики-кухни завода им. Масленникова. С 2015 г. Татьяна Мрдуляш (дочь заместителя председателя правительства РФ (2012-2020 гг.) Ольги Голодец, курировавшей социальный блок правительства РФ, в т.ч. и минкульт), работала в Государственной Третьяковской галерее, в последние годы до назначения министром Самарской обл. занимала пост заместителя генерального директора ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» по развитию музея. Нелишним будет напомнить, что, как было указано выше, именно в этот период Сергей Филиппов лоббировал реконструкцию самарского театра драмы и встречался с Ольгой Голодец.

В Самаре Мрдуляш впервые появилась 30 августа 2020 г. В тот день Татьяна Мрдуляш в ранге заместителя генерального директора по развитию Государственной Третьяковской галереи вместе с помощником президента РФ, председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским, губернатором Самарской обл. Дмитрием Азаровым и Александром Хинштейном приняла участие в совещании в здании бывшей фабрики-кухни в Самаре. Ранее, в апреле 2019 г., она принимала участие в заседании рабочей группы по вопросу сохранения и дальнейшего использования объекта «Фабрика-кухня завода им. Масленникова», которое проходило в Москве под председательством заместителя Министра культуры РФ Сергея Обрывалина и, конечно же, при участии Александра Хинштейна. Проект размещения в здании Фабрики-кухни завода им. Масленникова филиала Третьяковки предусматривал многомиллиардное финансирование.

Проект по реставрации здания фабрики-кухни у Хиншейна зародился еще в 2011 г., когда он стал депутатом ГД РФ от Самарской обл. VI созыва (2011-2016 гг.). Губернатор Артяков приветствовал инициативу Хинштейна. При губернаторе Артякове завершилась масштабная реконструкция здания САТОБ, ценою более 4 млрд р. Соответственно, ближайшее окружение Артякова более кого-либо было заинтересовано начать после САТОБ реконструировать что-нибудь не менее капиталоемкое.

«Челночить» в Москву с идеей реставрации здания фабрики-кухни Хинштейн начал еще в 2012 г., когда министром культуры (2012-2020 гг.) стал Владимир Мединский. Кстати, они знакомы достаточно давно: еще в 2010 г. совместно написали книгу «История мировых кризисов».

Во исполнение задуманного Хинштейн добился изъятия здания фабрики-кухни у бывшего собственника ООО «РГС Управление активами», после чего здание получило статус федерального памятника архитектуры. Были выделены средства на реконструкцию по линии Министерства культуры РФ. Однако в 2016 г., после того как губернатор Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин избавился от присутствия Хинштейна в регионе, все работы прекратились и объект был законсервирован. После прихода 25 сентября 2017 г. на должность губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова Хинштейн вновь активизировался в отношении фабрики-кухни. В сентябре 2018 г. Минкультуры РФ при Мединском одобрило инициативу создания на базе самарской фабрики-кухни филиала Государственной Третьяковской галереи. Специализацией филиала должно стать искусство XX-XXI вв. Официальный приказ о создании в Самаре филиала Государственной Третьяковской галереи был подписан 19 августа 2019 г. на тот момент министром культуры РФ Владимиром Мединским.

Стоимость работ по реставрации здания фабрики-кухни под филиал Третьяковки, по предварительным оценкам, только из федерального бюджета составляла 1,5 млрд р. Изначально филиал планировали открыть в начале 2021 г., но, вполне закономерно, не хватило средств. Хотя нельзя исключить и фактор ротации министров. Торжественный момент обещают организовать теперь в 2023 г.

Смена реставратора

В октябре 2019 г. был объявлен конкурс с ограниченным участием в электронной форме №0373100115419000379. Объект закупки — «Проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения здания «Фабрика-кухня завода им. Масленникова, архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г.» по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 149». Заказчиком выступало ФГКУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Цена контракта составила 1,38 млрд р. Победителем было признано АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (ИНН 7706425583, МНРХУ). Директором общества с 2020 г. записан Алексей Пахомов. АО «МНРХУ» становилось поставщиком в 189 государственных контрактах на сумму 12,16 млрд р. В 2021 г. организация получила выручку в сумме 1,7 млрд р., прибыль составила 2,5 млн р. Одним из членов совета директоров АО «МНРХУ» является заместитель председателя правления ПАО Банка «Открытие» Евгений Данкевич.

2 марта 2022 г. Александр Хинштейн заявил, что на реконструкцию здания фабрики-кухни направили еще 900 млн р. «Минкультом России принято решение увеличить финансирование еще на 900 млн р. Этих средств хватит, чтобы в полном объеме провести реставрацию. Ее завершение запланировано на ноябрь 2022 г.», — сообщило 2 марта ГАУ СО «Самарское областное вещательное агентство» со ссылкой на депутата (https://sovainfo.ru/ news/ v- samare- na- rekonstruktsiyu- zdaniya- fabriki- kukhni- napravili- eshclie- 900- mln- rubley/ ?ysclid= 14xt 3kej 51477272284). Вполне возможно, что у Александра Хинштейна и Татьяны Мрдуляш сложились разные версии видения того, как следует осваивать эти средства.

24 февраля 2022 г. на сайте Единой информационной системы в сфере закупок были опубликованы условия открытого конкурса в электронной форме №0173100007722000040. Объект закупки — «Продолжение проведения реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения здания «Фабрика-кухня завода им. Масленникова, архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г.» по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 149». Заказчиком выступило министерство культуры РФ. Начальная цена контракта составила 569,92 млн р. Заявки принимались до 11 апреля 2022 г. Судя по опубликованному протоколу было подано две заявки — от ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ЦНРПМ) и от ООО «РСК «Гефест». Директором и учредителем ООО «РСК «Гефест» записан Данила Чулюкин. В 2021 г. организация получила выручку в сумме 990 млн р., прибыль составила 4 млн р. Директором ЦНРПМ, согласно данным ЕГРЮЛ, записан Александр Вавилин, учредителем Министерство культуры РФ. В 2021 г. организация получила выручку в сумме 1,1 млрд р. и показала прибыль 10,2 млн р. В итоге победителем было признано ФГУП ЦНРПМ, которое будет выполнять работы за 569,8 млн р.

Не исключено, что смена реставратора фабрики-кухни и стала предметом разногласий между Хинштейном и Мрдуляш. Вполне возможно, что, продвигая Татьяну Мрдуляш на должность министра культуры, Александр Хинштейн надеялся закрепить за собой полный контроль ее деятельности. Однако очень быстро Мрдуляш показала, что способна принимать самостоятельные решения. Что, в общем-то, неудивительно. Мрдуляш до настоящего момента явно пользуется поддержкой руководства Третьяковской галереи, тем более что ее мать, Ольга Голодец, входит в попечительский совет музея. Стоит сказать, что состав попечительского совета у музея производит впечатление. В него входят председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, генеральный директор ООО «ПСФ «КРОСТ» Алексей Добашин, председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов, председатель правления, президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев, председатель ПАО «Промсвязьбанк» Петр Фрадков, президент АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Ашот Хачатурянц и другие не менее статусные лица. Татьяна Мрдлуяш имеет возможность общения с представителями финансово-промышленных групп федерального уровня, а вот депутат Хинштейн вряд ли будет иметь подобный шанс.

Примечательно, что 2 июня на странице Самарского филиала Государственной Третьяковской галереи в соцсети «ВКонтакте» опубликована информация о том, что Благотворительный фонд Владимира Потанина подвел итоги первого цикла грантового конкурса «Индустриальный эксперимент». Здесь важно напомнить, что свой карьерный рост Ольга Голодец, мать Татьяны Мрдуляш, начинала именно на ОАО ГМК «Норникель» Владимира Потанина. В числе победителей конкурса оказался проект «Музей Фабрики-кухни». «Музей будет опираться на локальные материалы и методы нового краеведения. Проект предполагает сбор экспонатов среди местного сообщества, использование личных историй и формирование архива устной истории. Музей должен открыться вместе с первой выставкой филиала в 2023 г.», — сообщается на странице (https://vk.com/ tretyakovgallery_ smr?ysclid= 14wuru а9г4381189742). Александр Хинштейн никак не прокомментировал данное сообщение.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.