Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (846) | 4 июля 2022г.
 

Футбольный шлейф

Счетная палата проверила деятельность Фонда капремонта

ИА «Центр-Инфо»

15 июня Счетная палата Самарской обл. (СПСО) сообщила о нарушениях, выявленных в ходе проверки деятельности некоммерческой организации (НКО) «Региональный оператор Самарской обл. «Фонд капитального ремонта» (ФКР, Фонд). Несмотря на предоставляемые субсидии, НКО «ФКР» терпит убытки. Есть основания полагать, что это последствия решений времен губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая МЕРКУШКИНА, указавшего Фонду взять почти 2 млрд р. в кредит для ремонта фасадов домов к ЧМ-2018. Сегодня ответственность за все это лежит на генеральном директоре НКО «ФКР» Александре КОНСТАНТИНОВЕ (на фото).

Нагрянули с проверкой

В ходе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности НКО «ФКР» было установлено, что общий объем дебиторской задолженности собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) по уплате взносов на капитальный ремонт, по состоянию на 31 декабря 2021 г., составил 1,698 млрд р. «В анализируемом периоде опережающими темпами (114,9%) растет задолженность юридических лиц за счет роста задолженности собственников помещений, находящихся в федеральной собственности», — сообщила СПСО. «ФКР не обладает полной информацией обо всех собственниках помещений в МКД, расположенных на территории Самарской обл., что влияет на качество проводимой претензионно-исковой работы», -говорится в том же отчете СПСО. В нарушение положений закона Самарской обл. от 21 июня 2013 г. №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Самарской обл.» за периоды 2014-2016 и 2020-2021 гг. НКО «ФКР» превысила объем средств, который региональный оператор ежегодно вправе расходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Самарской обл.

Аудиторы СПСО пришли к выводу, что ФКР систематически не исполняет показатели краткосрочных планов реализации региональной программы, а именно: за 2020 г. доля МКД, в которых не выполнены работы, составила 62%, за 2021 г. -73%. «В 2020-2021 гг. при использовании субсидий, предоставленных министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской обл. за счет средств областного бюджета, НКО «ФКР» не достигнуты ожидаемые результаты, установленные соглашениями о предоставлении субсидий», — сообщила СПСО. В нарушение условий заключенных соглашений НКО «ФКР» допущено нецелевое расходование субсидии на осуществление уставной деятельности.

«Установлены некачественно выполненные работы по капитальному ремонту МКД. Анализом правомерности начисления заработной платы работникам НКО «ФКР» за проверяемый период установлены факты наличия необоснованных выплат», — сообщили аудиторы. По итогам контрольного мероприятия в адрес НКО «ФКР» внесено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков, отчет СПСО о результатах контрольного мероприятия направлен губернатору Самарской обл., в Самарскую губернскую думу, а также в прокуратуру Самарской обл.

Во всем виноват мундиаль

Называть неплатежи владельцев помещений основной причиной финансовых проблем ФКР было бы неверно. В первую очередь надо помнить, что речь идет о некоммерческой организации, функционирующей в формате фонда. Соответственно, если Фонд не сумел привлечь какую-то желаемую часть средств, то и потратить их неэффективно он не будет иметь возможности. Не говоря уже о банальном расхищении. Фонд может неправильно распорядиться только теми деньгами, что имеются у него в распоряжении. Это крайне важный постулат с учетом того, что предстояло сделать Фонду в июне 2017 г. с подачи действовавшего на тот момент губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина.

6 июня 2017 г. на портале Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) было размешено извещение о проведении электронного аукциона №2042500000117000001 по закупке «Предоставление кредита в виде невозобновляемой кредитной линии для НКО «ФКР» на выполнение капитального ремонта МКД, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов в рамках реализации мероприятий по подготовке г. Самары к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу» (см. «Хронограф» №20 (630) от 26.06.17). Запрашивалась кредитная линия в 1,8 млрд р. сроком погашения три года. Цена обслуживания кредита заявлялась на уровне 438,7 млн р. При полном освоении кредитной линии с последующим ее погашением с учетом процентов более чем на 438 млн р. по истечении трех лет Фонду пришлось бы вернуть банкирам почти 2,240 млрд р. Для понимания масштабов затеянного достаточно знать, что по итогам 2018 г. ФКР сумел собрать от собственников недвижимости 3,9 млрд р.

При условии того, что единственным стабильным источником пополнения ФКР (за исключением копеечных доходов от арендных платежей) являются платежи собственников недвижимого имущества, обслуживание кредитной линии обернулось бы крахом с последующим серьезным уголовным скандалом. В итоге в полной мере реализовать задуманное не удалось. 25 сентября 2017 г. Меркушкин был отправлен в отставку. Вместе с ним испарились многие опасные для экономики региона инициативы.

Одни сидят, другие думают

Тем не менее у оставшегося после Меркушкина персонала руки продолжали чесаться. В итоге кредитная линия для ФКР все же была открыта в марте 2018 г. На те же цели, но уже в усеченном размере — 250 млн р. Честь предоставить кредитную линию ФКР на подготовку Самары к ЧМ-2018 выпала АО «Тольяттихимбанк». Тем не менее даже эта сумма легла серьезным бременем на финансовую составляющую ФКР, с последствиями которого предстояло сталкиваться даже после окончания формального погашения обязательств перед банком.

В период меркушкинских затей о почти двухмиллиардном кредите на фасады к ЧМ-2018 генеральным директором НКО «ФКР» (2017-2018 гг.) был Михаил Архипов. Свою карьеру он закончил в качестве обвиняемого в уголовном деле (см. «Хронограф» №37 (773) от 2.11.20). Его сменщиком в ФКР стал гендиректор Александр Константинов. Участь Константинова сегодня тоже незавидная. Похоже, он лучше аудиторов понимает, что выложенная для публичного ознакомления информация СПСО о проведенной проверке ФКР может оказаться лишь верхушкой айсберга.

В отличие от Архипова, Константинова можно назвать управленцем с более нестандартным мышлением. Одним из инструментов поправки финансовых дел в ФКР мог бы стать механизм, позволяющий на относительно законных основаниях снизить количество ремонтируемых МКД в год. Причем это вполне реальный выход из положения. Тем более что в Шигонском р-не этот прием уже протестирован.