Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (848) | 18 июля 2022г.
 

Высокоопасная деятельность

Полигон ТБО «Тимофеевский» вместо бытового мусора ведет работу с промышленными отходами

ИА «Центр-Инфо»

27 июля Центральный районный суд г. Тольятти продолжит рассматривать дело по требованию прокуратуры г. Тольятти о закрытии опасного объекта — полигона ТБО «Тимофеевский». Еще в прошлом году надзорным органом было установлено, что на объекте размещаются отходы II класса опасности и отходы, которые оказывают «острое токсическое воздействие на окружающую среду». Не исключено, что в процессе получит компетентную оценку еще одно значимое обстоятельство. Теперь полигон ТБО «Тимофеевский» принимает только промышленные отходы, а размещение ТКО прекращено. Это может идти вразрез с требованиями, установленными приказом Минстроя РФ в Своде правил для полигонов ТКО.

В интересах РФ

В марте 2022 г. прокуратура г. Тольятти обратилась в Центральный районный суд г. Тольятти. Заявлены требования «о прекращении деятельности по приему отходов на полигон твердых бытовых отходов (ТБО) «Тимофеевский», «об обязании возмещения ущерба в размере 22,759 млн. р.». Ответчиком по иску выступает собственник опасного объекта, ООО «Эколайн».

В ходе судебного заседания, состоявшегося 7 июля, прокуратура г. Тольятти озвучила свою позицию следующим образом: «Материалами дела, а также показаниями представителя администрации г. Тольятти подтверждается факт, что полигон находится в черте населенного пункта. Согласно требованиям законодательства РФ полигоны, которыми принимаются отходы, не могут располагаться в черте населенного пункта. Это не только требование федерального законодательства. Об этом непосредственно говорит поручение президента РФ. Он дал поручения контролирующим и надзирающим органам по поводу прекращения деятельности полигонов в черте населенных пунктов. Поручение обусловлено тем, что данная деятельность несет вред окружающей среде, а также создает неблагоприятные условия для проживания населения».

В части мероприятий по установлению ущерба надзорный орган в суде отметил, что в соответствии с ФЗ №168 «О прокуратуре РФ» были привлечены специалисты, обладающие специальными знаниями: «Мы обратились в организацию, которая зарегистрирована в СРО, а также в лабораторию, имеющую аккредитацию. Нами данные доказательства приобщены к материалам дела». По завершении полемики представитель прокуратуры резюмировал: «На основании доказательств, результатов проверки деятельность полигона подлежит прекращению. Ущерб должен быть возмещен в интересах РФ».

Суд счел нужным уточнить у представителя истца весьма важное обстоятельно: прокуратура в своих доводах указывает и на то, что площадь полигона превышена, а сама деятельность полигона, исходя из проведенных анализов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. На что получил подтверждение.

Токсичность «Эколайна»

Проверка, данными которой оперирует прокуратура г. Тольятти, проходила весной 2021 г. по обращению Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» (см. «Хронограф» №32 (813) от 04.10.21). По итогам данной проверки надзорный орган предоставлял «Хронографу» развернутую информацию по поводу деятельности ООО «Эколайн»: «Отходы размещаются за пределами границ разрешенной площади, отведенной под захоронение, на 2,87 га. Следовательно, эксплуатация полигона ведется с отклонением от параметров, разрешенных ГЭЭ №648-Э и ГЭЭ №1488, на 2,87 га, поскольку размещение отходов ведется на грунт, не имеющий изолированного покрытия, что приводит к деградации почв и попаданию фильтрата в грунтовые воды».

Центральный районный суд может спасти экологию Тольятти
Центральный районный суд может спасти экологию Тольятти

Таким образом, прокуратура установила, что «площадь загрязнения отходами составила более 2,87 га». Также по инициативе прокуратуры г. Тольятти ведется расследование уголовного дела по ст. 254 УК РФ «Порча земли».

В ответе ОАЕ «Хронограф» были представлены и результаты отбора проб отходов. В ряде контрольных точек было зафиксировано превышение содержания нефтепродуктов от фоновых показателей в 2,25 раза, в 5 раз и в 8,75 раза. Также анализ результатов токсикологического исследования проб отходов показал, что пробы отходов, отобранные в 10 контрольных точках (протоколы от 8 апреля 2021 г.), «относятся ко II классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». «Анализ результатов токсикологического исследования проб почвы показал, что пробы почвы, отобранные в контрольной точке КТ.11 и контрольной точке КТ.12, оказывают острое токсическое воздействие на окружающую среду», — дополнила в своем сообщении прокуратура г. Тольятти. Таким образом, было установлено, что: «Лицензия на право размещения отходов на полигоне ТБО «Тимофеевский» представлена с правом приема отходов IV класса опасности. По результатам проведенных исследований на полигон принимаются отходы II класса опасности» (см. «Хронограф» №19 (843) от 14.06.22).

Как стало известно во время судебного заседания, ООО «Эколайн» сегодня решило активно демонстрировать свое несогласие с итогами исследований, которые проводились прокуратурой в апреле 2021 г. В этой части представитель прокуратуры обратил внимание судьи на весьма примечательное обстоятельство: «ответчику предлагалось в момент проведения проверки взять пробы почвы по тем же самым точкам, по которым проводили забор проб специалисты. Ответчик на тот момент отказался от данного предложения».

Слово за природоохранной прокуратурой

Отказ ООО «Эколайн» воспользоваться возможностью провести с привлечением аккредитованной лаборатории параллельные с прокуратурой исследования может свидетельствовать о многом. Скорее всего, компания имела четкое представление о реальной картине происходящего на своем объекте и не видела надобности получать дополнительное подтверждение установленным нарушениям.

Саму же по себе дискуссию об уровне токсикологической опасности полигона на сегодняшний момент теперь стоит вести с учетом новых обстоятельств. О них лично заявил в суде представитель ООО «Эколайн»: «Считаем необходимым заметить, что мы принимаем промышленные отходы, что нами приостановлен прием ТКО (твердые коммунальные отходы. – Прим. авт.). Об этом было уведомлено министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. и ООО «ЭкосСтройРесурс» (региональный оператор Самарской обл. по обращению с ТКО. – Прим. авт.)». Данное заявление в суде пока не получило должного внимания. Хотя вызывает массу вопросов с точки зрения соблюдения требований и норм, утвержденных приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ.

В частности, 17 апреля 2022 г. Минстроем были введены изменения №1 к СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация». Согласно правилам, представленным в п. 4.4, «На полигонах захоронения ТКО запрещается захоронение отходов III классов опасности, жидких,

пастообразных, взрывоопасных и самовоспламеняющихся отходов, отходов, обладающих радиоактивными свойствами. Отходы производства III-V классов опасности принимаются на полигон ТКО для захоронения в ограниченном количестве (не более 30% массы ТКО)».

Как можно видеть, Минстрой четко указал, что ряд промышленных отходов вовсе недопустимы для полигонов ТКО, а промышленные отходы III-V классов опасности принимаются с ограничениями в 30% по массе ТКО. Такую необходимость в первую очередь можно объяснить принципиально разной спецификой отходов. ТКО — это малотоксичные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человеческого общества. Их еще называют отходами потребления.

Промышленные отходы образуются в результате производственной деятельности. Их уровень опасности может быть намного выше, чем у ТКО. Промышленные отходы могут быть I и II классов опасности. Исходя из определений, представленных в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», это «чрезвычайно опасные» и «высокоопасные» отходы.

Наличие высокоопасных отходов, т. е. II класса опасности, на полигоне ТБО «Тимофеевский» прокуратура г. Тольятти установила еще в 2021 г. Известно, что такие отходы представляют серьезную угрозу для экосистемы. Считается, что ущерб от их воздействия может быть восстановлен минимум через 30 лет. При ненадлежащем обращении с такими отходами, их проникновении в почву, воздух и подземные воды ущерб может быть необратимым. В данном случае не стоит упускать из внимания и тот нюанс, что прокуратура, как следует из ее сообщения ОАЕ «Хронограф», установила, что на полигоне ТБО «Тимофеевский» «размещение отходов ведется на грунт, не имеющий изолированного покрытия, что приводит к деградации почв и попаданию фильтрата в грунтовые воды».

Теперь представитель ООО «Эколайн» в судебном процессе заявил, что на текущий момент полигон ТБО «Тимофеевский» принимает исключительно промышленные отходы, соответственно, пока это 100% отходов, с которыми ведется работа на объекте. Вопрос о нарушении не выглядел бы столь остро и однозначно, если бы деятельность по приемке ТКО велась параллельно с промышленными отходами. Но ее нет. Так утверждали в ходе судебного процесса и прокуратура г. Тольятти, и представитель ООО «Эколайн».

На сегодня никому из жителей города Тольятти, где располагается опасный объект, доподлинно не известно, какие именно промышленные отходы теперь складируются на полигоне ТБО «Тимофеевский», из каких организаций они вывозятся и в каком количестве. Возможно, даже от представителей химического или нефтяного сектора экономики, а может, и вовсе объект ООО «Эколайн» стал выручать нелегальный бизнес.

Известно, что при наличии правильной сопроводительной документации даже самый опасный мусор можно представить как отходы V класса опасности и на тракторной тележке вывезти на объект размещения. Очевидно, что данные обстоятельства должны стать предметом изучения целого ряда профильных ведомств. Не исключено, что со вступлением в судебный процесс о закрытии опасного объекта в качестве третьего лица Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры ведомство оперативно сможет уделить должное внимание текущим событиям. По итогам суд сможет в очередной раз убедиться в том, насколько важно избавить жителей Тольятти от вынужденного соседства с токсичным объектом, тем самым реализовать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.