Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (849) | 25 июля 2022г.
 

Ударное стендостроительство

Ростех показал истинное предназначение ПАО «ОДК-Кузнецов»

Андрей Неретин

18 июля президент РФ Владимир ПУТИН подверг критике деятельность госкорпорации (ГК) «Ростех», возглавляемой Сергеем ЧЕМЕЗОВЫМ. Ростех был уличен в крайне низком уровне вложений в развитие «сквозных технологий» — всего 1,1 млрд р. При этом принадлежащее Ростеху ПАО «ОДК-Кузнецов» подводит итоги электронных аукционов, предметом которых является реконструкция и строительство новых испытательных стендов для авиационных двигателей. Предприятие на это потратит 5,6 млрд р. Впрочем, неизбежно возникает вопрос о востребованности испытательных стендов. Согласно годовым отчетам завода, его производственные мощности загружены едва ли наполовину.

Гений инженерной мысли

В преддверии заявленной 18 апреля председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной «структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса» в РФ (см. «Хронограф» №15 (839) от 4.05.22) самарское ПАО «ОДК-Кузнецов» затеяло глобальную перестройку производственной площадки, которая расположена по адресу: г.о. Самара, Заводское ш., 29. Такой вывод можно сделать при ознакомлении с недавно обнародованными материалами торгов.

14 июля ПАО «ОДК-Кузнецов» приступило к процедуре подведения итогов электронного аукциона, предметом которого является выполнение комплекса строительно-монтажных работ, поставка и монтаж оборудования по объекту «Строительство стендового комплекса для испытаний перспективных двигателей». Начальная цена составила 4,467 млрд р. Согласно описанию объекта закупки, цель выполнения работ: «Возведение новых испытательных стендов №10 и №11, предназначенных для проведения испытаний авиационных двигателей, а также необходимых производственных и административно-бытовых помещений для их функционирования». В составе аукционной документации также раскрыто «Положительное заключение государственной экспертизы». В документе сказано: «Проектируемые стенды №10 и №11 предназначены для проведения всех видов испытаний опытных и серийных изделий семейства «РФ» с прямой тягой до 400 000 Н (40 788 кгс) и обратной тягой до 90 000 Н в земных статических условиях». Строительство стендового комплекса предполагает возведение здания площадью 14 206 кв. м. В документе также раскрыты параметры производственной программы, согласно которой в период с 2022 по 2027 гг. планируется произвести испытания 94 двигателей.

Кроме того, 19 июля ПАО «ОДК-Кузнецов» начало процедуру подведения итогов аукциона, предметом которого стала «Реконструкция испытательного стенда №5 полноразмерных испытаний ГТД с созданием модульного комплекса испытательных стендов агрегатов ГТД на базе испытательных боксов корпуса №4». Начальная цена составляет 1,127 млрд р. Согласно описанию объекта закупки, реконструируемый объект «предназначен для проверки качества, определения параметров и выходных характеристик авиационных двигателей испытаниями в наземных условиях и обеспечивает проведение предъявительских, приемо-сдаточных, совмещенных предъявительских и приемо-сдаточных, периодических (без имитации полетных условий), специальных (проверка газодинамической устойчивости) испытаний».

Формально на предприятии сконцентрированы две важные технологические компетенции стратегического значения: производство двигателей для ракет-носителей серии «Союз», а также разработка, модернизация, серийное производство, техническое сопровождение и все виды ремонтов семейства двигателей для самолетов стратегической авиации ВКС и авиации ВМФ типа Ту-95МС, Ту-142, Ту-22МЗ, Ту-160. Кроме того, ПАО «ОДК-Кузнецов» способно выпускать газотурбинные двигатели для газовой промышленности.

В годовом отчете «ОДК-Кузнецов» за 2020 г. отмечается, что производство и ремонт авиационных двигателей является наиболее важным для предприятия видом деятельности. В этом сегменте завод является монополистом во всей названной выше номенклатуре двигателей для нужд стратегической авиации. «Рынок стабилен, сегментирован и определяется заданным объемом заказов. Объем заказа определен потребностями в авиационной продукции, в т.ч. специального назначения со стороны государства», — сказано в годовом отчете. Продажа двигателей для боевой авиации в общем объеме выручки составляет 68%. Далее следует «космический дивизион» (24%) и «энергетический дивизион» газотурбинных двигателей (7%).

Однако, как следует из отчета за 2020 г., даже существующие производственные мощности завода загружены едва ли наполовину. В отчете сказано: «Загрузка производственных мощностей за 2020 г. составляет 32%, исходя из производственной программы и существующей трудоемкости. Загрузка производственных мощностей за 2020 г. без учета оборудования, находящегося на спец. наладке и консервации, составила 55,2%».

Год от года не лучше

Еще более вопиющих показателей «ОДК-Кузнецов» удалось добиться по итогам 2021 г. (см. «Хронограф» №21 (845) от 27.06.22). К примеру, недостачи и потери от порчи ценностей ПАО «ОДК-Кузнецов» сумело нарастить до 353 млн р. по итогам 2021 г. с 133 млн р., полученных в 2020  г. Компенсировать эти затраты ПАО «ОДК-Кузнецов» попыталось за счет двукратного роста поступлений от реализации металлолома. В 2021  г. в графе «прочие поступления от текущих операций» этот вид дохода составил 229,3 млн р. против 110,7 млн р. в 2020 г.

В отчете 2020 г. также отмечено то, что «ОДК-Кузнецов» имеет технологическую отсталость от мирового уровня развития производственных мощностей. «Существенным ограничением при разработке двигателей является общее отставание российской промышленности в освоении технологий производства жаропрочных сталей и их переработки, а также других специальных материалов. Новые технологии существуют лишь в опытном производстве, серийное производство не освоено. Для преодоления данного отставания требуется существенное финансирование определенных направлении производства, например, производства углеродных композитов, которые идут на жаростойкие элементы авиадвигателей», — гласит отчет 2020 г. Прорывного изменения в 2021  г. не случилось. Здесь важно понимать, что разработка технологий промышленного производства новых жаропрочных сплавов и других специальных материалов на порядок более наукоемкое дело, чем строительство многомиллиардных испытательных стендов.

Нельзя исключать ситуацию, при которой построенные более чем за 5,5 млрд р. стенды будут простаивать в ожидании непостроенных двигателей из-за отсутствия специальных материалов. Неудивительно, что ПАО «Газпром» на этом фоне предпочитает внедрять на своих стратегически значимых проектах импортные газотурбинные установки. В этом плане показателен пример магистрального газопровода «Северный поток» (СП-1). Там эксплуатируются газоперекачивающие агрегаты производства канадского завода «Ролсс-Ройс». Завод был выкуплен немецкой компанией «Сименс». Поэтому техническое обслуживание агрегатов производится в Канаде — по месту изготовления. Недавно одна из таких турбин «застряла» в Канаде из-за санкций, о чем узнал весь мир.

Хотя, по большому счету, базовой причиной сокращения экспорта ПАО «Газпром», вполне возможно, является не в меру укрепившийся рубль. Что, в общем-то, тоже является результатом санкционной деятельности. Возможно, заранее спроектированным. Надувшийся рубль снижает рентабельность экспорта углеводородов, в силу чего напрашивается решение пересидеть тяжелые времена. В этой ситуации канадский взбрык пришелся Газпрому как нельзя кстати. Если бы в «СП-1» применялись турбины отечественного производства, как минимум одним информационным поводом на ТВ было бы меньше.

Приоритеты Ростеха

Если говорить о стратегической авиации, то она должна оснащаться исключительно отечественными двигателями. Однако сухие цифры годовых отчетов 2020 и 2021 гг. наглядно показывают, что ГК «Ростех» во главе с Сергеем Чемезовым не загружала ПАО «ОДК-Кузнецов» на полную мощь госзаказами. И вряд ли что-либо изменится в обозримом будущем. Так что вопрос о целесообразности строительства новых испытательных стендов возникает неизбежно. Зачем стенды, если нет двигателей? Вполне возможно, госкорпорация вливает бюджетные средства в двигателестроительную отрасль лишь для того, чтобы сформировать расходные обязательства и с помощью подрядчиков освоить деньги.

Красноречиво о сути деятельности Ростеха высказался президент РФ Владимир Путин в ходе заседания совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля т.г.: «Скромные результаты продемонстрированы по направлениям, за которые ответственен Ростех. Я знаю, там сейчас коллеги будут говорить: финансирования не хватает, еще что-то, но я просто констатирую сам факт того, что происходит». Хотя для присутствовавшего на этом совещании первого заместителя гендиректора ГК «Ростех» Владимира Артякова вложенные 5,5 млрд р. в стенды ПАО «ОДК-Кузнецов» не деньги. Тем не менее заместитель председателя правительства Андрей Белоусов, получивший от Путина право первым сделать доклад, показал принципы, которыми руководствуются в Ростехе при расстановке приоритетов: «Результаты прямо зависят от того объема ресурсов, которые компания-лидер инвестирует в развитие технологий. Так, в 2020-2021 гг. в развитие соответствующих сквозных технологий, по данным Минэкономразвития и самих компаний, Сбербанк вложил 20 млрд р., Росатом -14 млрд р., РФПИ — 3,5 млрд, РЖД — более 2 млрд. В то же время Ростех, отвечающий за шесть направлений, вложил всего 1,1 млрд р.». Зато на стенды для одного только ПАО «ОДК-Кузнецов» нашлись целых 5,5 млрд р.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.