Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (856) | 17 октября 2022г.
 

Пятая очередь Сонина

Позволит Азарову достойно завершить свой губернаторский срок

ИА «Центр-Инфо»

4 октября 2022 г. размещен проект контракта на выполнение за 131,5 млн р. работ, связанных с проектированием V очереди набережной р. Волги в г. о. Самара. Как и прогнозировалось, победителем конкурса стало ООО «Волгатрансстрой-Проект» (ВТС-П), входящее в Группу «ВТС» Вячеслава СОНИНА (на фото). Стоимость же строительства самой V очереди оценивается в 3,84 млрд р., которые, похоже, тоже будет осваивать Сонин. По мере приближения выборов губернатора портфель заказов Группы «ВТС» стабильно растет. Это объясняют близостью интересов семьи губернатора Дмитрия АЗАРОВА и стокхолдеров Группы «ВТС».

Историческое решение

Замысел построить еще одну набережную в Самаре принадлежит лично губернатору Самарской обл. Дмитрию Азарову. В своем ежегодном послании Самарской губернской думе 18 мая 2021 г. он заявил о необходимости сделать проект прибрежной территории, которая соединила бы старую и новую набережные р. Волги в Самаре. Учитывая, что предыдущие четыре очереди были построены в советский период (IV очередь была открыта в 1986 г.). решение построить V очередь можно назвать для Самары историческим. По поводу финансирования работ в послании Азарова деликатно умалчивалось. Хотя специалисты понимали, что речь будет идти о миллиардных суммах.

7 сентября 2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) были опубликованы условия открытого конкурса по объекту закупки «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство V очереди набережной р. Волги в границах ул. Вилоновской и II очереди набережной». Начальная цена контракта составляла 168,65 млн р. В качестве заказчика указан департамент градостроительства г. о. Самара. Заявки принимались до 23 сентября. Работа конкурсной комиссии заняла почти неделю. К участию в конкурсе были допущены две заявки. 30 сентября в ЕИС появился протокол подведения итогов, из которого стало известно, что победителем стало ООО «ВТС-П», снизившее цену до 131,5 млн р. Имя второго участника конкурса раскрыто не было.

4 октября в ЕИС был размещен проект контракта, из которого можно узнать, что работы ООО «ВТС-П» должно успеть выполнить в течение 14 месяцев. ООО «ВТС-П» имеет мотив исполнить проектирование V очереди набережной досрочно. Этому есть серьезное основание.

Главное — не продешевить

В пакет технической документации к заданию на проектирование V очереди набережной включен документ «Задание на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство V очереди набережной р. Волги в границах ул. Вилоновской и II очереди набережной». В нем, в п. 15, указано: «Предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта -3 840 000,00 тыс. р.».

Там же дано разъяснение, из которого следует, что проектировщик на этапе своей работы может повлиять на увеличение «предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта»: «Если по результатам проектно-сметной документации стоимость строительства превышает указанную в задании на проектирование предельную стоимость, подрядчик представляет заказчику откорректированный расчет предельной стоимости строительства объекта по укрупненным нормативам цены строительства или объекту — аналогу с обоснованием причин увеличения предельной стоимости. В случае отказа заказчика в согласовании новой предельной стоимости, подрядчик вносит изменения в разработанную проектно-сметную документацию в рамках утвержденной предельной стоимости». Из этого следует, что предполагаемая стоимость строительства V очереди набережной (3,84 млрд р.) стараниями ООО «ВТС-П» может быть увеличена. Дня этого есть весомый аргумент.

В состав Группы «ВТС» помимо ООО «ВТС-П» входит АО «Волга-трансстрой-9» (ВТС-9). В начале лета 2022 г. ВТС-9 получил госконтракт ценой более 1,4 млрд р. на строительство и реконструкцию набережной Автозаводского р-на г. о. Тольятти (см. «Хронограф» №30 (854) от 3.10.22). 10 октября закончился прием заявок на участие в открытом конкурсе по отбору подрядчика на «выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г. о. Тольятти» II и III этапы. 1 очередь». Начальная цена контракта составляет 993 млн р. Итого цена работ на набережной Автозаводского р-на уже достигла 2,4 млрд р. В данный момент эта госзакупка находится на этапе определения победителя и подготовки проекта контракта. Тем не менее в успехе ВТС-9 сомнений не возникает. Хотя бы потому, что лоббистом интересов Сонина называют Олега Азарова, родного брата губернатора Дмитрия Азарова.

Клубок взаимных интересов

После того как Дмитрий Азаров был наделен полномочиями главы региона, его старший брат, Олег Азаров, проявился в качестве уполномоченного представителя АО «Балтийская строительная компания — Санкт-Петербург» (БСК СПБ, ИНН 7826021399) в градостроительном совете при губернаторе Самарской обл. Уже в тот момент АО «БСК — СПБ» считалась дружественной Группе «ВТС» компанией по причине наличия общих стейкхолдеров. С 16 ноября 2016 г. по 10 июня 2019 г. Вячеслав Сонин был генеральным директором АО «БСК -СПБ» (ИНН 7826021399). В 2019 г. Сонин в переписке с Областным аналитическим еженедельником «Хронограф» пояснял, что основная задача Олега Азарова в градостроительном совете при губернаторе — это «подготовка материала для принятия решения о возможном вхождении АО «БСК — Санкт-Петербург» на самарский рынок коммерческой недвижимости с привлечением дополнительных инвестиций в регион» (см. «Хронограф» №42 (735) от 16.12.19).

С 16 сентября 2021 г. АО «ВТС» является единственным акционером АО «БСК — СПБ». Сонин работает генеральным директором АО «ВТС» с 24 июля 2002 г., он же состоит в числе крупнейших его акционеров. 10 июня 2019 г. Сонина в должности генерального директора АО «БСК-СПБ» сменил Юрий Сапожников. С 19 августа 2019 г. Юрию Сапожникову принадлежит 10% в ООО «ВТС-П». Остальными учредителями ООО «ВТС-П» являются АО «ВТС» (80%) и Леонид Сергейчев (10%). С 28 февраля 2020 г. Леонид Сергейчев значится в должности генерального директора ООО «Волгатрансстрой метро» (ИНН 6316247140), единственным учредителем которого с момента создания (с 26 июля 2018 г.) является АО «ВТС» Сонина.

Более того, 24 августа 2021 г. министерство строительства Самарской обл. возглавил Николай Плаксин. До назначения министром в биографии Николая Плаксина с 27 марта 2019 г. по 20 августа 2021 г. был период, когда он в статусе гендиректора возглавлял АО «ВТС-Метро» (ИНН 6316077025, зарегистрировано 16 июля 2002 г.). Это АО «ВТС-Метро» ранее имело аффилированные связи с Группой «ВТС» Вячеслава Сонина (см. «Хронограф» №37 (818) от 15.11.21).

В 2023 г. у Дмитрия Азарова заканчивается пятилетний срок губернаторских полномочий. Для него и членов его семьи вполне логично было бы попытаться успеть за оставшееся время завести как можно больше крупных госзаказов на дружественные организации.