Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (873) | 13 марта 2023г.
 

Раздробили нацпроект

В Октябрьске умеют осваивать бюджетные деньги в пользу конкретных лиц

Георгий Кизельгур

31 января 2023 г. Арбитражный суд Самарской обл. признал недействительными контракты, заключенные МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту администрации г. о. Октябрьск Самарской обл.» (КАСТ). Подробности событий могут указывать на то, что глава г. о. Октябрьск Александра ГОЖАЯ (на фото), которая является пережитком системы, заложенной в Самарской обл. губернатором (2012-2017 гг.) Николаем МЕРКУШКИНЫМ, научилась осваивать бюджетные деньги в пользу известных ей лиц. Причем здесь не стесняются поставить под сомнение саму суть федеральной идеи национальных проектов.

Первый заместитель прокурора Самарской обл. в рамках дела №А55-25725/2022 выступил в защиту интересов публичного образования г. о. Октябрьск в лице главы администрации г. о. Октябрьск. Иск был обращен к КАСТ, а также к ООО «Айкон» (ИНН 6325065058). В качестве третьего лица была привлечена Государственная инспекция финансового контроля Самарской обл. Руководителем КАСТ является Андрей Милюков. Сызранское ООО «Айкон» создано в январе 2015 г. и занимается строительством жилых и нежилых зданий. Уставный капитал минимально возможный — 10 тыс. р. Единственным учредителем и директором ООО «Айкон» с сентября 2018 г. выступает Елена Танникова. Надзорное ведомство требовало признать недействительными муниципальные контракты №34 от 11 декабря 2019 г. на сумму 299,9 тыс. р. и №35 на сумму 297,524 тыс. р., а также применить последствия недействительности этих сделок. Помимо этого прокуратура потребовала вернуть деньги, оплаченные по контрактам, в размере свыше 597,4 тыс. р. Из материалов дела следует, что названные контракты заключены на выполнение мероприятий по благоустройству общественных территорий на ул. Вологина в г. Октябрьске, поставку и монтаж детского игрового комплекса «Малыш», монтаж площадки с травмобезопасным резиновым покрытием в сфере реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Прокуратура указала: «Контракты не соответствуют законодательству, имеют признаки искусственного дробления, вследствие чего торги по ним не проводились.

Заключив вышеуказанные контракты, учреждение намеренно ушло от проведения конкурентных процедур определения исполнителя, что привело к нарушению принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок и предоставлению неправомерных преференций определенному контрагенту. Кроме того, контракты заключены в один день, с одним исполнителем, а совокупность выполняемых работ является единой потребностью, стоимостное выражение которой составило 597,4 тыс. р., что превышает предельный размер, установленный п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей на момент их заключения) (далее — ФЗ №44. – Прим. ред.)». Фактически, согласно позиции прокуратуры, контракты №34, 35 от 17 декабря 2019 г. образуют единую сделку, направленную на реализацию единого мероприятия, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных ФЗ №44.

Тем не менее суд отметил, что требование прокуратуры о применении последствий недействительности сделки не подлежит удовлетворению. ООО «Айкон» добросовестно выполнило предусмотренные контрактом работы. Инициатором же контрактов как заказчик выступал КАСТ. Именно он фактически допустил нарушение конкурсных процедур. По факту дробления контрактов прокурором г. Октябрьска в отношении руководителя КАСТ было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Акт прокурорского реагирования рассмотрен Государственной инспекцией финансового контроля Самарской обл.

Руководителю КАСТ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. р. Постановление вступило в законную силу. Контракты признаны судом недействительными. В остальной части иска суд отказал. То, что прокуратура выступила в этой ситуации в интересах главы г. о. Октябрьск, не должно кого-либо вводить в заблуждение. В данной ситуации это является формальностью.

Другое дело, что в интересах горожан должна была бы выступить глава города Гожая. Причем сделать это она должна была не формально и не в суде, а гораздо раньше. Начать следовало хотя бы с недопущения дробления муниципального задания на два контракта. Тогда бы не возникло необходимости во вмешательстве прокуратуры. Однако ситуация с контрактами развивалась по другому сценарию, причем, похоже, не без ведома Александры Гожей. Не так часто депрессивный Октябрьск получает бюджетные средства на благоустройство общественных пространств. Тем более что выбор территорий для благоустройства проходил процедуру общественного обсуждения.

Октябрьск — город небольших финансовых возможностей, хронически дотационный. Без областных и федеральных денег он давно бы утратил самостоятельность и был бы присоединен к г. о. Сызрань. Казалось бы, средствам, поступающим в рамках нацпроектов, нужно только радоваться, делать все, чтобы их освоение шло безупречно, так чтобы заслужить дальнейшее доверие. Однако даже в этом администрация Октябрьска, не стесняясь, ставит под сомнение саму суть федеральной инициативы.

Стоит отметить, что у ООО «Айкон» были и есть другие контракты (и не только в Октябрьске), связанные с благоустройством территорий.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.