К 30 сентября МП «Ярмарки Самары» (ЯС) должно было изменить организационно-правовую форму на МБУ. Если содержание ЯС решили повесить на бюджет, то с официальной коммерцией у директора МП Андрея ОРЛОВА и руководителя профильного департамента администрации Самары Владислава ЗОТОВА, видимо, не заладилось. С другой стороны, кураторы ЯС оказались эффективны в раздаче ярмарочных мест и сезонных мини-павильонов мигрантам и перекупщикам. Борьба со стихийной торговлей, похоже, превратилась в одурачивание жителей и наполнение чиновничьих карманов.
Темная сторона ЯСРеорганизация возглавляемого Андреем Орловым МП «ЯС» идет с 2 июля т. г. Целью заявлено «повышение эффективности использования муниципального имущества в сфере торговли». Ответственным назначен руководитель департамента экономического развития, инвестиций и торговли администрации г. о. Самара (ДЭРИТ) Владислав Зотов. Превращение ЯС из МП в МБУ планировалось завершить до 30 сентября 2024 г. Согласно законодательству, муниципальное предприятие (МП) является коммерческой организацией, использующей для извлечения дохода имущество муниципалитета. МП живет не только на дотации из бюджета, но и за счет выручки от реализации оказываемых с помощью муниципальных ресурсов услуг. МБУ не преследует коммерческих целей, а потому его полностью содержат на бюджетные средства. На первый взгляд, потребности в реорганизации ЯС из МП в МБУ нет. В 2022 г. выручка ЯС официально составила 66 млн р., в 2023 г. — 76,5 млн р. В 2022-2023 гг. была показана также чистая прибыль (7,54 млн р. и 6,21 млн р. соответственно), что контрастирует с чистым убытком в размере свыше 23 млн р. по итогам 2021 г. Год назад в отчете Орлова перед думой г. о. Самара убытки были объяснены расходами на новые ярмарочные места и торговые павильоны на сумму 37 млн р. Еще около 12 млн р. в 2021 г. потратили на ремонты и закупку оборудования в связи с вводом в эксплуатацию очередных ярмарок. В 2022 г. расходы выросли еще, в т. ч. по причине форс-мажоров: на одной из ярмарок пришлось ликвидировать некую коммунальную аварию (см. «Хронограф» №27 (892) от 4.09.23). Страсть к транжирству заработанных МП средств можно объяснить тем, что существенную часть полученной прибыли положено отдавать в бюджет муниципалитета. Судя по всему, ЯС в течение 2023 г. не сумели отбить затраты на капитальные вложения из-за убыточности большинства ярмарочных площадок, а потому могло понадобиться изворачиваться при составлении бухгалтерской отчетности. Это может подтверждать осмотр популярных ярмарок. Так, на пр. Ленина — ул. Челюскинцев обнаружено всего несколько лотков с овощами и домашней утварью, торговля с которых ведется стихийно. Покупатели к таким «прилавкам» не спешат. Схожая картина наблюдалась на пересечении ул. Дачной и Чернореченской. Там неказистые лотки и палатки, торгующие в т. ч. мясом, соседствуют с расположенными в хаотичном порядке прямо под ЛЭП мини-павильонами. Признаков наличия санитарных и ветеринарных заключений на скоропортящиеся продукты не замечено. Это может объяснять и отсутствие потока клиентов. | | Вложения в ярмарку у алабинского музея выглядят бесполезной тратой.
Самая раскрученная и благо-устроенная ярмарка — на ул. Киевской/Тухачевского — встретила только работающим книжным шатром. Два других шатра пусты. Как пояснили книготорговцы, продавцов продуктов питания перевели на традиционную сельхозярмарку у музея им. П.В. Алабина. Однако найти там кого-либо кроме охраны не удалось: алабинская ярмарка если и открывается, то чаще в режиме выходного дня (на фото). Наспех сколоченные торговые ряды с логотипом ЯС на клеенчатых стенах вкупе с грязью и мусором производят удручающее впечатление, будто перенося покупателя в 90-е гг. прошлого века, когда была в моде визуальная деградация барахолок. Кстати, в разговоре обыватели выразили недоумение принципом размещения ярмарок по территории областного центра. Высказано мнение, что чиновники и руководители ЯС, на глаз прикинув пешеходный трафик и населенность районов, организовали торговые площадки где попало, спеша освоить средства, выделенные на борьбу со стихийными точками продаж. В то же время неравнодушные граждане уже несколько лет пытаются обязать ДЭРИТ и Владислава Зотова вернуть сельхозярмарку в пос. Управленческий Красноглинского р-на г. Самары (см. «Хронограф» №2 (909) от 22.01.24). Вопросы без ответовПо состоянию на середину 2023 г. в Самаре функционировали 13 круглогодичных ярмарок. Однако незаконные предприниматели, занимавшие самые проходные места на улицах города, не спешили вставать под знамена цивилизованной торговли. ЯС и ДЭРИТ попытались решить эту проблему своеобразно. С частью нелегалов якобы были заключены договоры на осуществление сезонной торговли рядом с крупными торговыми объектами — рынками и торговыми центрами. Других нелегалов якобы удалось склонить к заключению соглашений о предоставлении места на вышеуказанных ярмарках. В итоге такие шаги могли привести к тому, что с санкции муниципального предприятия и департамента полупустые ярмарки в т. ч. «с товарами собственного производства» превратились в анклавы, где по краткосрочным договорам и с солидной наценкой сегодня способны торговать в основном группы перекупщиков продукции, преимущественно из мигрантов. Продукцию везут, к примеру, с пресловутой базы на ул. Олимпийской в Самаре. Такая схема может представлять интерес для Андрея Орлова, Владислава Зотова и его заместителя Игоря Ларионова. Намерение губернатора Самарской обл. Вячеслава Федорищева ограничить доступ мигрантов к торговле на нестационарных объектах (с лотков, на рынках и ярмарках) они, видимо, не учитывают. О сложившейся ситуации приходится слышать различные отзывы. Одни задают вопрос: почему ЯС и ДЭРИТ раздают земельные участки и разрешения на торговлю где хотят, без изучения покупательского спроса и общественных настроений? Другие пытаются понять, почему у ЯС и ДЭРИТ не хватило желания собрать всю нелегальную торговлю в специальные шатры (хотя бы для оправдания бюджетных вливаний в их создание). | | Третьи пеняют на отсутствие надлежащих проверок ярмарок и контроля над местами сезонной торговли, из-за чего о безопасности товаров, удобстве, чистоте и благоустройстве арендаторы вспоминают в последнюю очередь. Кто-то жалуется на отсутствие анонсированных «социальных цен» на ходовые товары и спрашивает, почему не ведется мониторинг спекулянтских накруток на т. н. «народных ярмарках». Есть те, кого не устраивает стоимость торгового места, которая может превышать 1 тыс. р. за 1 кв. м. Причем эти недовольные умалчивают, каким образом и кому они вносят плату за присоединение к ярмарочной «реформе» по-самарски. Из-за отсутствия опубликованных сведений о налоговых платежах ЯС и отчислениях в бюджет в адрес своего учредителя можно предположить, что далеко не вся выручка декларируется так, как следовало бы. Серые схемы заработка через лишенное здравого смысла насаждение дополнительных точек продаж вблизи магазинов с сертифицированными товарами в торговых центрах и на рынках оттягивают поток покупателей у законопослушных предпринимателей. Хотя последние платят налоги, регулярно проходят проверки и имеют разрешительную документацию на весь ассортимент. Получается, что ларьки а-ля 90-е благодаря покровительству чиновников плодят недобросовестную конкуренцию цивилизованной торговле. Дадут ли «друзья» ларечников похорошеть Самаре при Федорищеве, как Москве при мэре Сергее Собянине, или все останется как есть? Игра в имитациюЯС, похоже, плохо справляются с возложенным на них функционалом в виде организации сезонной торговли, ярмарок, сдачи в аренду недвижимости с выигрышем для муниципалитета, а его отчетность, возможно, не отражает реальное положение дел, скрывая неудобные факты. Выходом вышестоящее начальство могло счесть сворачивание слишком бурной коммерческой деятельности и передачу ярмарок на полное содержание бюджета. В т. ч. чтобы контролировать приходы и расходы ЯС более тщательно. Целесообразность смены формы ЯС без радикальных мер по наведению порядка в предполагаемых тайных коррупционных механизмах уличной торговли наблюдатели ставят под сомнение. Вместо того чтобы перебивать вывеску, лучше заняться устранением чиновничьих проколов. В первую очередь, недостает усилий в легализации денежных потоков в виде выручки тех же перекупщиков от использования предоставленных им с легкой руки ЯС торговых мест. Пример Орлову и Зотову здесь подает УФНС России по Самарской обл., которое требует недоимку с одного из операторов овощебазы на ул. Олимпийской — налоги и пени в размере 170 млн р. Впрочем, МБУ могло понадобиться кураторам ЯС, вероятно, не столько для заметания следов бесполезных затрат и теневой выгоды по старым проектам, сколько для участия с чистого листа в новом замысле. На днях был озвучен проект городского арт-квартала вблизи ул. Чкалова, где планируется разместить ремесленные мастерские, винтаж-маркеты и общественные огороды. Сколько перекупщиков и мигрантов смогут загнать в этот квартал Зотов с Орловым, оценить сложно. |