Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (938) | 7 октября 2024г.
 

Лайнер Корневых

Жигулевские бизнесмены строили морское судно за счет налогоплательщиков

Егор Кошеров

24 сентября решением суда с фирмы ООО «Исток» жигулевских бизнесменов Юрия и Владимира КОРНЕВЫХ были взысканы деньги в пользу Министерства промышленности и торговли (Минпромторг) РФ. Из раскрытых документов известно, что ООО «Исток» воспользовалось ситуацией для получения средств из бюджета на строительство морского круизного судна. Возвращать деньги налогоплательщиков пришлось через суд.

Разбирательство дела №А55-16249/2024 по иску Минпромторга РФ к ООО «Исток» проходило в Арбитражном суде Самарской обл. Из представленных на обозрение документов известно, что в мае 2020 г. Минпромторг и ООО «Исток» (ИНН 6345014527) заключили «соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию». Стоит обратить внимание на то, что сдача на утилизацию судна соискателем господдержки является обязательным условием получения субсидии.

По данным ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Исток» в реестре ФНС записана «Аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом». В списке дополнительных видов деятельности ООО «Исток» можно встретить такие виды, как: «Производство дистиллированных питьевых алкогольных напитков: водки, виски, бренди, джина, ликеров и т.п.», «Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт», «Торговля оптовая фармацевтической продукцией», «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)», «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом». Всего в ЕГРЮЛ отмечено 2 десятка дополнительных видов деятельности ООО «Исток». Про строительство морских лайнеров или иные манипуляции с судами упоминания отсутствуют.

Выбор дополнительных видов деятельности ООО «Исток» в пользу оборота алкоголя и фармацевтической продукции логичен. Бенефициарами ООО «Исток» являются братья Юрий и Владимир Корневы. Они же мажоритарные владельцы ООО «Исток». Менее 20% уставного капитала ООО «Исток» распределено между компаньонами Корневых Натальей Шаповаловой и Павлом Тетериным. В то же время братья Корневы известны как бенефициары фармацевтической группы «Озон», а непосредственно Владимир Корнев продолжает числиться единственным участником ООО «Жигулевский водочный завод» (см. «Хронограф» №11 (876) от 3.04.23).

Если с принадлежностью фирмы ООО «Исток» разобраться несложно, то по поводу статуса судовладельца ситуация не очевидна. Тем не менее ООО «Исток» предоставило в Минпромторг доказательства сдачи на утилизацию пассажирского теплохода ОМ-396 с регистрационным номером 138587. Параллельно ООО «Исток» предоставило на обозрение Минпромторга договор от 2019 г. на строительство «морского круизного судна проекта №RDB 30.066+».

«На основании п. 2.1 соглашения истцом (Минпромторг. – Прим. ред.) была перечислена ответчику (ООО «Исток». – Прим. ред.) субсидия на сумму 27 912 140,20 р., что подтверждается платежным поручением от 25 февраля 2021 г. №249990», — сообщается в материалах дела. Далее Минпромторг указал на иные обязательные условия соглашения: «Приобретение (строительство) получателем нового гражданского судна должно осуществляться на территории РФ за счет собственных и (или) заемных средств и (или) кредитных средств, полученных в российских кредитных организациях, или на основании договоров лизинга, заключенных с российскими лизинговыми компаниями. Новое гражданское судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, либо в реестре маломерных судов, либо в Российском международном реестре судов, либо в Российском открытом реестре судов». Здесь же указана дата регистрации судна в соответствии с соглашением — не позднее 31 декабря 2023 г.

«Письмом от 23 января 2024 г. №23/01 ответчик (ООО «Исток». – Прим. ред.) предоставил истцу (Минпромторг. – Прим. ред.) отчет о достижении значений результата предоставления субсидии, в соответствии с которым новое гражданское судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре, либо в реестре маломерных судов, либо в Российском международном реестре судов, либо в Российском открытом реестре судов», — отмечается в решении арбитража.

Стоит отметить, что ООО «Исток» не стало оспаривать требование Минпромторга и вернуло субсидию в полном размере, что было подтверждено платежным поручением от 14 февраля 2024 г. В то же время надо понимать, что 27 млн р. в феврале 2021 г. (дата предоставления субсидии) и 27 млн р. в феврале 2024 г. (дата возврата субсидии) — это разные в цене деньги. Если гипотетически предположить, что некое морское судно по заказу ООО «Исток» строилось за пределами РФ, то в феврале 2021 г. доля субсидии в финансировании строительства измерялась суммой порядка $378,5 тыс. В феврале размер оговоренной субсидии в долларовом эквиваленте составлял $305,9 тыс. Несложно заметить разницу почти в $73 тыс.

Дальнейшее взаимодействие между Минпромторгом и ООО «Исток» описано следующим образом: «Письмом от 20 февраля 2024 г. №16751/09 ответчику (ООО «Исток». – Прим. ред.) направлено требование об уплате процентов за пользование денежными средствами, на которое получатель письмом от 19 марта 2024 г. №15 ответил отказом». Данное обстоятельство послужило поводом для обращения Минпромторга в арбитражный суд. 24 сентября 2024 г. было изготовлено мотивированное решение суда первой инстанции о взыскании с ООО «Исток» в пользу Минпромторга 6,14 млн р. К этому времени Корневы и компания, наверное, могли успеть обкатать круизное судно, строившееся с участием денег из бюджета РФ.