Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (944) | 18 ноября 2024г.
 

Птушкина не догонят

«Силк Вэй» ускоряет опережение продаж российских грузовиков

Георгий Кизельгур

8 ноября генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ обозначил планы строительства совместного с китайской компанией автозавода на территории РФ. Заявление сделано на фоне убытков подконтрольного Ростеху ПАО «КАМАЗ» по итогам 9 мес. 2024 г. Идея Чемезова выглядит несколько запоздавшей. Дистрибьюторы грузовиков, выпущенных автоконцернами из КНР, успешно справляются со стратегической задачей захвата рынка иностранной техникой без помощи Ростеха. Особо выделяется ООО «Силк Вэй» Константина ПТУШКИНА (на фото). В количестве реализуемых автомобилей Sitrak Птушкину нет равных.

Колебания госкорпорантов

О планах Ростеха построить завод совместно с китайской автомобильной компанией где-нибудь в Подмосковье или в Сибири Сергей Чемезов разоткровенничался 8 ноября т.г. на встрече со студентами в рамках форума «Научно-техническое развитие и задачи глобального лидерства». «Недавно вернулись из командировки из Китая, были там на заводе крупной автомобилестроительной компании. Очень передовое производство — больше тысячи роботов и почти ни одного человека в цехах. Мы с ними договорились, что постараемся построить такой же завод где-нибудь у нас, может быть, в Подмосковье или в Сибири. Они готовы нам помочь», — цитирует слова Чемезова агентство ТАСС (https://tass.ru/ekonomika/22352937).

Ожидаемая кооперация Ростеха с китайскими партнерами выглядит не слишком логичной на фоне проблем с продажами грузовой техники у российского автопроизводителя ПАО «КАМАЗ», возглавляемого ставленником Чемезова Сергеем Когогиным. Как следует из опубликованного автогигантом отчета о финансовых результатах, за 9 мес. 2024 г. выручка от реализации продукции составила 228,76 млрд р., что ниже показателя за соответствующий период 2023 г. (247,27 млрд р.). Валовая прибыль упала более чем в 2 раза — с 31,28 млрд р. до 15,45 млрд р. Чистый убыток КАМАЗа за три квартала т.г. достиг 3,83 млрд р. При этом за 9 мес. 2023 г. КАМАЗ получил чистую прибыль в размере 15,82 млрд р.

Известны и причины столь плачевного положения дел. По данным аналитического агентства «Автостат», за 10 мес. 2024 г. в России было реализовано 18,5 тыс. новых грузовых автомобилей КАМАЗ, что на 29% меньше, чем за тот же период прошлого года (https://www.autostat.ru/news/58861/). Более подробный расклад приводит агентство «АСМ-Холдинг». По его подсчетам, грузовики КАМАЗ оказались на восьмом месте в десятке самых продаваемых на российском рынке в течение 9 мес. 2024 г. моделей.

Восьмое место заняла модель КАМАЗ 43118, которой было продано 3246 ед. (падение на 40,4% к уровню продаж этой модели за 9 мес. 2023 г.), десятое место — модель КАМАЗ 5490 с объемом реализации 2830 ед. Снижение к уровню продаж этой модели за 9 мес. 2023 г. составило 0,6% (https://reis.zr.ru/ news/ rynok- gruzovikov- itogi- 9- mesyatsev/).

Отсюда выглядит нелишним стремление Когогина увеличить объем продаж через расширение их географии. 7 ноября т.г. в Венесуэле был подписан меморандум между КАМАЗом и местной компанией J.C. Internacional 2004 C.A. Стороны заинтересованы в запуске в южноамериканском государстве сборочного производства на шасси КАМАЗ. «Речь идет о поставке шасси для изготовления автобусов средней пассажировместимости, автомобилей-самосвалов грузоподъемностью 20 т и автомобилей-шасси для изготовления коммунальной техники. Объемы поставок находятся в стадии обсуждения», — сообщается в официальном релизе ПАО «КАМАЗ» (https://kamaz.ru/ press/ releases/ kamaz_ budet_ prodvigat_ v_ venesuele_ svoyu_ gruzovuyu_ avtotekhniku_ i_ avtobusy/). Логика, не знающая аналогов. Потерять позиции на собственном рынке, после чего искать себе сбыт за океаном на другой части земного шара.

«Азиатские тигры»

На российском рынке благодаря поддержанным Чемезовым на студенческом форуме «задачам глобального лидерства» места для моделей КАМАЗа, похоже, остается все меньше. Важно, что ныне действующие дистрибьюторы прекрасно справляются с поглощением рынка китайскими грузовиками в ущерб разработкам еще советского автопрома и без создания новых совместных сборочных производств с Ростехом. Так, одним из лидеров по противодействию маркетинговой политике КАМАЗа на просторах России выглядит дистрибьютор грузовиков FAW ООО «ФАВ-Восточная Европа» (ФВЕ) с ИНН 7726571783. По данным агентства «АСМ-Холдинг», за 9 мес. 2024 г. им реализовано 3 346 ед. модели FAW J7. Это почти на 400% выше уровня продаж этой модели за 9 мес. 2023 г. Выручка ФВЕ за 2023 г. превысила 137 млрд р.

В тройку лидеров по темпам прироста продаж входит также дистрибьютор ООО «Дунфэн Трак Рус» с ИНН 5009133942 (ДТР), торгующий грузовиками Dongfeng. За 9 мес. 2024 г. ДТР реализовал 5211 ед. модели DFH-Series, что на 121% выше количества продаж за соответствующий период 2023 г.

По стопам младореформаторов

Абсолютным лидером в деле нейтрализации шансов КАМАЗа прийтись ко двору большему числу российских потребителей является самарский дистрибьютор грузовиков концерна Sinotruk ООО «Силк Вэй» с ИНН 6312169878. В количестве реализуемых автомобилей модели С7Н директору и совладельцу «Силк Вэя» Константину Птушкину нет равных. По данным «Автостата», в октябре 2024 г. модель C7H установила очередной рекорд. Доля ее продаж в общем количестве реализованных в РФ грузовиков в отчетном месяце составила 15% (!) (https://www.autostat.ru/news/58830/). По данным «АСМ-Холдинга», за 9 мес. 2024 г. «Силк Вэй» мог продать 3 673 ед. модели С7Н с колесной формулой 6 на 4 (прирост к уровню соответствующего периода 2023 г. на 162%) и 10 375 (!) ед. модели С7Н с колесной формулой 4 на 2 (падение к уровню 9 мес. 2023 г. на 27%). В целом за 9 мес. 2024 г. продажи модели C7H всех колесных формул достигли 15 450 ед. За 9 мес. 2023 г. было реализовано 18 219 ед. данной модели, но конкуренты (в особенности «КАМАЗ») за истекший год в плане общих продаж моделей просели больше.

Причиной столь впечатляющих успехов Птушкина наблюдатели, с одной стороны, видят поклонение популярному либеральному лозунгу, авторство которого приписывают младореформатору Егору Гайдару (1956-2009 гг.): «Кому нужны ваши станки? Понадобятся — мы за рубежом все купим». В то же время совладелец «Силк Вэя», похоже, взял под козырек в отношениях с лоббистами из числа отставных силовиков, проповедующими агрессивный маркетинг (вплоть до переманивания ценных специалистов) в совокупности с искусным снижением расходов на растаможивание импортируемых через третьи страны вроде Казахстана грузовиков Sinotruk (см. «Хронограф» №30 (937) от 30.09.24). Пока с таким гремучим сочетанием КАМАЗ ничего поделать не может. Сергей Когогин отмалчивается, а его куратор председатель совета директоров ПАО «КАМАЗ» Сергей Чемезов будто не замечает угрозы размытия доли отечественного грузового автопрома в продажах на внутреннем рынке.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.