Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (947) | 9 декабря 2024г.
 

Думский апгрейд

Начнется с главы аппарата СГД Калакутского

ИА «Центр-Инфо»

3 декабря губернатор Самарской обл. Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ показал, как должна функционировать Самарская губернская дума (СГД). Подписанное в тот день соглашение между правительством Самарской обл. и СГД задает новый формат отношений между ветвями власти. Причем впору будет говорить об их слиянии. В первую очередь это можно будет наблюдать на примере аппарата СГД. Индикатором процессов может стать увольнение руководителя аппарата СГД Андрея КАЛАКУТСКОГО (на фото). Рассуждать в нынешних реалиях о конституционности подобных преобразований не приходится.

В томительном ожидании

3 декабря произошло по-настоящему историческое для Самарской обл. событие, не уступающее по своим последствиям тем, что происходили в 1991 и 1993 гг. На информационном портале СГД оно было описано так: «3 декабря на пленарном заседании СГД состоялась церемония подписания Соглашения о взаимодействии исполнительных органов Самарской обл. и СГД по вопросам нормотворческой деятельности, мониторинга правоприменения и правового просвещения граждан». Документ появился исключительно по инициативе губернатора Самарской обл. Вячеслава Федорищева.

То, как проходило подписание соглашения, наглядно говорит об отношении Вячеслава Федорищева к законодательному органу. Процедура должна была состояться перед началом внеочередного пленарного заседания СГД, которое созвали на 3 декабря в 11.00. Все собрались. Тем не менее к указанному времени губернатор прибыть не сумел. Время отодвинули на полчаса. В 11.30. в стенах СГД уже собрались не только все депутаты, но и министры. К этому моменту Вячеслав Федорищев прибыть также не смог. Внеочередное заседание СГД было решено начать в 12.00. Уже после рассмотрения нескольких вопросов в зале СГД появился губернатор. Он заявил, что заезжал к пострадавшему подростку. Никто не посмел поинтересоваться о том, что могло помешать ему нанести визит к подростку после заседания СГД. При этом Федорищев ясно дал понять, что может приезжать к депутатам тогда, когда удобно именно ему. Далее состоялась церемония подписания соглашения. С одной стороны, подпись поставил председатель СГД Геннадий Котельников, с другой — Вячеслав Федорищев.

Комментируя подписание соглашения, губернатор подчеркнул: «Если нас по полномочиям где-то жизнь обязывает не быть вместе — мы с Геннадием Петровичем Котельниковым договорились, документ подписали, теперь мы имеем рамку такого плотного предметного взаимодействия». Вячеслав Федорищев в этой фразе дал понять, что прекрасно осознает конституционное разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, но готов настроить депутатов на работу в новом, ему удобном формате. Важно отметить, что подписанный документ — это добровольное согласие на совместную деятельность, никакой законодательной основы оно под собой не имеет.

Со стороны СГД документ должен был готовиться силами аппарата, который возглавляет Андрей Калакутский. В его функции входит правовое, нормотворческое, аналитическое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности СГД. Какую именно роль в создании соглашения сыграл чиновник Андрей Калакутский, не раскрывается. Похоже, он просто пропустил через свой аппарат то, что было спущено из правового департамента администрации губернатора Самарской обл., который возглавляет Владимир Моргунов.

Подготовительная работа

Накануне, 2 декабря, на оперативном заседании правительства Самарской обл. губернатор Вячеслав Федорищев обозначил, каким образом будет выстраиваться процесс совместной работы с СГД. При обсуждении вопроса о расселении из ветхого и аварийного жилья врио министра строительства Самарской обл. Анна Урусова не смогла ответить на ряд уточняющих вопросов со стороны губернатора. В результате губернатор дал устное распоряжение своей администрации: «На все оперативные совещания приглашать председателя самарской областной думы.

По профильным вопросам приглашать руководителей комитетов, которые занимаются этими вопросами. Это указание для администрации губернатора». С учетом управленческого темперамента Федорищева в слове «приглашать» можно было уловить нотки куда более жесткого «обязать». Более того, с учетом намеченного на 3 декабря подписания беспрецедентного соглашения с СГД Федорищев знал, о чем говорил. То, как председатели профильных комитетов СГД будут реагировать на «обязанность» каждый понедельник приезжать на планерку в правительство к Федорищеву, никого не озаботило. Как, впрочем, и самого председателя СГД Геннадия Котельникова, который тоже будет «обязан» ломать свой график работы, чтобы в понедельник присутствовать на планерке у Федорищева. Это следует считать одним из первых элементов начала выстраивания «взаимодействия исполнительной власти и СГД». Со стороны СГД это должен будет организовывать руководитель аппарата СГД Андрей Калакутский. Причем не только организовывать, но и нести ответственность за обеспечение визита необходимых депутатов на понедельничную планерку Федорищева. Практика последних лет показала, что это почти невыполнимая для Калакутского задача.

Последним подтверждением этому служат события недавнего внеочередного заседания СГД, прошедшего 15 ноября. На том заседании СГД Вячеслав Федорищев ясно дал понять свое отношение к ряду депутатов и вообще к деятельности СГД: «Мы недостаточно с вами общаемся — будем общаться больше. Я лично, потому что мне важно от вас слышать действительно ваши обоснованные позиции не про защиту интересов своих или ваших компаньонов, а именно про защиту интересов жителей. И у нас будет это обсуждение очень профессионально построено». Это Федорищев заявил в укор тому, что «депутаты могут не приходить на важное концептуальное обсуждение бюджета просто потому, что не хотят». «Знаете, есть законодательная инициатива, есть личная инициатива, я бы хотел вас покритиковать всех. У вас мало инициатив, направленных на созидательные изменения в Самарской обл.», — указал 15 декабря в зале СГД губернатор. Он явно дал понять, что так, как было раньше, уже не будет. Депутатам придется играть по его правилам.

Здесь следует заметить, что спикеру СГД Котельникову и руководителю аппарата СГД Калакутскому так и не удалось одернуть губернатора, напомнить, что он, вообще-то, в законодательном собрании Самарской обл., а не у себя в правительстве. 75-летний Котельников промолчал потому, что знаком с номенклатурной практикой периода СССР. Оторопь же рожденного в 80-х Калакутского понять сложнее.

Номенклатурное право

Тем не менее следует отдать должное советской номенклатурной закалке Котельникова. Так, например, еще 14 ноября 2019 г. на пленарном заседании СГД он попросил депутатов отложить командировки на время обсуждения и принятия бюджета на 2020 г. Причиной стал случившийся накануне срыв заседания одного из комитетов. «Стыдно же было! Министр управления финансами пришел, а депутаты не собрались. У кого-то какие-то мотивации, кого-то куда-то вызвали, кто-то не может. Со всех объяснительные! Это прекратиться должно! Распределяйте время! Стыдища же была! Все, кого не было на заседании, напишут объяснительные», — пытался 5 лет назад наладить дисциплину Геннадий Котельников (см. «Хронограф» №2 (738) от 27.01.20).

Спустя 5 лет, 15 ноября 2024 г., неявка ряда депутатов СГД на пленарное заседание для обсуждения бюджета Самарской обл. дала возможность Вячеславу Федорищеву открыто заявить претензии в адрес уже именно аппарата СГД: «Я никогда не пойду не в свои полномочия, но у нас в правительстве такого не будет. Я рекомендую тем, кто помогает Геннадию Петровичу организовывать работу думы, быть более последовательным и четким». Это был прямой посыл в адрес Андрея Калакутского.

Вячеслав Федорищев намерен сломать сложившуюся систему, когда депутатами СГД становятся далеко не по партийному признаку и уж тем более по итогам крайне низкой явки сомнительного качества электората. Игроки на политическом поле уже давно делятся по принадлежности к финансово-промышленным группам (ФПГ). Зачастую принадлежность к ФПГ проявляется не трудовой книжкой или прямым финансированием, а более сложными системами взаимоотношений. Не секрет, что весь состав СГД делится на группы влияния. Предыдущие губернаторы заключали неформальные договоренности с местными группами влияния, политическими и бизнес-элитами. В результате те получали свои квоты в СГД. За последние десятилетие СГД превратилась в некую аморфную структуру, не имеющую реальной политической силы, хотя Конституция РФ дает ей все для этого основания. Тем не менее, прикрываясь конституционными нормами, определенные группы сил в СГД научились пользоваться ситуацией по своему усмотрению. При таком стечении обстоятельств руководитель аппарата СГД должен оказаться мальчиком на побегушках у хозяев положения. Важно подчеркнуть, именно у хозяев положения. Для остальных же он цербер.

Предыдущие губернаторы Самарской обл. предпочитали достигать компромиссных соглашений с т. н. хозяевами положений. Впрочем, тогда времена были другие. Сегодня руководство Администрации президента РФ ставит перед губернаторами новые задачи, позволяя импровизировать с поисками инструментария для их реализации. Похоже, что Федорищев нащупал такой инструмент в отношении СГД. Суть его проста. 50 депутатов — это лишь малая часть надводного тела СГД. Основу СГД составляют почти 300 чиновников. В отличие от большинства депутатов они являются государственными служащими. Проще говоря, бюджетниками. СГД — это один из крупнейших в Самарской обл. главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). С учетом этого обстоятельства Федорищев имеет право знать, как ГРБС — аппарат СГД — осваивает ресурсы. Логично, что при таком подходе к делу руководить аппаратом СГД должен человек, хорошо понимающий намерения губернатора. Вряд ли Андрей Калакутский соответствует этим критериям. Вполне возможно, что эта роль будет отведена человеку из окружения губернатора.

Помимо всего этого, в ходе состоявшейся 19 ноября конференции Самарского регионального отделения (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР) секретарь политсовета СРО ЕР Вячеслав Федорищев открыто дал понять, что намерен влиять на предстоящие выборы в СГД. Для этого был запущен партийный проект ЕР «Родник». «Это важно, чтобы мы вместе с однопартийцами вложили в него всю свою порядочность, душу и сердце. Срок — сентябрь 2026 г., когда будем выбирать депутатов Госдумы, СГД. Мы, жители региона, будем решать, кого считаем своими представителями в очень важных ветвях власти. Условное название проекта — «Родник». Это была отмашка на начало нового большого политического цикла 2026 г. (см. «Хронограф» №38 (945) от 25.11.24).

Выступления Федорищева можно рассматривать как попытку исполнительной власти Самарской обл. взять под контроль законодательную. В соответствии с Конституцией в РФ существуют три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная, и они независимы друг от друга. Следует отметить, что на федеральном уровне кабинет министров РФ контролируется, хоть и формально, депутатами Государственной думы РФ.

У Вячеслава Федорищева много амбициозных планов. Например, реформа органов местного самоуправления. Для их реализации в законодательном плане ему необходим контроль над депутатами, в т. ч. посредством аппарата СГД. Все идет к тому, что это будет не диалог между двумя ветвями власти, а монолог Федорищева. Не исключено, что ряд бизнес-элит региона не захотят услышать губернатора.