20 ноября на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) во втором и окончательном чтении был принят бюджет Самарской области на 2008 год и на плановый период 2009-2010 гг. В этот же день министр управления финансами Самарской обл. Павел ИВАНОВ провел пресс-конференцию, на которой объявил основные параметры бюджета, а также высказал свое мнение относительно изменившейся системы бюджетирования.
- Павел Александрович, о трехлетнем планировании говорилось достаточно много, в рамках этой беседы о нем достаточно лишь упомянуть. Не все субъекты Федерации решились перейти на среднесрочное планирование, тем более что практики как таковой нет, даже на уровне Федерации. Что, помимо рекомендаций федерального центра, бралось за основу при подготовке трехлетнего бюджета? - Действительно, практики среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования у нас еще не было. По крайней мере, по отношению к бюджету в целом. Однако практика разработки отдельных долгосрочных программ, которые реализовывались, в том числе, за счет средств областного бюджета, у нас существует. Как правило, целевые программы рассчитаны на среднесрочное и долгосрочное планирование. В качестве примера уже реализующихся целевых программ можно привести областную целевую программу «Развитие малой энергетики на 2006-2010 гг.», программу «Обеспечение граждан питьевой водой», а также мероприятия, осуществляемые в рамках приоритетных национальных проектов, в частности — областную целевую программу «Жилище», которая также разработана на 4 года. Поэтому переход на трехлетний бюджет был вполне логичным, к его разработке и согласованию были готовы как правительство Самарской области, так и депутаты губернской думы. - Достаточно много говорилось о социальной направленности бюджета. Коррективы в проект вносились не один месяц и не на одном заседании согласительной комиссии. Насколько удалось учесть все пожелания и какая отдача от них ожидается? - Планируя социальные расходы, мы закладывали максимальные позиции в наших расходных обязательствах. И правительство, и депутаты приложили все усилия для того, чтобы бюджет в итоге был принят в сегодняшнем виде и его основные параметры соответствовали потребностям социально-экономического развития области и муниципальных образований. Но наши усилия могут оказаться бессмысленными, если не будет четкого исполнения бюджета. Вопрос контроля в данном случае занимает первое место. К сожалению, есть ряд муниципалитетов, которые в течение длительного срока не могут освоить средства областного и федерального бюджетов. Для своевременного освоения средств нужен четкий механизм, необходима совместная отлаженная работа. Именно этого мы требуем от главных распорядителей бюджетных средств. И исходя из этого будем строить взаимоотношения с ними в следующем году. У министерства управления финансами установились нормальные взаимоотношения с федеральным казначейством, выполняющим функции кассового обслуживания исполнения областного бюджета. В свою очередь, за министерством как органом, организующим исполнение бюджета, закреплены функции санкционирования расходов и кассового исполнения бюджета. Предварительный контроль платежных документов, предоставляемых получателями средств областного бюджета, осуществляется отдельным подразделением министерства — департаментом исполнения областного бюджета и отчетности. Для качественного финансирования социальных расходов, безусловно, необходимо контролировать не только процесс расходования средств, но и их планирование, начиная с составления бюджетной росписи. | | Сейчас каждый главный распорядитель средств областного бюджета ведет реестр расходных обязательств, который является основой для формирования сводной бюджетной росписи. Ответственность главных распорядителей средств областного бюджета в этих условиях значительно возрастает. Механизм планирования был перестроен в 2006-2007 гг., и сейчас можно говорить о том, что в 2008 г. мы входим с четкой системой финансового планирования, разработанной во взаимосвязи с финансовым органом. - Основных параметров бюджета три — доходы, расходы и, к сожалению, дефицит. Озвучьте их, пожалуйста, и поясните способы покрытия дефицита. - Доходы областного бюджета на 2008 г. запланированы в размере 68 млрд. 838 млн. р., расходы — 78 млрд. 64 млн. р., дефицит — 9 млрд. 227 млн. р. (5,7% расходов областного бюджета). Дефицит не превышает предела, допустимого Бюджетным кодексом, и не должен ни у кого вызывать тревоги. Фактически дефицит — это способ привлечения заемных средств. Мы намерены постепенно снижать его размер. В 2009 г. доходная часть бюджета запланирована в размере 72 млрд. 701 млн. р., расходная — 77 млрд. 118 млн. р., дефицит — 4 млрд. 417 млн. р. (5,7% расходов областного бюджета). Для покрытия дефицита в плановом периоде мы планируем привлекать заимствования на более длительный срок, чем в предыдущие годы. Мы хотим разместить заём на срок до семи лет с переменной ставкой купонного дохода. Это новый, довольно интересный финансовый инструмент, который позволит нам, с одной стороны, сэкономить расходы бюджета на обслуживание привлеченных средств, а с другой стороны — позволит сделать заимствования более гибкими. Кроме того, я считаю, что это лучший вариант с точки зрения экономической целесообразности. Мы всегда делаем анализ того, как у нас тратятся привлеченные средства. Если их размер меньше инвестиционной составляющей, заложенной в областном бюджете, то мы считаем, что заемные средства служат источником развития. Если бы величина привлеченных средств превышала объем инвестиционной программы, то можно было бы говорить о проедании средств, о том, что мы не развиваемся и тем самым усложняем ситуацию на последующие годы. Это вполне приемлемый и обоснованный подход. Напрямую в Бюджетном кодексе он не прописан, но с точки зрения экономической целесообразности имеет право на существование. Привлеченные ресурсы позволяют развиваться, осуществлять серьезные инвестиционные расходы, вкладывать средства в школы, больницы, дороги, то есть в те объекты, которые позволят усовершенствовать нашу социальную инфраструктуру. Ее создание — задача крайне ресурсоемкая, но при правильном подходе с ней можно справиться без ущерба для всех остальных отраслей, особенно при грамотном формировании инвестиционной составляющей бюджета. - При голосовании за проект бюджета пять депутатов СГД воздержались от голосования. Позднее, комментируя свою позицию, они поясняли, что в перечень расходных обязательств не были заложены средства на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы на обещанные суммы. Почему такое стало возможным при декларируемой социальной направленности областного бюджета и что планируется предпринять? | | - Для того, чтобы повышать заработную плату работникам бюджетной сферы, нужно было перейти к отраслевой системе оплаты труда. Это обеспечит должную увязку уровня заработной платы конкретного работника с эффективностью и результатами его труда. Этот переход и был сделан нами на примере сферы образования. В итоге средняя зарплата работников образования увеличилась за период 2005-2007 гг. практически вдвое. Разрабатываемая концепция перехода на отраслевую систему оплаты труда работников дошкольных учреждений уже в 2008 г. позволит им получать заработную плату на 30% больше, чем сейчас. Относительно медицинских работников хочу сказать, что в настоящее время по поручению губернатора Самарской области в целях создания системы стимулирующих выплат для работников муниципальных клиник создана рабочая группа. В будущем необходимо работать в направлении того, чтобы перейти к системе бюджетирования, ориентированного на результат, всем работникам бюджетной сферы. - Помимо обязательств перед работниками бюджетной сферы, область обязана реализовывать текущие федеральные и областные программы, об этом вы упомянули в начале разговора. Каковы сейчас основные параметры софинансирования из федерального бюджета? И скорректировались ли, в связи с изменением системы бюджетирования, полномочия Федерации, ее субъектов, а также муниципалитетов? - О цифрах софинансирования отдельных расходных обязательств пока говорить рано. Как было сказано на согласительной комиссии, на думских комитетах, расходы областного бюджета на федеральные и областные программы увеличились на 8%. Средства федерального бюджета пока предусмотрены в минимальном объеме. Принятые программы будут софинансироваться по мере освоения средств, после принятия необходимых нормативных актов. Если говорить о цифрах, то 2007 г. мы планируем закончить с объемом федеральных средств в 6 млрд. р., а в 2008 году, по предварительной оценке, поступления из федерального бюджета должны составить не менее 8 млрд. р. Любое финансирование начинается после оформления соглашения с соответствующим федеральным органом власти. К сожалению, несмотря на огромный пласт накопившихся проблем, не всегда в случае предоставления денежных средств они эффективно используются бюджетополучателями. Под неэффективностью использования я понимаю несвоевременную и неполную выборку средств. Подобная картина, к сожалению, наблюдается на сегодняшний день и в муниципальных образованиях. К примеру, бюджет городского округа Тольятти на 1 октября текущего года, то есть по итогам трех кварталов, исполнен только на 52%. Эта ситуация достаточно серьезно обсуждалась на совещании по проблемам г. Тольятти при губернаторе Самарской обл. Владимире Артякове. То есть можно предположить, что услуги населению на 1 октября были выполнены на 52%, вместо ожидаемых 75%. Такой уровень расходов говорит о невыполнении конкретных мероприятий, которые должны проходить в рамках развития муниципальной инфраструктуры. Когда мы видим, что средства, заложенные в областной бюджет, используются неэффективно, нам приходится их перераспределять. Так, например, получилось с пресловутой развязкой на Обводном шоссе. На примере Тольятти я пояснил функционирование связки «Федерация — субъект — муниципалитет». Федеральный центр не может, да и не должен контролировать исполнение бюджета каждого муниципалитета. Для нас проще и эффективнее перемещать денежные средства в пределах региона. А задача Федерации в данном случае — выполнять соглашения в рамках софинансирования отдельных программ и следить за тем, чтобы в субъекте не было нарушений бюджетного законодательства. Такую структуру можно считать оптимальной. |