На прошедшей неделе в Автозаводском районе ОАО «ТЕВИС» были проведены температурные испытания тепловых сетей. Компания в очередной раз подтвердила свой высокий профессионализм, выполнив работы в заявленные сроки с максимальным качеством. Тем не менее ОАО «ТЕВИС», как и многие другие энергетические предприятия РФ, испытывает ряд проблем системного характера. О работе предприятия на данном этапе корреспонденту «Хронографа» рассказал заместитель технического директора ОАО «ТЕВИС» Владимир ОРЕХОВ.
- Владимир Николаевич, температурные испытания доставляют ряд неудобств жителям. Далеко не все понимают необходимость и сложность этих работ. С какой целью и в какие сроки эти испытания проводятся? - ОАО «ТЕВИС» занимается обслуживанием тепловых сетей Автозаводского района. От их исправности зависит наличие у потребителя горячей воды и тепла. С целью поддержания функциональности сетей предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих ликвидировать неисправности и по возможности их предотвращать. Одно из важнейших мероприятий — испытание тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя. Эти испытания проводятся с целью выявления в условиях повышенных температур деформаций, которые возникают при повышении температуры теплоносителя. Проверке подлежат магистральные и внутриквартальные тепловые сети. Испытания проводятся с отключением горячего водоснабжения и отключением отопления в местах массового скопления людей (школьных и дошкольных, а также медучреждений). Суть испытаний заключается в следующем: ТЭЦ поднимает температуру теплоносителя до 140 градусов. Нагретая до этой температуры вода прокачивается по трубам, в результате чего происходит их линейное удлинение. В этот момент устройства для устранения влияний колебаний температуры компенсируют это расширение. Это одно из мероприятий по подготовке сетей к следующему отопительному сезону 2006-2007 гг. С 10 по 14 апреля эти работы были выполнены. Мы поднимали температуру и наблюдали за работоспособностью компенсирующих устройств. | | Были обнаружены 31 внутридомовый порыв и 4 порыва внутриквартальных сетей. После температурных испытаний в течение двух дней горячее водоснабжение во всем районе было восстановлено. Необходимость этой процедуры очевидна. В случае отказа оборудования в зимний период возникновение аварийной ситуации неизбежно. И как следствие — отключение теплоснабжения в домах Автозаводского района. Такие мероприятия проводятся один раз в два года. Прежде чем проводится испытание, составляется программа, которую утверждает руководитель ОАО «ТЕВИС». После чего она согласовывается с администрацией района, ДЭ, ЖКХ и С, ЭП ОАО «АВТОВАЗ» и ТЭЦ ВАЗа. В связи с тем что во время проведения испытаний может возникнуть ряд трудностей, зависящих от того или иного участника испытаний, заявленный срок исполнения работ — 5 дней. Фактически все проходит гораздо быстрее — в течение 2-3 дней. - Насколько известно, одних температурных испытаний недостаточно для оценки состояния сетей... - Конечно, это не единственное мероприятие, позволяющее поддерживать исправность тепловых сетей. Ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов проводится гидравлическая опрессовка для определения плотности и механической прочности трубопроводов и арматуры теплосетей. Испытания проводятся согласно разработанной и утвержденной программе. В ней представлен перечень подготовительных работ и мероприятий по проведению испытаний, ликвидации порывов и дефектов, выявленных во время испытаний, с указанием сроков их устранения. Если в апреле мы поднимаем температуру теплоносителя, то в начале мая испытания сетей будут проходить за счет повышения давления. | | Если обычно оно равняется 16 кг/кв. см, то во время испытаний давление в трубах увеличивается до 20 кг/кв. см. По мере проведения работ слабые участки определяются и ремонтируются. В результате испытаний обнаруживаются дефектные участки тепловых сетей, которые необходимо менять полностью. - С начала 90-х годов, когда советская система прекратила свое существование, во многих отраслях возникла проблема воспроизводства основных фондов. Существует ли такая проблема у ОАО «ТЕВИС» ? - В данном случае мы не являемся исключением и проблемы, конечно же, существуют. В ведении ОАО «ТЕВИС» находится более 500 км тепловых сетей. Их амортизация рассчитана на 25 лет. На данном этапе за счет того, что срок эксплуатации сетей пока не истек и регулярно выполняются необходимые мероприятия, в том числе и испытания сетей, процент удельной повреждаемости в Автозаводском районе очень низкий. Существует такой показатель -удельная повреждаемость. Его величина зависит от того, сколько случаев повреждений приходится на один километр сетей в течение года. Согласно последним данным по Автозаводскому району, этот коэффициент равен в среднем 0,4. Для сравнения: в среднем по России он зачастую больше единицы. Ситуация последних лет, когда по всей стране зимой случается много аварий и население остается без тепла и горячей воды, для Тольятти не за горами. Аварийные ситуации возникают потому, что замена коммуникаций происходит довольно медленно и не в полном объеме. На сегодняшний день более половины трубопроводов в Автозаводском районе имеют срок службы более 20 лет. Нормативный срок эксплуатации теплосетей определяется проектом и составляет 25 лет. Таким образом, каждый год необходимо заменять 4%, или 20 км теплосетей. Мы меняем 5-7 км. ТЕВИС имеет достаточно ресурсов, чтобы качественно и своевременно выполнять такие работы. Но не все зависит от нас. Проблема банальна: нужны деньги. Мы можем финансировать эти работы только за счет тарифа, который в ОАО «ТЕВИС» ниже, чем в Центральном районе, и один из самых низких тарифов в России. |