Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (791) | 29 марта 2021г.
 

Алексей Степанов:

Дети должны учиться в современных школах

Алиса Кирсанова

В прошлом году в Самарской обл. началась реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), направленного на обеспечение равного доступа к национальной информационно-сервисной платформе всех образовательных организаций. Почему в проекте ЦОС общественность предпочитает видеть попытку замены очного образования на дистанционное и что представляет ЦОС на самом деле, в интервью Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» рассказал депутат Самарской губернской думы (СГД), участник профильных по ЦОС мероприятий Алексей СТЕПАНОВ.

- Алексей Анатольевич, 26 февраля в СГД проходил круглый стол по реализации ЦОС в регионе, но дискуссия ушла в обсуждение опасений родителей о внедрении дистанционного обучения взамен очного под видом ЦОС. Что происходит на самом деле?

- Считаю, в первую очередь нам необходимо разделить два процесса. Первое. Нам всем пришлось пережить множество ограничений, чтобы не допустить катастрофической ситуации по распространению COVID-19. Здоровье детей требовало особой защиты. В этой нештатной ситуации государство вместе со всеми нашими образовательными организациями смогло обеспечить непрерывность образовательного процесса и продемонстрировало, что мы готовы к вызовам времени. Были использованы, а точнее, масштабно опробованы дистанционные технологии обучения. В итоге мы получили бесценный опыт и отработанную модель по организации образования в форс-мажорных обстоятельствах. Сложно было всем. Была масса трудностей. Если помните, многие семьи оказались без возможности продолжить образование своих детей из-за отсутствия дома Интернета или компьютерной техники. Тогда неравнодушные граждане, объединившись в волонтерское движение ВПП «Единая Россия» «Мы вместе», находили ресурсы и решали проблемы таких семей наряду с региональными и муниципальными властями.

Сегодня многие семьи, кого даже не затронули технические трудности, с негативом вспоминают период вынужденного дистанционного обучения своих школьников. На этих отрицательных эмоциях до сих пор продолжают играть деструктивные политические силы, пытаясь заработать определенный авторитет защитников традиционной очной формы образования. Парадокс, но очной форме образования ничего не угрожает. Нам на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что цифровая образовательная среда дополняет традиционное обучение.

Так кто и с какими целями блокирует цифровизацию образовательного процесса и лишает наших детей равного доступа к лучшим образовательным ресурсам, лишает их возможности получать образование по индивидуальному плану?

Есть еще одно не менее важное следствие вынужденных ограничений из-за COVID-19: мероприятия по внедрению в школах цифровых технологий получили существенное ускорение. В условиях локдауна те сферы нашей жизни, где был высокий уровень цифровизации, показали свою эффективность. Так, портал Госуслуг позволил оперативно и в масштабах всей страны обеспечить поддержкой наших граждан, обеспечить выплатами семьи с детьми. В июле прошлого года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент РФ Владимир Владимирович Путин обозначил задачу: Россия должна стать одним из мировых лидеров по цифровизации всех областей жизни, а также по качеству образования и количеству научных исследований.

Сегодня ни у кого не осталось возможности дальше медлить с обеспечением школ скоростным интернетом и современным цифровым оборудованием. Модернизация должна прийти абсолютно в каждую школу вне зависимости от численности обучающихся и удаленности населенного пункта. Именно это обстоятельство существенно активизировало реализацию федерального проекта ЦОС, хотя он был утвержден еще в декабре 2018 г. в рамках нацпроекта «Образование». Тогда на местах так остро не ощущалась его значимость. Хотя еще в 2012 г. ведущие работодатели России публично заявляли, что экспоненциально растущее техническое развитие и информатизация в обществе требуют серьезной модернизации образовательного процесса.

В связи с тем, что наш регион не вошел в число пилотных площадок по ЦОС, у нас активное исполнение данного проекта пошло в 2020 г. Мы за первый год его реализации вышли на неплохие результаты. Оснастили 101 школу цифровым и мультимедийным оборудованием. В настоящее время пользователями ЦОС являются более 95 тыс. школьников, студентов и педагогов.

Фракция «Единой России» в губернской думе не только контролирует финансовое обеспечение мероприятий ЦОС, но и на постоянной основе контактирует со школами, чтобы из первых уст знать, как нам следует двигаться дальше.

- Чем должна стать цифровая образовательная среда для школьников и их семей?

- ЦОС — это возможность вывести деятельность всех образовательных организаций на современный уровень. Мы долгое время жили в системе «учитель — учебник — оценка», теперь на месте, где раньше был учебник, окажется все глобальное информационное пространство. У нас уже создана национальная информационно-сервисная платформа, которая внутри себя объединяет почти 70 платформ, 110 вузов и безграничные возможности обучения у лучших преподавателей страны. Здесь куратором процесса выступает федеральный центр, и ресурсы данной платформы непрерывно расширяются.

Наша же задача — на местах обеспечить школам технические ресурсы для работы в ЦОС. Особый упор мы должны сделать на безопасность этого процесса. Считаю, что сфера образования требует такие же защищенные каналы передачи и хранения данных, как у спецслужб и силовиков. Мы не должны допускать даже возможности подвергать рискам наших детей.

Уверен, уже в ближайшие годы ЦОС даст возможность нашим детям во время уроков в школе демонстрировать разнообразные и, не побоюсь этого слова, лучшие материал, опыт и практики. Здесь можно бесконечно приводить примеры. Наше поколение и мечтать не могло о том, чтобы изучать школьные науки не по блеклым картинкам книг, а посещая виртуальные экскурсии по достопримечательностям нашей страны и всего мира, по объектам всемирного наследия и т.д. То же и про возможности обучаться у ведущих деятелей российской науки. Я считаю, что ключевая роль ЦОС — сделать доступным успешный опыт и методики преподавания. Наши дети должны учиться в современных школах.

Еще раз повторюсь. ЦОС даст возможность использовать дистанционные образовательные технологии школам, а вовсе не внедряет в нашу жизнь то дистанционное обучение, с которым мы были вынуждены познакомиться в связи с эпидемиологической ситуацией в мире.