30 сентября издано постановление о ликвидации МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс» (МП «ПАТ»). Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит значительная часть городского автопарка, который сдается в аренду коммерческому перевозчику ООО «Самара Авто Газ» (САГ). Впервые планы по ликвидации МП «ПАТ» были раскрыты еще год назад, однако официальные лица так и не внесли ясность по вопросу о том, как будет выстроена система организации городских перевозок после ликвидации. Тем не менее куда более замечательной выглядит судьба кредиторской задолженности МП «ПАТ» в несколько сот миллионов.
30 сентября и.о. главы г.о. Самара Елена Атанова подписала постановление о ликвидации МП г.о. Самара «ПАТ», расположенное по адресу: ул. Блюхера, д. 28а. Причиной ликвидации названо исполнение требований федерального закона, который был издан еще в 2019 г. Ответственным за ликвидацию назначен департамент управления имуществом (ДУИ) г.о. Самара. ДУИ поручено осуществить мероприятия по ликвидации в срок до 31 декабря 2024 г. Постановлением определены затраты на ликвидацию МП «ПАТ» в размере 523 млн р. По всей видимости, указанные средства в значительной части предназначены для погашения долговых обязательств организации. Как следует из финансовой отчетности МП «ПАТ» за 2023 г., долгосрочные обязательства предприятия составляют 124 млн р., краткосрочные — 278 млн р. В 2017 г. Арбитражный суд Самарской обл. приступил к рассмотрению требования о признании МП «ПАТ» банкротом. Данные обстоятельства стали поводом для смены транспортной компании, осуществляющей перевозку пассажиров на муниципальных автобусах по городским маршрутам. В 2018 г. департамент транспорта г.о. Самара заключил муниципальные контракты с ООО «САГ» на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по городским маршрутам. При этом сотни автобусов муниципального автопарка были переданы коммерческому перевозчику на условиях аренды и сублизинга. |  | 
Примечательно, что сразу после этого дело о банкротстве МП «ПАТ» было прекращено. МП «ПАТ» все это время оставалось действующим. Впрочем, на рынок пассажирских перевозок организация так и не вернулась. В феврале 2023 г. на заседании думы г.о. Самара руководитель департамента транспорта (дептранс) г.о. Самара Сергей Маркин заявил о планах по привлечению МП «ПАТ» к пассажирским перевозкам. Его слова подтвердили в администрации г.о. Самара (см. «Хронограф» №11 (876) от 3.04.23). Примечательно, что спустя 3 мес. в публичную плоскость попала совершенно противоположная информация. 12 мая 2023 г. МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) известило о заключении договора оказания услуг финансовой аренды (лизинга) 50 белорусских автобусов. Закупка привлекла внимание тем, что в сопроводительной документации была раскрыта информация о предстоящей ликвидации МП «ПАТ». В обосновании начальной (максимальной) цены закупки сказано: «В 2024 г. МП «Пассажиравтотранс» подлежит ликвидации с предполагаемой передачей имущества в МП «ТТУ» для осуществления пассажирских перевозок с использованием автобусов». Дептранс в последовавших разъяснениях еще больше напустил тумана: «Вопрос закрытия предприятия на повестке не стоит. Вместе с тем в соответствии с федеральным законодательством с 2025 г. муниципальные предприятия, выполняющие автобусные перевозки, подлежат закрытию и (или) перепрофилированию. В сложившихся условиях во исполнение требований федерального закона муниципальный перевозчик будет сохранен, возможно, в составе другого юридического лица. |  | Изучение практики других городов показывает, что по такому же пути идут, например, Москва, Екатеринбург, Калининград». При этом руководитель дептранса Сергей Маркин заверил, что «принадлежащее предприятию имущество будет сохранено в муниципальной собственности» (см. «Хронограф» №18 (883) от 5.06.23). По мнению экспертов Областного аналитического еженедельника «Хронограф», вполне вероятно, что вместо ликвидируемого МП «ПАТ» будет создано новое юридическое лицо с иной организационно-правовой формой. Таковыми могут быть акционерное общество (АО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учитывая, что на создание ООО требуется значительно меньшее количество действий и времени для совершения регистрационных процедур, вариант с ООО выглядит предпочтительным. При этом остается открытым вопрос о том, какова будет степень участия муниципальных органов власти в данной организации. Куда более актуальным выглядит вопрос о том, кем и в каких размерах будут освоены дивиденды по результатам закрытия почти полумиллиардной задолженности МП «ПАТ» перед кредиторами. Плюс к этому не надо сбрасывать со счетов то, что активы ликвидированного МП «ПАТ» в виде инфраструктуры и подвижного состава продолжат находиться в аренде. Это создаст возможность для обогащения тех, кто станет контролировать правопреемника МП «ПАТ». Причем любое новое юрлицо будет освобождено от обязательств своего предшественника. Поэтому у нового оператора городского общественного транспорта формирование кредитной истории начнется с чистого листа. |