Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (940) | 21 октября 2024г.
 

Реверсивное реформирование

Может способствовать внедрению «Новых людей» в органы МСУ

ИА «Центр-Инфо»

22 октября Самарская губернская дума (СГД) должна принять поправки в устав Самарской обл., наделяющие губернатора Вячеслава ФЕДОРИЩЕВА (на фото) правом напрямую отрешать глав городов и районов от занимаемых должностей. Накануне выборов в органы местного самоуправления (МСУ) Федорищев получит рычаг для зачистки муниципалитетов от лишних функционеров, мешающих новому проекту первого заместителя руководителя Администрации президента (АП) РФ Сергея КИРИЕНКО. Так, в Самаре на смену 200 районным депутатам с подачи Кириенко появится порядка 35-70 городских «народных избранников». Половина из них вполне будет способна пройти в местную думу от партии «Новые люди» (НЛ).

Курс на централизацию

Законопроект №7523-24 о внесении изменений в устав Самарской обл. был внесен в СГД 9 октября губернатором Вячеславом Федорищевым и рекомендован к принятию на пленарном заседании заксобрания, намеченном на 22 октября. Поправки предлагают наделение губернатора правом издания акта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. Такое право, согласно тексту опубликованного документа, наступает в случае, если «в течение месяца со дня вынесения губернатором предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации» последние не примут «в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения предупреждения, объявления выговора». Отдельно сообщается, что законопроект разработан в целях приведения устава Самарской обл. в соответствие изменениям в ФЗ №414 от 21 декабря 2021 г. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» и ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Изменения в указанные законы были приняты Государственной думой (ГД) РФ 8 августа т.г.

Ранее для увольнения мэра (главы) городского округа, главы администрации внутригородского района или главы муниципального образования высшему должностному лицу региона требовалось обращаться в гордуму, райсовет или районное собрание представителей. Процедура затягивала кадровые выводы в отношении того или иного чиновника. К тому же представительные органы в виде собраний местных депутатов хотя бы гипотетически могли заблокировать инициативу. Законопроект Федорищева ускоряет централизацию муниципальной власти, старт преобразованиям в которой он дал летом т.г., когда впервые анонсировал роспуск «неэффективных» райсоветов, ставших плодом знаменитой реформы МСУ им. губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина.

Эксперимент по созданию двухуровневой системы МСУ был запущен в регионе по настоянию первого заместителя руководителя АП РФ (2011-2016 гг.) Вячеслава Володина, мечтавшего приблизить власть к народу. Точнее говоря, парализовать представительные органы за счет их раздувания и дать возможность губернаторам лично назначать, например, депутатов городских дум. Именно так сегодня сформирована и функционирует дума г.о. Самара (ДГОС). Меркушкин развил это пожелание, интерпретировав его так: «Надо, чтобы любой гражданин смог дотянуться до власти рукой». Формально идея состояла в работе каждого депутата с меньшим числом избирателей, что предполагало более качественное донесение наказов до исполнительной власти и оперативную отработку жалоб на местах. В результате в 2015 г. в Самарской обл., вслед за еще двумя пилотными субъектами РФ, появилось множество избранных от малочисленных территорий представителей МСУ.

Так, в райсоветы I созыва (2015-2020 гг.) в г.о. Самара по партийным спискам и округам прошло порядка 300 депутатов. В 2020 г. по результатам выборов в райсоветы II созыва (2020-2025 гг.) их число в т.ч. в связи с массовым отказом от мандатов райдепов первой волны сократилось до 200. Параллельно Меркушкин вынашивал идею разбиения Самары на несколько муниципалитетов (от 12 до 25) вместо 9 районов. Каждый муниципалитет должен был получить своего главу и т.н. дистрикт-менеджера, а также солидный бюджет в распоряжение. Меркушкин делал ставку на подконтрольную массу из числа руководителей бюджетной сферы. Это должно было позволить губернатору-созидателю управлять т.н. народными избранниками в ручном режиме.

Увольнения и укрупнения

В итоге измельчать районы не стали, но даже сохранение их базового количества, согласно проведенным позднее опросам и исследованиям, не спасло реформу Володина-Меркушкина от провала. Выстроенная в Самарской обл. и г.о. Самара, в частности, при Меркушкине система МСУ оказалась неповоротливой и затратной. Большинство полномочий, переданных райсоветам и дистрикт-менеджерам, пришлось вернуть на уровень города вместе с соответствующим финансированием. Райсоветам, сформированным из безропотных сотрудников социальной сферы и не всегда чистых на руку предпринимателей, оставалось тратить не самый роскошный бюджет только на свои цели и содержание районных администраций. Последние же сосредоточились на освоении выделенных средств на теме благоустройства. И все равно эти расходы выглядели пустыми. По большому счету, это не должно было бы тревожить руководство Самарской обл. Собственно, так оно и было при губернаторе Самарской обл. (2017-2024 гг.) Дмитрии Азарове, яром противнике всего меркушкинского. Тем не менее систему МСУ, выстроенную при Меркушкине, Азаров менять не стал. Главная цель реформы его вполне устраивала. Благодаря бесчисленным райсоветам население Самары было надежно изолировано как от принятия решений на уровне города, так и от процесса формирования ДГОС и назначения главы администрации г.о. Самара. Собственно говоря, и Федорищеву незачем было менять меркушкинскую систему. Если бы не установка из АП РФ.

Первым шагом Вячеслава Федорищева на пути к централизации децентрализованной системы МСУ, по мнению наблюдателей, должно стать даже не упразднение райсоветов, а отставки далеких от народа глав муниципальных образований, испортивших низкой явкой губернаторские выборы в сентябре т.г. Вместе с тем Федорищев может задуматься о сокращении числа административно-территориальных единиц в крупных городах Самарской обл. Прежде всего в Самаре. По примеру г.о. Тольятти в областном центре вместо 9 районов может остаться 3-5. Тот же Красноглинский р-н для оптимизации бюджетных затрат уместно объединить с Кировским, а Куйбышевский «прилепить» к Ленинскому и Самарскому.

Далее каждая из объединенных территорий имеет шанс получить более высокую квоту на тех же прямых выборах в ДГОС в сентябре 2025 г. Если представить, что количество районов сократится до 5, то от каждого района в ДГОС может пройти от 7 до 14 депутатов по внутрирайонным округам (при отсутствии схемы с выдвиженцами по партспискам). Претендентам предстоит не только переносить острую конкурентную борьбу, но и вести себя более активно с избирателями, численность которых резко возрастет в связи с увеличением размеров округов.

История, когда условно из 100 граждан, зарегистрированных в микроокруге, за одного кандидата в представительный орган пришли проголосовать 20-30 чел., больше вряд ли повторится. При этом не следует обольщаться мельтешением на горизонте некоего подобия народовластия. Просто на смену володинско-меркушкинскому тезису «дроби и назначай» приходит установка АП РФ — «модерируй процесс». В складывающейся ситуации следует ожидать повышение уровня управляемости формированием и функционированием органов МСУ.

«Новые люди» и куратор Когтев

В отличие от Николая Меркушкина Вячеслав Федорищев выступает проводником контрреформы МСУ, продиктованной поправками в федеральные законы. Судя по всему, эту почетную обязанность на нового губернатора Самарской обл. возложили несогласные с устаревшей стратегией Вячеслава Володина архитекторы внутренней политики РФ. В первую очередь Сергей Кириенко. Следует ожидать, что, по замыслу Кириенко, ликвидация «армии» депутатов-функционеров МСУ и прямые отставки глав муниципальных образований должны подготовить плацдарм для масштабного продвижения альтернативы партии «Единая Россия» (ЕР) в представительные органы власти уже в 2025 г.

Если данный сценарий имеет право на жизнь, то второй по размеру фракцией в той же ДГОС в сентябре 2025 г. может стать фракция НЛ. Об НЛ говорят как о чуть ли не личном методологическом проекте Кириенко. Первый тест применения в интересах НЛ административного ресурса показал себя удачным в ходе трехдневного единого дня голосования с 6 по 8 сентября т.г. на выборах думы г.о. Новокуйбышевск, куда прошли сразу двое представителей этой парламентской партии (см. «Хронограф» №31 (938) от 7.10.24). Между тем на носу кроме выборов в ДГОС выборы в 27 муниципальных сельских районах, двух городских поселениях и семи городских округах Самарской обл. Вслед за этим в 2026 г. должны пройти выборы в СГД и ГД РФ. Адептам НЛ определенно есть где развернуться, чтобы трансформироваться в новую «правящую партию».

У избирательной кампании НЛ в Самарской обл. будут свои особенности с учетом связей фронтмена партии от региона, депутата ГД РФ Владимира Плякина. До 2018 г. Плякин числился директором ныне ликвидированного ООО «Арсенал-К» (Московская обл.). Держателем 50% капитала в «Арсенал-К» был Леонид Когтев — сын врио вице-губернатора — руководителя департамента (представительства Самарской обл.) по взаимодействию с федеральными органами государственной власти Андрея Когтева. Когтев-старший в настоящий момент остается единственным из команды губернатора (2017-2024 гг.) Дмитрия Азарова, кто сумел удержаться, хоть и в статусе врио, за спиной Вячеслава Федорищева. Сохранению Когтева мог способствовать Сергей Кириенко, в подчинении которого Андрей Когтев в период 2000-2006 гг. работал главным федеральным инспектором по Самарской обл. (см. «Хронограф» №32 (939) от 14.10.24). Отсюда можно предположить, что именно Когтеву будет доверено составлять списки выдвиженцев от НЛ, что под протекторатом Федорищева выставят свои кандидатуры на муниципальных выборах. Учитывая политический и бизнес-бэкграунд Когтева, в НЛ впору записываться выходцам из тех агрессивных региональных элит, что продуктивно взаимодействовали с этим вице-губернатором в течение последних 25 лет.