22 января было официально заявлено, что по объективным причинам в 2024 г. не стоит ожидать обновления автобусного парка МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3» (АТП №3). В свою очередь, директор АТП №3 Олег БАШМАКОВ указал на еще более острую проблему — нехватку кадров, даже на фоне существенного роста зарплат водителей. Вместе с тем руководство муниципального перевозчика даже в существующих условиях обеспечивает нормальную работоспособность предприятия, на которое возложена серьезная социальная нагрузка.
В течение декабря 2023 г. администрация г.о. Тольятти дважды объявляла тендеры на закупку 14 автобусов для нужд АТП №3. «Ни один из производителей не оказался в состоянии осуществить поставку автобусов необходимой комплектации в определенные в закупке сроки», — таковы официальные комментарии, прозвучавшие 22 января 2024 г. Стоит ожидать, что сроки обновления автопарка муниципального перевозчика будут скорректированы при условии сохранения программы господдержки отечественных производителей автобусов. Сегодня в парке АТП №3 порядка 280 машин. Самая массовая закупка подвижного состава проводилась в 2017 г. в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. Тогда автопарк АТП №3 пополнился 60-ю новыми автобусами. «Автобусы оснащены газомоторным оборудованием, которое подтвердило свою экономическую эффективность, и предприятие заинтересовано в их активной эксплуатации. Изначально были опасения по поводу особенностей сервиса таких машин. Сейчас наши техники без проблем справляются с обслуживанием автобусов на газе, собственно как и дизельных машин. Наше предприятие в состоянии продолжать эксплуатацию существующего подвижного состава», — поделился своим мнением заместитель директора по эксплуатации АТП №3 Евгений Матвеев. Директор АТП №3 Олег Башмаков дополнил, что в 2023 г. предприятие получило 19 новых автобусов и в целом состояние автопарка позволяет перевозчику вести нормальную хозяйственную деятельность. | | Тем не менее Олег Башмаков заострил внимание на вопросе нехватки кадров: «Сложно найти профессию с такой широкой зоной ответственности, как у водителя пассажирского транспорта. В нашем случае это движение в городских условиях плотного транспортного потока, остановки, пробки и десятки пассажиров в салоне автобуса. За прошедший год численность водителей сократилась на 30 человек». «Причем цифра сформировалась с учетом вновь трудоустроенных, т.е. по факту уволилось больше 30 человек», — пояснил Олег Башмаков. При этом надо отдать должное руководству АТП №3. В течение 2023 г. предприятие трижды индексировало зарплаты. В общем, заплаты водителей в предыдущем году выросли на 30% и достигли уровня порядка 67 тыс. р., что можно считать неплохим показателем для Тольятти. Хотя в частном секторе экономики есть работодатели, которые могут себе позволить предложить и более привлекательные условия, что вызывает колебания на рынке труда. Разумеется, соискатель стремится минимизировать свою ответственность на работе и получить более высокий доход. В АТП №3, в свою очередь, продолжают работу по оптимизации издержек с целью повышения привлекательности вакансий. Вопрос сложный, особенно с учетом специфики муниципального перевозчика, который обязан функционировать в жестких рамках, принимая на себя социальную нагрузку. Евгений Матвеев привел наглядный пример формирования доходов предприятия. Выручка АТП №3 складывается из поступлений за оказание услуг по перевозке пассажиров. «В 2023 г. мы перевезли около 17 млн пассажиров. Стоимость проезда была 32 р. Для льготной категории граждан поездка обходилась в 8 р. 24 р. компенсировал областной бюджет. | | В общей сложности на муниципальных маршрутах АТП №3 заработало около 540 млн р. При этом надо учитывать, что себестоимость перевозки составляет 46 р. и разница в 14 р. между ценой билета и себестоимостью предприятию не компенсируется», — пояснил Евгений Матвеев. Предприятие нивелирует финансовые показатели за счет иных доходов, получаемых по договорам с АО «АВТОВАЗ» на целевые перевозки, оказание услуг по сезонным (дачным) перевозкам и получаемых субсидий из бюджета г.о. Тольятти. Фактически роста доходов не происходит. По словам Олега Башмакова, основной упор делается на оптимизацию затрат. «Планируется, что летом АТП №3 будет использовать для заправки автобусов собственные АЗС. Топливо будем закупать по мелкооптовым ценам. Огромных сбережений получить не удастся, тем не менее какая-то экономия будет достигнута. Издержки сократятся», — сообщил о планах предприятия директор АТП №3. Сбережения будут направлены на улучшение условий труда водителей и привлечение новых кадров, в которых нуждается предприятие. | Комментарии | |
Олег БАШМАКОВ, директор МП «ТПАТП №3» - АТП №3 продолжает реализацию программы подготовки водителей за счет предприятия. Обучение происходит в сертифицированной автошколе. АТП №3 оплачивает курсы будущего сотрудника. Получив водительское удостоверение с открытой соответствующей категорией, человек приходит на наше предприятие, где проходит стажировку, после чего его выпускают на маршрут. Сейчас прорабатывается вопрос выплаты такому сотруднику подъемных. При первичном трудоустройстве планируем ввести разовую выплату в размере 60 тыс. р. По сути, решение близится к завершению, идут обсуждения с профкомом, после чего будут внесены изменения в колдоговор. |