Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (474) | 23 сентября 2013г.
 

Тень Тарасова

Спецкомбинат отбивается от правопреемника юридической компании

Алена Воронцова

19 сентября ФАС Поволжского округа рассматривала кассационную жалобу МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» на постановление апелляционной инстанции о взыскании с МП почти 2,5 млн р. в пользу ООО «Юридическое агентство «КВЕСТОР». Право требования к Спецкомбинату перешло КВЕСТОРу от ООО «Юридическая компания «Форсети». «Форсети» начало оказывать МП юридические услуги в период, когда Александр ШАТОХИН боролся за место директора Спецкомбината с президентом НП «Волга» Александром ТАРАСОВЫМ. Впоследствии договор с «Форсети», действовавшим, по мнению наблюдателей, в интересах Тарасова, был расторгнут через суд. Однако КВЕСТОРу почти удалось доказать, что договор все-таки исполнялся.

«Форсети» было создано 6 октября 2009 г. в период, когда Александр Шатохин боролся за сохранение себя в должности директора Спецкомбината с президентом НП «Волга» Александром Тарасовым. Договор на правовое обеспечение деятельности предприятия и представление его законных интересов с «Форсети» МП подписало менее месяца спустя — 2 ноября. В январе 2010 г. Шатохин покинул пост директора Спецкомбината и возглавил только что созданное МАУ г.о. Самара «Ритуал» (ныне МКУ г.о. Самара «Ритуал»). После ухода Шатохина в предвыборный отпуск в сентябре 2010 г. руководителем «Ритуала» стал первый директор «Форсети» Антон Тюрин. Можно предположить, что «Форсети» приступило и к юридическому обслуживанию «Ритуала». Лицам, стоящим за этой компанией, подобный расклад был крайне выгоден. Особенно если учесть, что компетентные юристы могли запросить за свою помощь у МП и МАУ, подвергавшихся нападкам со стороны конкурентов и общественности, весьма солидное вознаграждение.

В декабре 2010 г. Тюрина у руля «Ритуала» сменили на Александра Полякова. Однако расторгнуть договор с уже утратившим на тот момент лоббистов «Форсети» (в их числе называли Александра Тарасова и его помощника Александра Бандарова, курировавших действия Тюрина. – Прим. авт.) Спецкомбинат решился только в июле 2011 г. (см. «Хронограф» № 6(405) от 20.02.12). За несколько месяцев до подачи МП иска в «Форсети» сменился директор. Вместо Тюрина руководить компанией стал Дмитрий Батулин. Он же стал числиться единственным участником «Форсети».

Формальным поводом для расторжения стало то, что «Форсети» якобы не оказывали Спецкомбинату оплаченных по договору юридических услуг. 31 октября 2011 г. это признал арбитражный суд. Так, в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие факт ведения «Форсети» претензионно-исковой работы в интересах МП. Фирма по договору должна была осуществлять юридическую экспертизу локальных актов муниципального предприятия, гражданско-правовых договоров и соглашений, заключаемых с контрагентами. Во многие из этих документов были заложены деньги, в обоснованности размера которых возникали сомнения.

Суд счел, что «Форсети» не представило доказательств исполнения функций, составлявших предмет договора. Какую сумму Спецкомбинат должен был заплатить в «Форсети» в период со 2 ноября 2009 г. до момента вступления решения суда в законную силу в ноябре 2011 г., долгое время было неизвестно.

Казалось, что для Спецкомбината история с, вероятно, навязанным договором с «Форсети» завершилась благополучно. Юридическая компания не стала обжаловать решение суда, а в июле 2012 г. и вовсе была ликвидирована. Однако в ноябре 2012 г. в арбитраж неожиданно для МП поступил иск от КВЕСТОРа. КВЕСТОР потребовал возврата долга в размере 2,455 млн р. Причем к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ликвидированное «Форсети». Оказалось, что 4 июня 2012 г. «Форсети» успело заключить с КВЕСТОРом договор цессии. Согласно договору цессии, право требования к Спецкомбинату по договору № 005 от 2.11.2009 на сумму 2,369 млн р. КВЕСТОР приобрел всего за 300 тыс. р.

Помимо ранее расторгнутого договора оказания юридических услуг «Форсети» передало цеденту допсоглашение к нему от 10 февраля 2010 г. и подписанные МП акты оказанных услуг. КВЕСТОР взялся доказывать, что юридические услуги от «Форсети» Спецкомбинат все же получал. В соответствии с п. 4.1.1 расторгнутого договора и с учетом заключенного в феврале 2010 г. допсоглашения сумма ежемесячного вознаграждения «Форсети» не могла превышать 1,65 млн. р. Таким образом, за два года действия договора «Форсети» имело возможность заработать до 40 млн р.

КВЕСТОР в подтверждение исполнения договора помимо подписанных актов представил суду перечень и стоимость услуг, оказанных «Форсети» Спецкомбинату, утвержденный директором ответчика. МП возражало

тем, что к делу были приобщены копии документов, а акты якобы были подписаны неизвестным лицом. 18 марта т.г. арбитражный суд Самарской обл. отказал КВЕСТОРу во взыскании заявленной суммы, однако в апелляционной инстанции 11 июля посчитали по-другому и обязали Спецкомбинат заплатить. Теперь МП вынуждено обжаловать данное постановление в ФАС Поволжского округа. Учитывая, что за действиями КВЕСТОРа наверняка стоят те же люди, которые курировали работу «Форсети», шансов у Спецкомбината мало.

Справка:

- ООО Юридическое агентство «КВЕСТОР» образовано 21 февраля 2011 г. Ведет деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием. Директор и единственный участник общества с момента создания — Василий Васильев.

- МП г.о. Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» по итогам 2012 г. получило выручку в размере 192 млн р., чистую прибыль в размере 1,16млн р.

(По данным ЕГРЮЛ на 11.09.13)