Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (599) | 3 октября 2016г.
 

Чемезова урезонили

Ростеху придется искать для АВТОВАЗа живые деньги

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе акционеры ОАО «АВТОВАЗ» начали получать письма с материалами к назначенному на 10 октября 2016 г. внеочередному собранию акционеров компании. Из этих документов стало понятно, что параметры участия Госкорпорации (ГК) «Ростех» в дополнительной эмиссии акций АВТОВАЗа, которые ранее озвучил генеральный директор Ростеха Сергей ЧЕМЕЗОВ, разошлись с реальностью. Вместо конвертации долга АВТОВАЗа перед Ростехом в новые акции АВТОВАЗа Ростех вынужден будет инвестировать в предприятие живые 7-8 млрд р. И это только на первоначальном этапе. Либо Ростех сумеет внести деньги, либо у альянса Renault-Nissan могут начаться проблемы с российскими государственными органами.

Предложили скинуться

Предстоящее собрание акционеров АВТОВАЗа уже успели охарактеризовать как «чрезвычайное», настолько на данный момент царит непростая обстановка вокруг и внутри компании. Из разосланных акционерам материалов стала известна повестка дня намеченного на 10 октября мероприятия. Следует оговориться, что само внеочередное собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ» пройдет в заочной форме.

Акционерам предложено проголосовать за дополнительное размещение 15 млрд обыкновенных именных акций ОАО «АВТОВАЗ» номинальной стоимостью 5 р. каждая. Таким образом, на АВТОВАЗе обозначили примерную сумму, которую предприятие надеется привлечь за счет дополнительной эмиссии. Т.е. около 75 млрд р. Почему около? Потому что в другом ключевом вопросе, вынесенном на голосование, совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» сделал сноску о механизме определения цены дополнительных акций и параметров допэмиссии.

Вопрос №3 предстоящего внеочередного собрания акционеров звучит так: «Увеличить уставный капитал ОАО «АВТОВАЗ» (после проведения наименования в соответствии с законодательством — ПАО «АВТОВАЗ») путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций на следующих условиях: 1) количество размещаемых акций 3281250000 (три миллиарда двести восемьдесят один миллион двести пятьдесят тысяч) штук; 2) номинальная стоимость каждой акции: 5 (пять) р.; 3) способ размещения акций: открытая подписка; 4) цена размещения одной акции, в т. ч. цена размещения одной акции лицам, имеющим преимущественное право приобретения акций, будет установлена советом директоров ОАО «АВТОВАЗ» не позднее начала размещения акций; 5) форма оплаты акций: акции оплачиваются денежными средствами в рублях РФ, и (или) долларах США, и (или) евро путем безналичного перевода на банковский счет эмитента».

Таким образом, окончательная стоимость размещения акций дополнительного выпуска находится на усмотрении совета директоров АВТОВАЗа. А значит, и та сумма, которую надеется привлечь предприятие за счет размещения дополнительных более чем 3,28 млрд акций, пока не ясна. Можно лишь сказать, что меньше номинала размещения не будет, а значит, в качестве базовой следует принять сумму около 16,4 млрд р.

Спекулянты включились

Теоретически существует два сценария развития событий — размещение с премией или с дисконтом к рынку. Текущая стоимость акций ОАО «АВТОВАЗ» на рынке (по данным на 26 сентября) — около 10,5 р. за штуку. При этом за последний месяц наблюдалось значительное удорожание акции, цена выросла с 8 до 10,5 р., т. е. на 2,5 р. за акцию. В процентном отношении получается, что за месяц акции АВТОВАЗа выросли в цене примерно на 30%. Это очень серьезный рост. Хотя он вполне мог иметь спекулятивный характер. Отметим, что это подорожание происходит на фоне неблагоприятных показателей ОАО «АВТОВАЗ», которое находится почти в шаге от банкротства: размер долговых обязательств более 216 млрд р., а непокрытых убытков более 106 млрд р. К слову, именно для покрытия текущих долгов и убытков АВТОВАЗу и нужны средства, которые было решено привлечь через размещение дополнительной эмиссии. Нетрудно понять, что резкий рост стоимости акций АВТОВАЗа, случившийся на фоне объявления о созыве внеочередного собрания акционеров, это не более чем плод спекуляций.

Далеко не все пожелания Сергея Чемезова (справа) принимаются французской стороной
Далеко не все пожелания Сергея Чемезова (справа) принимаются французской стороной

Стоит напомнить, что совет директоров, на котором было принято решение о созыве внеочередного собрания акционеров (которое на АВТОВАЗе назвали «чрезвычайным»), состоялся 2 сентября. Именно в это время акции АВТОВАЗа резко пошли в гору. Это похоже на то, что ограниченный круг спекулянтов сумел получить доступ к инсайдерской информации, и, вероятно, они уже знают о будущей цене размещения акций АВТОВАЗа. Если это так, то у них есть мотив сыграть на искусственном повышении котировок. Допустим, совет директоров АВТОВАЗа решит размещать акции с дисконтом к рынку. В этом случае у новоявленного миноритария-спекулянта появится шанс принять участие в размещении дополнительных акций по цене ниже рыночной и уже после этого реализовать их по рыночной цене. Чтобы на этом заработать, рыночная цена должна быть заметно выше цены размещения. Другой вариант — совет директоров решит размещать акции с премией к рынку. В этом случае все еще проще: скупай дешевые акции с рынка, т.к. завтра они будут иметь более высокую котировку. Однако оба варианта крайне рискованны для участников фондового рынка. Для того чтобы ими воспользоваться и не прогадать, надо точно знать, какое решение примет совет директоров АВТОВАЗа по цене предстоящего размещения. Малейший просчет, и игра приведет к серьезным убыткам. Но, судя по всему, кое-кто уже знает, что именно решит совет директоров.

Как уже было отмечено, принципиальный вопрос — это цена размещения, а значит, и та сумма, которую АВТОВАЗ надеется привлечь. Чтобы получить определенный ориентир, следует напомнить сообщение пресс-службы АВТОВАЗа на тему дополнительной эмиссии. Так, 5 сентября ОАО «АВТОВАЗ» опубликовало сообщение об очередных мерах по выводу предприятия из кризиса. «Чрезвычайное общее собрание акционеров компании рассмотрит 10 октября 2016 г. вопрос о начале открытой подписки на акции ОАО «АВТОВАЗ». Это станет первым ключевым шагом в реализации плана общей рекапитализации компании в объеме около 85 млрд р. (при условии дальнейшего одобрения со стороны совета директоров и акционеров), что позволит профинансировать будущие планы по развитию АВТОВАЗа и выполнить имеющиеся у компании финансовые обязательства. Если одобрение акционеров будет получено, то открытая подписка на акции компании начнется в декабре 2016 г. Ожидается, что этот первый шаг увеличит капитал компании на 25 млрд р.», — говорилось в пресс-релизе АВТОВАЗа.

Если разделить 25 млрд р. на 3,28 млрд акций, планируемых на дополнительную эмиссию, то получится примерно 7,62 р. за акцию. Уже сегодня это значительный дисконт к рынку. Примечательно, что примерно такая цена наблюдалась непосредственно до объявления о созыве внеочередного собрания акционеров. Логика в размещении по такой цене (ниже рынка) присутствует. Цена с дисконтом гипотетически способна заинтересовать существующих акционеров-миноритариев АВТОВАЗа принять активное участие в размещении допэмиссии. Т.е. при таком сценарии АВТОВАЗ мог бы получить средства от размещения акций не только в ходе участия в этом двоих своих мажоритарных акционеров — альянса Renault-Nissan и Госкорпорации «Ростех». Структура акционерного капитала ОАО «АВТОВАЗ» сегодня такова: 74,5% акций принадлежит совместному предприятию Alliance Rostec Auto B.V. (67,13% в нем принадлежит альянсу Renault-Nissan, 32,87% -Ростеху), остальные акции — у миноритарных акционеров. Теоретически участие всех миноритариев в размещении допэмиссии могло бы позволить АВТОВАЗу привлечь дополнительно 6 млрд р. к заявленным 25 млрд р. Но на практике этого не случится. Даже в случае размещения дополнительных акций с существенным дисконтом к рынку. Причина, как уже было отмечено выше, в крайне уязвимом финансово-экономическом положении АВТОВАЗа. Купив дополнительные акции с дисконтом, миноритарии просто не успеют их продать на фондовом рынке по сегодняшней рыночной цене, т.к. акции АВТОВАЗа являются низколиквидными бумагами. Соответственно, последующий после размещения допэмиссии сброс акций на рынок повлечет стремительное падение котировок. Причем они могут упасть даже ниже тех самых 7,62 р.

Средство против ультиматума

Однако и мажоритарные акционеры до последнего времени не горели желанием тратить дополнительные средства. Просто выхода другого нет. Иной вариант — банкротство. В итоге альянс и Ростех просто оказались вынуждены участвовать в допэмиссии. Причем в ГК «Ростех» принялись рассуждать о том, что они поучаствуют в допэмиссии путем конвертации в акции существующего долга АВТОВАЗа перед Ростехом. Так, информационное агентство «Интерфакс» 16 июня 2016 г. передало слова генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова по этому поводу. «Мы планируем провести дополнительную эмиссию — есть долги АВТОВАЗа перед «Ростехом» и долги АВТОВАЗа перед Renault. Мы эти долги хотим внести в капитал, и с тем, чтобы сохранить пропорцию в капитале, Renault должен будет внести дополнительно деньги кэшем», — сообщил «Интерфакс» со ссылкой на интервью Сергея Чемезова телеканалу «Россия 24».

На прошлой неделе из разосланных акционерам АВТОВАЗа материалов стало известно, что надежды Сергея Чемезова на то, что альянс принесет живые деньги, а Ростех -нет, разошлись с реальностью. По поводу формы оплаты за дополнительные акции в бюллетене для голосования четко указано: «Акции оплачиваются денежными средствами в рублях РФ, и (или) долларах США, и (или) евро путем безналичного перевода на банковский счет эмитента». Ни о какой конвертации долга АВТОВАЗа перед Ростехом речи не идет. Что совершенно логично в свете явно наметившегося разночтения между альянсом и Ростехом относительно будущего АВТОВАЗа. Причем это уже как минимум третий эпизод, свидетельствующий о том, что альянс, являющийся самым крупным акционером АВТОВАЗа, четко указывает на то, кто в вазовском доме хозяин.

Так, 23 июня по итогам очередного годового общего собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» стало известно, что АВТОВАЗ не получит от Renault 20 млрд р. Соответствующая сделка акционерами, крупнейшим из которых (и это еще раз стоит подчеркнуть)является альянс, не была одобрена. А 13 сентября издание РБК сообщило: «До конца сентября Lada Kalina и Granta будут собираться на заводе по четыре дня в неделю, Lada Priora — три, a Lada 4x4 — только два дня. При этом ряд производств конвейера, производящего Lada Largus, Lada Xray и Nissan Almera, в октябре переведут на сверхурочную работу». Т.е. модели, на которые комплектующие поставляют компании, находящиеся в орбите интересов Ростеха, будут производиться по минимуму. Зато автомобили, ориентированные на платформу альянса, будут производиться даже сверхурочно.

Но вернемся к вопросам намеченного на 10 октября собрания акционеров. Ростеху все же придется изыскивать живые деньги — примерно 7-8 млрд р., а может, и больше. Ведь речь идет о том, что АВТОВАЗ в перспективе должен разместить 15 млрд новых акций, а это даже по номиналу 75 млрд р. Т. е. Ростеху предстоит усиленный поиск 30-40 млрд р. Задача в нынешних условиях нелегкая. Однако вполне возможно, что в нынешней ситуации Ростех сможет дать альянсу асимметричный ответ. Если альянс все-таки сломит Ростех на реальные инвестиции в АВТОВАЗ, то у АВТОВАЗа под руководством президента компании Николя Мора могут начаться проблемы с российскими госорганами. Ведь именно контакты с ними находились в зоне ответственности Ростеха. Об этой особенности Ростеха Сергей Чемезов рассказывал в интервью телеканалу «Россия 24» 4 июля 2013 г.: «Наш опыт сотрудничества с Renault весьма позитивен. Здесь как раз сочетают менеджеры и российские, и иностранные -французские, японские. Все проблемные вопросы, связанные с... пожарные, санэпидстанция, Ростехнадзор и т.д. — это все лежит на плечах наших российских менеджеров, а чисто управленческие функции (я имею в виду производственные функции) — дизайн, конструкторское бюро, производство — это уже французы». В нынешних реалиях эти слова Чемезова могут обрести дополнительный смысл. Если, к примеру, высказывание Чемезова трехлетней давности применить к существующей сегодня на АВТОВАЗе ситуации, то впору увидеть в ней намек — не надо вести с Ростехом диалог с позиции ультиматума.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.