Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (618) | 20 марта 2017г.
 

Назад в прошлое

Повсеместная установка приборов учета оказывается фикцией

Сейдамет Абреков, Павел Соколов

С начала года большинство жителей Самарской обл. выразили недоумение относительно резко увеличившихся размеров обязательных платежей, обозначенных в квитанциях на оплату услуг ЖКХ. Рост платежей главным образом был обусловлен применением новой методики расчетов платы за так называемые «общедомовые нужды». Также удалось выяснить, что делается это во исполнение решений правительства РФ во главе с Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ (на фото). Губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН сегодня имеет моральное право не исполнять решения вышестоящих органов власти, которые могли бы негативно отразиться на благосостоянии рядовых граждан, избирателей.

Новый расчет

В марте тольяттинские управляющие компании (УК) и ТСЖ продолжили выставлять счета на оплату жилищных и коммунальных услуг (ЖКУ) с применением разного рода повышающих коэффициентов и нормативов по общедомовому потреблению. Причина их применения различна, однако следствие одинаково. Всякий раз жильцам, получающим квитанции, приходится раскошеливаться на дополнительные траты. Более того, с данной проблемой столкнулись не только в Тольятти. Ситуация накрыла всю Самарскую обл.

Сегодня на территории Самарской обл. сформирована ситуация, когда оплата ЖКУ, точнее повышение их стоимости, может подорвать доверие граждан к правительственным структурам. Так, согласно квитанции об оплате ЖКУ, выставленной ООО «УК №3» жильцам дома №11 по Молодежному б-ру в Тольятти за январь, при расчете платы за отопление был применен повышающий коэффициент 1,5, т.е. цена за отопление была увеличена в полтора раза. Это было обосновано тем, что в доме якобы отсутствует общедомовой прибор учета (ОПУ) тепла. Как ранее сообщал в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» генеральный директор УК №3 Виктор Силивоненко, ОПУ якобы сломался. При этом в УК №3 заверяли, что ремонт ОПУ будет осуществлен до декабря 2016 г.

Все то время пока ОПУ находился «в ремонте», УК №3 применяла при расчете платы за отопление повышающий коэффициент. Что, естественно, не устраивало жильцов. Они были вынуждены обратиться в прокуратуру. Но применение повышающего коэффициента не было собственной инициативой УК. Такие коэффициенты прописаны в постановлении правительства РФ №603 от 29 июня 2016 г. Тем не менее надзорный орган привлек для проведения проверки специалистов Государственной жилищной инспекции (ГЖИ). ГЖИ подконтрольна правительству Самарской обл., а значит, действует в интересах граждан, здесь проживающих. По информации руководителя ГЖИ Самарской обл. Андрея Абриталина, частный случай взаимоотношения жителей и УК №3 находится под контролем ГЖИ и прокуратуры.

Нечто похожее можно наблюдать и в случае с формированием платы за электроэнергию. Управляющие организации Тольятти (та же УК №3) и ТСЖ, в частности ТСЖ «38-П» (ул. 70 лет Октября, 88), при расчете платы за электроэнергию формируют высокую стоимость ресурса, якобы потраченного на общедомовые нужды (ОДН). Речь идет о том, что на квартиру выставляются счета по ОДН за электроэнергию в размере 200-300 р. в месяц, а в ряде случаев и больше. В УК №3 пояснили, что ОДН по электроэнергии увеличился с января в связи с принятием очередного постановления правительства РФ, определившего порядок расчета площади помещений общего пользования многоквартирных домов для расчета ОДН. Как считают в УК №3, чердаки и подвалы, оказывается, «требуют освещения при производстве работ, да и жители частенько пользуются ими для хранения своего имущества». Подобная практика была внедрена согласно постановлению правительства РФ №1498 от 26 декабря 2016 г.

Таким образом, в данной ситуации граждане стали заложниками действия федерального правительства во главе с Дмитрием Медведевым. Причем даже руководство Самарской обл., всенародно избранный губернатор Николай Меркушкин ничего не могут сделать в защиту своих жителей. Все прекрасно понимают, что Меркушкин не может указывать Медведеву.

Дружба премьера

Логику правительства РФ Медведева и, в частности, Министерства строительства во главе с Михаилом Менем можно назвать странной. Поскольку электроэнергия, которая тратится на освещение подвалов и чердаков, учитывает ОПУ электроэнергии, а значит, оплачивается жителями. Теперь же расчет платы по ОДН ведется не исходя из показаний ОПУ, а согласно нормативам. Здесь важно отметить, что именно возглавляемое Михаилом Менем министерство готовило содержание указанных выше постановлений правительства РФ. Известно, что Михаил Мень — давний друг Дмитрия Медведева. Соответственно, ему не составило бы труда убедить Медведева в своей правоте. Однако кто мог надоумить самого Меня на это? Логика здесь предельно простая. От введения расчета платежей за ОДН по нормативам, а не по показаниям приборов учета выигрывают в первую очередь энергокомпании. Известно и другое: то, что выгодно энергетикам, в большинстве случаев невыгодно простым гражданам, избирателям. Рост аппетитов энергетиков приводит к тому, что граждане попросту теряют деньги. Между тем сегодня уже начался главный за последние 5 лет политический цикл — выборы президента РФ 2018. Таким образом, возникает угроза превращения предвыборной кампании президента РФ Владимира Путина в бизнес-проект олигархата. Вряд ли это скажется положительно на выборах президента РФ. Но понимают ли это Медведев и тем более Мень? Зато избиратели Самарской обл. уверены, что губернатор Николай Меркушкин, в отличие от них, понимает.

Следовательно, именно энергетики могли пролоббировать введение непопулярных методов расчета платы за ОДН. И это притом, что на протяжении последних 10 лет по всей стране в рамках государственных программ за бюджетный счет шло оприборивание многоквартирных домов.

Таким образом, напрашивается вопрос: а зачем вообще столько сил и ресурсов было потрачено на повсеместную установку приборов учета, в т.ч. и ОПУ, раз мы опять благодаря Медведеву и Меню возвращаемся к расчету по нормативам? Вместе с тем теоретически у собственников остается шанс вернуться к учету траты того или иного ресурса, затрачиваемого на ОДН, не по нормативам, а по факту потребления. Точнее, собственникам оставили теоретическую возможность лишь снизить норматив. Но даже для этого необходимо провести общее собрание, что, по понятным причинам, произойдет в редких случаях. А значит, УК и ТСЖ и дальше будут обязаны выставлять высокие счета за якобы потребленные ресурсы.

При этом в постановлении правительства РФ №1498 от 26 декабря 2016 г. говорится, что не позднее 1 июня 2017 г. органы государственной власти субъектов РФ (в данном случае правительством Самарской обл.) должны быть утверждены новые, более приближенные к реальности нормативы. Не делать этого региональная власть не имеет права, т.к. это тут же будет расценено федеральным центром как саботаж федерального законодательства на местах. При таких обстоятельствах уместно спросить: кто будет нести ответственность за результат выборов президента РФ? Медведев или губернаторы на местах?

Сила губернатора

Важная деталь. На фоне всех остальных губернаторов страны лишь губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин сегодня имеет моральное право не исполнять решения вышестоящих органов власти, которые могли бы негативно отразиться на благосостоянии рядовых граждан, избирателей. Для этого есть все основания.

Несмотря на сопротивление олигархата, уже к 2014 г. Николай Меркушкин сумел существенно изменить ситуацию в Самарской обл. Народ в него поверил. Избиратели Самарской обл. впервые за много лет осознали, что, объединив свои усилия на выборах, они способны отодвинуть олигархат от власти. За относительно непродолжительное время своей работы в Самарской обл. губернатор Николай Меркушкин получил высочайший уровень доверия населения.

По итогам досрочных выборов губернатора Самарской обл. 14 сентября 2014 г. за Николая Меркушкина проголосовало 91,39% избирателей (в абсолютном выражении это более 1,362 млн чел.). Для сравнения: в ходе выборов 4 марта 2012 г. президента РФ за Владимира Путина в Самарской обл. проголосовало только 58,56% (это всего 912 тыс. чел.). Это более чем наглядно подтверждает, что Николай Меркушкин является в Самарской обл. общепризнанным лидером. Уровень доверия к нему в регионе в 2014 г. оказался намного выше, чем к президенту РФ Владимиру Путину в 2012 г.

Однако этот показатель нельзя рассматривать как противопоставление Меркушкина Путину. Наоборот, показатель Меркушкина надо рассматривать как начало стремительного роста доверия жителей Самарской обл. политике президента РФ Путина. Все в нашем регионе понимают, что Меркушкин здесь прямой проводник политики президента Путина. Следовательно, избиратели, пришедшие 14 сентября 2014 г. на выборы губернатора Самарской обл. и проголосовавшие за Меркушкина, показали то, как активно они поддерживают Путина.

Исходя из этого, все инициативы Николая Меркушкина в обязательном порядке должны находить поддержку на федеральном уровне, а руководство всех федеральных органов власти РФ должно относиться к Самарской обл. как к совершенно уникальному региону, население которого сумело консолидироваться вокруг своего признанного лидера.

Комментарии

Ольга СИТНИКОВА, заместитель руководителя Аппарата Государственной думы — начальник управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

- Жилищный кодекс РФ не предусматривает расчет расходов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета даже при наличии решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. В целях урегулирования данной ситуации в рамках правового поля депутатами Государственной думы РФ от фракции «Единая Россия», фракции «Справедливая Россия», фракции ЛДПР и фракции КПРФ подготовлен и внесен в Государственную думу РФ проект федерального закона № 113667-7 «О внесении изменений в ст. 156и 161 Жилищного кодекса РФ и ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», предоставляющие собственникам помещений в многоквартирных домах право на своем общем собрании изменить общий порядок определения расходов на указанные виды коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирных домах.