Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (640) | 2 октября 2017г.
 

Гандикап Чемезова

В борьбе за регионы может быть отыгран кланами, альтернативными Ростеху

Павел Андреев

25 сентября с назначения Дмитрия АЗАРОВА врио губернатора Самарской обл. началась очередная волна обновления губернаторского корпуса в Российской Федерации. За уже состоявшимися назначениями прослеживается интерес Госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА. Следующая для них задача — получить согласие президента РФ Владимира ПУТИНА совместить выборы губернаторов с выборами президента 18 марта 2018 г. На их стороне работает Администрация президента (АП) РФ. Однако есть силы, способные нарушить эти планы. Это альтернативные по отношению к Ростеху элиты, готовые вмешаться в алгоритм начавшейся волны ротации губернаторов. О том, что это уже началось, говорят две «незапланированные» отставки глав Красноярского края и Дагестана, произошедшие синхронно 27 сентября.

Наша цель –неопатримониализм

В текущей ротации глав регионов есть один существенный дефект: ротация происходит почти за год до плановых выборов. Иначе говоря, главы субъектов должны в течение года носить приставку «врио». Помимо чисто имиджевой составляющей, данный дефект несет существенное ограничение полномочий. Например, в части ротации собственных кабинетов. Это создает угрозу появления в окружении новейших назначенцев лоббистов от проигравших групп влияния. Иначе говоря, в новейшей истории России (фактически с начала 90-х годов прошлого века) наблюдается один и тот же процесс. Кланстокхолдер политического цикла, получив мандат, начинает интенсивную работу по зачистке политического поля с целью сохранения этого мандата бесконечно долго. Для наглядности совершенно не нужно приводить примеры Казахстана или Беларуси.

В Самарской обл. был губернатор (1992-2007 гг.) Константин Титов, мэры Тольятти (1994-2000 гг.) Сергей Жилкин и (2000-2006 гг.) Николай Уткин, мэр Самары (1997-2006 гг.) Георгий Лиманский. Просто специфика России куда интереснее бывших союзных республик.

За последние четверть века наша страна, наверное, уже поставила рекорд по смене внутриполитического устройства. Поэтому успехи бенефициаров ушедших политических циклов оказались временными. Все они вынуждены были покинуть вожделенные посты в результате переформатирования правил политической игры. Причем отказы от амбиций происходили под давлением «недобитых» групп влияния, стремящихся капитализировать перманентно изменяющуюся политическую реальность. Примечательно, что усилия федерального центра последних лет по централизации полномочий в политических процессах на местах лишь усиливали лабильность российской системы, неуклонно вселяя в проигравших надежды на светлое будущее.

Вполне возможно, неспроста именно сейчас появился месседж на эту тему. Приглашенный профессор в Woodrow Wilson Center Александр Фисун дал интервью «Радио Свобода» (PC) на тему неопатримониализма. Для текущих реалий Самарской обл. и регионов, включенных в «ротацию», можно считать существенными следующие признаки неопатримониализма: «...Устойчивая форма претерпевает постоянные изменения через периодические коллапсы, связанные с тем, что неопатримониализм, во-первых, не решает проблему преемственности политического лидерства. Во-вторых, неопатримониализм не решает проблему консолидации элит и консолидации общества вокруг одного вождя или вокруг правящей группы. Т.е. динамика раскола неопатримониального режима происходит между правящими группами, это борьба между правящими группами за доступ к ресурсам. Специфика монополизации политического пространства такова, что часть политических игроков оказывается вне системы раздела государства и вне системы доступа к разделу ренты. И поэтому возникает напряжение между различными элитными группами. И эти элитные группы вступают между собой в борьбу». Ну что тут скажешь? По большому счету, кроме новомодного термина, с помощью которого можно лечить от заикания, все остальное мы битых 25 лет наблюдаем в Самаре и окрестностях.

К слову, об «окрестностях»

В текущей борьбе за «доступ к ресурсам» в РФ абсолютным лидером является глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов. Политолог Ростислав Туровский заявил РБК: «Группа Чемезова сыграла большую, если не решающую роль в формировании этой тенденции — назначении молодых технократов. Помимо Азарова и Никитина (врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров, врио губернатора Нижегородской обл. Глеб Никитин. — Прим. ред.) отношение к Ростеху имеют губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников и глава Калининградской обл. Антон Алиханов» (http:// www.rbc.ru/politics/27/09/ 2017/59cbb5469a79473ae0d83749?fr om=center_l). Следует пояснить, что и Овсянников, и Алиханов — выходцы из Министерства промышленности и торговли РФ, возглавляемого ростеховской креатурой Денисом Мантуровым (см. «Хронограф» №43 (487) от 23.12.13).

Победное шествие Ростеха продолжилось 28 сентября назначением врио губернатора Ненецкого автономного округа (НАО) Александра Цибульского. В конце 2008 г. Цибульский занял пост помощника министра регионального развития РФ. Примечательно, что 14 октября 2008 г. на этот министерский пост был назначен еще один видный человек Чемезова – Виктор Басаргин (см. «Хронограф» №20 (590) от 17.06.16).

Состоявшееся 28 сентября назначение Цибульского можно считать достаточно жестким, т.к. НАО логичнее считать вотчиной не Ростеха, а, например, НОВАТЭКа Леонида Михельсона. Еще одна деталь по данному событию. РБК успел отчитаться о том, что в НАО ростеховской креатуры не будет. Скорее всего, это не случайность, а месседж того же порядка, как и мнение об отсутствии кандидатов на «внеплановые» вакансии в Красноярском крае и Дагестане (главы двух этих регионов синхронно ушли в отставку по собственному желанию в один день -27 сентября).

Здесь следует понимать, что превентивный уход с политического поля — достаточно распространенный спойлерский прием в российской (да и самарской) политической борьбе. Титов весной 2000 г. уходил с поста губернатора, чтобы избираться назло своим оппонентам, а в конце августа 2007 г. — чтобы заставить вошедший в регион Ростех с собой считаться. В итоге вместо, образно говоря, политического «зиндана» Титов получил мандат члена Совета Федерации РФ. Более новый пример — заблаговременное снятие председателем СГД Виктором Сазоновым своей кандидатуры с выборов мэра Самары в 2010 г.

Судя по всему, под вывеской «ротации губернаторского корпуса» АП РФ продвигает на посты глав субъектов креатуры бенефициаров текущего политического цикла. Логично предположить, что далеко не всем элитам нравится то, что в этой роли с августа прошлого года бессменно выступают Сергей Чемезов и его региональные сателлиты. Ни для кого не секрет, что наиболее сложные ситуации для межрегиональных кланов складываются в национальных субъектах (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.04.16). Отсюда и Дагестан.

Красноярский край, наоборот, является местом столкновения интересов надрегиональных экономических кланов. Таким образом, там было кому вступить в игру и инициировать отставку главы региона раньше того момента, когда Ростех получит возможность подсунуть свою креатуру лицу, принимающему решения.

Что же касается Самарской обл., то губернатор (2012-2017 гг.) Николай Меркушкин несколько раз демонстрировал феноменальные способности уходить от отставки. Первый серьезный случай произошел осенью 2016 г. Тогда Меркушкин исчез сразу же после сентябрьского дня голосования почти на полтора месяца. Чем он был занят, до сих пор остается тайной для широких народных масс. Самарские элиты год назад уже и не ждали его возвращения, но Меркушкин вернулся и все пошло по-старому.

Следующий проблемный период Меркушкина начался в апреле т.г. В РБК в апреле уже опубликовали статью об отставке предпоследнего самарского губернатора.

Однако создается впечатление, что в тот момент модераторы процесса поставили для себя избыточные планы. В начале 2017 г. ротация губернаторов шла одновременно с атакой на креатуру «голубого лобби Газпрома» — главу правительства РФ Дмитрии Медведева. В результате процесс непозволительно затянулся, наступили майские праздники, политическая конъюнктура, окружающая президента РФ, поменялась, «запланированные» решения не были приняты. В результате Медведев и Меркушкин сохранили свои прежние места работы. Стокхолдерам процесса осталось лишь утешаться арестом министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева.

После этого котировки главы АП РФ Антона Вайно и его первого зама Сергея Кириенко начали стремительно падать. Майские проблемы усугубились низкими электоральными успехами младогубернаторов-технократов. В результате президенту РФ Владимиру Путину пришлось лично включаться в перевыборные кампании сверхновых креатур АП РФ. И вот тут произошла интересная метаморфоза. Выборы во всех регионах 10 сентября прошли успешно, акции команды Вайно-Кириенко вернули утраченные позиции, в результате на прошлой неделе с 25 сентября началась небывалая по интенсивности ротация глав субъектов.

Искусство капитализации

На этот раз с Самарой тянуть уже не стали. Видимо, учли ошибки двух предыдущих кампаний (осень 2016 г. и начало 2017 г.). Примечательно, что статья о готовящейся отставке Меркушкина на РБК опять появилась заблаговременно 21 сентября. Только на этот раз сценарию суждено было реализоваться. Данная аналогия наталкивает на мысль, что и апрельская публикация о том же самом не была запоздалой уткой.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: пока тандем Вайно-Кириенко безапелляционно начинает и выигрывает партию за партией. Казалось, что майский удар, нанесенный кланами, оппонирующими Ростеху, приведет к невосполнимым потерям в действующем составе АП РФ. Однако работа по капитализации времени-пространства строится на принципах, кардинально отличающихся от линейно-директивной политики комсомольско-молодежного актива. (Ярким примером такого актива как раз является отставленный Николай Меркушкин.) Правильное таргетирование позволяет менять траекторию процесса и капитализировать даже те подпроцессы, которые кажутся проигрышными. Судя по всему, совместная электоральная работа президента РФ Владимира Путина и младогубернаторов-технократов может стать предлогом для инициативы совмещения президентских выборов с выборами новейших врио. Это позволит новым назначенцам укрепить свои позиции. В первую очередь в деле подавления оппозиционных элит. Кстати, в Самарской обл. таких элит теперь точно будет больше, чем при Меркушкине. 27 сентября в ходе пленарного заседания СГД они уже сумели показать способность пользоваться скрытой силой.

Однако у идеи совмещения выборов есть слабое место. Планами АП РФ была предусмотрена ротация в десяти регионах. При таком 10-процентном обновлении губернаторского корпуса, да еще в ожидании синергетического эффекта для президента РФ получить одобрение Кремля на перенос выборов губернаторов с сентября на март 2018 г. будет далеко не самой сложной задачей. Если, конечно, ротация опять не забуксует. Например, ради пяти губернаторов такое решение может и не пройти. А если так, то у оппонентов младогубернаторов-технократов с приставкой врио (в т.ч. и Дмитрия Азарова) будет целый год, чтобы не только позволить проигравшим самарским кланам сформировать полноценную фронду, но и подготовить им под себя административный ресурс к сентябрьским выборам 2018 г. Ситуация будет гораздо сложнее, чем у весенних назначенцев т.г. Так что соревнование элит, разворачивающееся в неопатримониальной России, может оказаться куда более интересным, чем предстоящий чемпионат мира по футболу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.