Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (644) | 30 октября 2017г.
 

Не влезай, убьет!

Мухаметшин рискует в противостоянии с монополией Мурова

Андрей Неретин, Павел Соколов

20 октября Арбитражный суд Самарской обл. приостановил процесс в рамках спора между ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС) и АО «Самарская сетевая компания» (ССК) до момента вступления в силу судебного акта по другому делу. Естественный монополист по передаче электроэнергии требует взыскать с региональной распределительной сетевой компании более 14 млн р. После назначения Дмитрия АЗАРОВА на пост врио губернатора Самарской обл. генеральный директор ССК Виль МУХАМЕТШИН, похоже, обрел дополнительную уверенность в победе над подконтрольным государству монополистом. Однако рано списывать со счетов то, что председатель правления ФСК ЕЭС Андрей МУРОВ является сыном директора Федеральной службы охраны РФ (2000-2016 гг.) Евгения МУРОВА.

Кто есть кто

Самарская обл. рискует испортить свой имидж, заработанный ранее во взаимодействиях с крупнейшими федеральными операторами рынка транспортировки и распределения электроэнергии. Здесь оператор региональных распределительных сетей повадился создавать проблемы крупнейшей в мире публичной электросетевой компании — ФСК ЕЭС. ФСК ЕЭС была образована в 2002 г. как дочерняя структура ОАО РАО «ЕЭС». Отметим, ФСК ЕЭС создавалась как оператор по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС). В процессе реформы РАО «ЕЭС» было ликвидировано (2008 г.). Генерирующие компании за некоторым исключением были приватизированы, а сетевая, распределительная и диспетчерская деятельность осталась под контролем государства. На данный момент крупнейшим акционером ФСК ЕЭС с долей 80,13% является ПАО «Россети». Россети в свою очередь на 88,04% принадлежат государству.

ФСК ЕЭС занимается передачей электроэнергии (в этом виде деятельности компания является субъектом естественной монополии), а также оказывает услуги технологического подключения. В числе клиентов ФСК ЕЭС — региональные распределительные сетевые компании. На территории Самарской обл. одной из самых крупнейших распределительных сетевых компаний считается ССК. Этого удалось достичь после завершения Вилем Мухаметшиным (на фото) процедуры поглощения бизнеса ЗАО «Самарские городские электрические сети», АО «Сызранская городская электросеть» и ООО «Электросеть» (Тольятти) в 2015 г.

Дело за делом

В настоящее время в Арбитражном суде Самарской обл. ведется разбирательство по исковому заявлению ФСК ЕЭС к ССК. Оно было подано в суд 23 мая 2017 г. Делу присвоен номер А55-15666/2017. В рамках этого дела оператор по управлению ЕНЭС требует взыскать с региональной сетевой компании 14 млн р. Из них 13,3 млн р. в качестве оплаты фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС за период с 22 апреля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. В качестве третьих лиц к участию в разбирательстве привлечены министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл., ПАО «МРСК-Волги — Самарские PC», ОАО «Металлист-Самара» и ООО «Газпромэнерго». 20 октября в рамках этого дела суд вынес определение:

«Приостановить производство по делу №А55-12666/2017 до вступления в законную силу судебного акта по делу №А55-3499/2017, находящегося в производстве Арбитражного суда Самарской обл.».

Отметим, дело №А55-3499/2017 было возбуждено и принято судом к производству после обращения 16 февраля 2017 г. в суд представителя ФСК ЕЭС с заявлением к АО «Металлист-Самара». В рамках этого дела ФСК ЕЭС пыталась взыскать с АО «Металлист-Самара» более 22,6 млн р. 3 октября Арбитражный суд Самарской обл. огласил достаточно странное по своему содержанию решение: «Уточнение исковых требований принять. Цену иска считать равной 24 130 648 р. 72 коп. В иске отказать» . Это решение будет считаться не вступившим в законную силу до тех пор, пока у ФСК ЕЭС не истечет срок для его обжалования в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде. Поскольку цена иска решением суда была увеличена, то не возникает сомнений, что ФСК ЕЭС все же воспользуется правом продолжить отстаивать свои позиции. Единственный минус для ФСК ЕЭС — это затяжка по времени, которую ей организовывают оппоненты. Похоже, это на руку ССК.

Следует отметить, что ФСК ЕЭС уже не в первый раз обращается в суд с иском к СКК. В качестве примера можно привести разбирательство, в рамках которого ФСК ЕЭС пытается взыскать с компании Мухаметшина 1,2 млн р. В качестве третьего лица привлечено АО «Технопарк». Этому делу присвоен номер А55-25164/2016. Как следует из материалов дела, 12 марта 2014 г. ССК обратилась в филиал ФСК ЕЭС — Магистральные электрические сети (МЭС) с заявкой на технологическое присоединение. Между ФСК ЕЭС и ССК 9 июня 2014 г. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям государственного монополиста объектов электросетевого хозяйства ССК. По этому договору ФСК ЕЭС обязалась осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к электрическим сетям ССК. В свою очередь ССК обязалась оплатить расходы. По условиям договора, размер платы составил 1,6 млн р. ФСК ЕЭС разработала и утвердила условия на технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Письмом от 15 сентября 2015 г. в адрес ССК была направлена оферта, которую региональная распределительная сетевая компания так и не подписала.

Исчерпав все меры досудебного урегулирования, ФСК ЕЭС в октябре 2016 г. обратилась в самарский арбитраж. Суд установил правомерность предоставленного со стороны ФСК ЕЭС расчета стоимости оказанных услуг. В решении Арбитражного суда Самарской обл. от 17 марта 2017 г. в пользу ФСК ЕЭС говорится: «У сетевой организации (имеется в виду ФСК ЕЭС. –Прим. авт.) нет обязанности безвозмездно готовить технические условия, а также выполнять иные мероприятия по технологическому присоединению заявителя».

ССК с решением суда не согласилась и обжаловало его. Дошло до кассации. 5 октября Арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань) постановил решение Арбитражного суда Самарской обл. от 17 марта 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Сфера высоких сил

В действиях ССК уже начинает прослеживаться определенная тенденция. Компания Мухаметшина на все чаще напоминает о своем несогласии с позицией ФСК ЕЭС по ряду коммерческих споров. Причем Мухаметшина, похоже, все меньше смущает то, что в качестве оппонента в этих спорах выступает одна из крупнейших в стране госкомпаний.

Председатель правления ФСК ЕЭС Андрей Муров наверняка обратит внимание на столь смелое поведение частной региональной электросетевой компании в Самарской обл.

Андрей Муров приходится сыном Евгению Мурову, директору Федеральной службы охраны РФ с 18 мая 2000 г. по 26 мая 2016 г. Другими словами, Евгений Муров -один из самых приближенных к президенту РФ Владимиру Путину силовиков на протяжении практически всего его пребывания у власти в качестве главы государства. В органах КГБ СССР Евгений Муров с 1971 г. Относится к плеяде современных государственных деятелей, вышедших из рядов ленинградского управления КГБ СССР. С учетом этих обстоятельств при желании всегда найдутся те, кто без особого труда сумеет довести до Андрея Мурова информацию о том, что врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров в свое время начинал карьеру в структурах самарского холдинга «Волгопромгаз», выходцем из которого принято считать и самого Мухаметшина.

Происходящие события вполне могут быть преподнесены Андрею Мурову в качестве попытки местных элит, вдруг вообразивших себе возможность опереться на административный ресурс, начать диктовать условия федеральным энергетикам. Реакция может последовать самая непредсказуемая. После того как в отношении России со стороны стран ЕС, США и Канады с марта 2014 г. начали вводиться жесткие экономические санкции, федеральные экономические кланы, лишившись выхода на внешние рынки, устремили взор на рынки внутренние. В окружении отца и сына Муровых сегодня достаточно тех, кто готов начать экспансию в какой-нибудь новый для себя субъект РФ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.